Слайд 1Интерактивные методы обучения
Экспресс - метод овладение предметом и умением учиться
Слайд 2Экспресс-метод овладение предметом и умением учиться
Авторы метода:
Владимир Мартьянович Каган
Владимир Яковлевич
Ламм
Сергей Борисович Леонов
Иркутский политехнический институт
Слайд 3Сущность метода
Метод представляет собой организацию работы с
информацией по структурированию учебного курса и его частей, в процессе которого происходит глубокое и прочное освоение содержания учебного предмета.
Основой данного метода выступает составление обучаемым конспект-схемы учебного материала
Слайд 4Теоретические основания метода
изучение учебной информации
(информационный поиск);
анализ учебной информации (рефлексия,
осмысление);
формирование выводов, обобщения (концептуализация опыта);
разработка модели знаний (активное экспериментирование)
Слайд 5Модель знаний
Для представления знаний о изучаемом объекте авторами метода предлагается выделить
пять уровней глубины знаний, которые характеризуют степень познания объекта.
Под объектом понимается предмет, явление (физическое, химическое и т.п.), событие, процесс, технология, деталь, машина, материал, конструкции и др
Слайд 6Модель знаний
Определяются следующие уровни глубины
знаний:
внешнее описание объекта;
взаимодействие с окружающей средой или факторы, влияющие на объект;
внутренние процессы в объекте;
применение объекта в практике;
степень изученности или проблемы дальнейшего совершенствования
Слайд 7Модель знаний
Если представить, что пять уровней знаний составляют систему, связанную определенным
образом так, что переход от одного уровня знаний к другому способствует более глубокому познанию объекта, а в центре этой системы уровней поместить проблемы, которые предстоит решить, то получится определенный образ изучаемого объекта (явления, процесса), который может быть назван научным образом
Слайд 8Модель знаний
“Сжатие”, структурирование, визуализация и систематизация учебной информации позволяет создать укрупненные
дидактические единицы, использование которых в процессе обучения может принести значительную экономию учебного времени и повысить эффективность учебного процесса
Слайд 9Модель знаний
Необходимо учитывать тот факт, что при осуществлении “сжатия” программного материала
“наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном”.
(Эрдниев П.М. “Системность знаний и укрупнение дидактической единицы”. Советская педагогика, 1975, № 4)
Слайд 10Конспект - схема
Конспект-схема является компактной и эффективной формой «упаковки» инфор-мации и
представляет собой оригинальную фреймовую модель знаний.
“Фрейм (рамка) - это единица представления знаний, заполненной в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно текущей ситуации”
(Минскин М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979).
Слайд 11Фреймовая модель знаний
Фрейм, как правило, состоит из нескольких ячеек-слотов, каждый из
которых имеет свое назначение.
Фрейм книга
Слайд 13Конспект - схема
При составлении конспект схемы используется одновременно ряд кодов представления
знаний:
● рисуночный,
● числовой,
● символический,
● алгоритмический
Слайд 14Конспект – схема и развитие компетентности
Решение задачи моделирования знаний способствует развитию
компонентов компетентности у разработчиков:
● мобильность знаний,
● вариативность метода,
● критичность мышления
Слайд 15Применение метода
Экспресс-метод может быть использован на этапах обучения:
● деятельного освоения знаний,
● генерализации знаний (обобщение),
● контроле знаний.
Слайд 16Этапы составления конспект - схемы
Первый этап
Анализ учебного текста (понятия) и распределения
информации по уровням глубины
Слайд 17Этапы составления конспект - схемы
Второй этап
Подбираются способы сворачивания и визуализации знаний
Воздух,
при солнце устье открыто
Жел. пигмент не разруш. при низких t
Влажность
Высокая
Низкая
Слайд 18Этапы составления конспект - схемы
Третий этап
Заполнение конспект- схемы,
«скелет» которой с
названием частей заполняется заранее
Слайд 20Преимущества метода
Включение обучающихся в активную творческую деятельность по инженерии знаний.
Благоприятные условия
по развитию творческих способностей обучающихся.
Слайд 21Недостатки
Необходимость обеспечения требуемого уровня мотивации обучающихся.
Необходимость наличия общеучебных умений у обучающихся.
Необходимость
осуществления определенных организационно-педагогических мероприятий по разработке учебных материалов и предварительной подготовки к работе обучающихся.
Слайд 22 Лучше всего человек учится, когда его роль активна.
Обучение через деятельность позволяет
преодолеть проблему трансформации абстрактных знаний в навыки, даёт результат непосредственно в процессе обучения.