Существуют различные обозначения кейс -технологии:
метод изучения ситуации
метод деловых историй
просто метод кейсов
Технология (метод) решения ситуационных задач относится к кейс-технологиям
Актуальность. Цель использования технологии
Цель использования технологии решения ситуационных задач:
Способствовать достижению образовательных результатов обучающихся
это методика, ориентированная на работу в проблемном поле
это активный педагогический
прием, используемый для обучения
это технология способствующая развитию компетенций обучающихся: социально – личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социо – культурной и других
это средство оценки освоения компетенций
работать с информацией.
демонстрировать различные
позиции и точки зрения
развивать навыки анализа и
критического мышления
успешно адаптироваться в обществе,
продвигаться к профессиональной
карьере.
обучающиеся приходят к выводу, что из любой ситуации существует много выходов,
формируется ответственность обучающихся за выбор
Кейс метод обучения возник в США , Гарвардской школе бизнеса.
«Кейс» (в переводе с англ.) означает
портфель, чемодан, дипломат
Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай
Первым ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Киселев Владимир Дмитриевич, старший научный сотрудник Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Его методика написания кейса имеет свое специальное название — «КЕЙКИС».
- по типу получаемой информации:
Профессиональные - это кейсы на выявление уровня профессиональных (предметных) компетенций.
Личностные - кейсы, проявляющие поведенческие стратегии, личностные свойства и ценности.
- по используемому материалу (степень известности материала):
На известном материале.
На неизвестном материале
- по типу включенности в деятельность:
Включенные – оцениваемый должен принять роль участника ситуации, и действовать исключительно из этой роли.
Не включенные – когда нужно оценить действия участников ситуации, как бы со стороны, или ответить, как бы поступил оцениваемый в данной ситуации.
- по степени конкретизации информации:
Структурированные, подробные, с четко простроенной структурой, большим количеством данных .
Слабоструктурированные, не содержащие большого количества данных, что позволяет выявить потенциал, умение, а не знание, определить уровень мыслительной и поведенческой гибкости.
- по степени стандартности условий:
Кейсы, предлагающие стандартную рабочую ситуацию – проявляют знания или навыки в стандартных рабочих условиях.
Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, проявляют умения оцениваемого действовать в ситуациях, отклоняющихся от нормы. мыслительную гибкость.
тренинговый;
Сюжетный;
бессюжетный.
Кейс с приложением;
кейс без приложений.
Кейс-рассказ;
кейс-эссе;
вопросный кейс;
кейс-задание.
видео-кейс.
ситуации с формированием проблемы;
ситуации без формирования проблемы;
личностный;
многосубъектный.
в режиме от прошлого к настоящему;
кейс-воспоминание;
описательный
поисковый;
альтернативный;
проектный
преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения
ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный?
Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование
Второй шаг
Третий шаг - ……….
ФГОС СПО
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Этапы работы :
знакомство с ситуацией (задачей) её особенностями;
2. выделение основной проблемы (основных проблем)
выделение факторов и персоналий
предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
анализ , принятие того или иного решения;
3. предложение одного или нескольких вариантов
Требования к оцениванию:
ФГОС СОО , утв . Пр. 2012г., №413
Личностные
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества (ОК1)
2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
3.готовность и способность вести диалог с другими людьми
метапредметные
умение владеть навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению (ОК8)
умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (ОК4, ОК5)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей (ОК2), ОК3);
Предметные результаты изучения истории
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении (ОК8);
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
уважающий мнение других людей, (ОК6) достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
Риски:
при организации групповой работы возможно доминирование одного или двух участников группы;
вероятность «зацикливания» на одном варианте решения проблемы;
невозможность решения задачи из – за отсутствия у обучающихся жизненного опыта
Отсутствие опыта использования технологии у педагога
отсутствие педагогического такта
Ситуационные задачи по обществознанию (раздел «право»).
Темы: Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений, Охрана труда, Трудовые споры, Трудовая дисциплина, Рабочее время и час отдыха и др.
Тема: Рабочее время и час отдыха
Задача 1
Семнадцатилетний обучающийся филиала техникума Кузаков Игорь на протяжении года в свободное от обучения время работал в фирме ООО «Весна»
Какой длительности должно быть его рабочее время?
Тема: Оплата труда. Гарантии и компенсации.
Задача 2
Дежурный слесарь-сантехник согласно графика смен работал с 20.00 субботы до 8.00 воскресенья.
Как будет ему оплачено это время?
(ТК. ст. 54, ст.107)
Гражданское право.
Задача. 6.
Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте
Ответ. Права девушка . После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства.
Ответ. В соответствии со ст. 1347 ГК РФ автором изобретения, признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора
в заявке на выдачу патента на изобретение, считается автором изобретения.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что 13-летний Витя будет являться автором изобретения.
И в качестве автора в заявке на патент должен быть указан Витя. Однако в силу того, что Витя является лицом, не достигшим возраста полной дееспособности, то в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки от его имени могут осуществлять его родители.
При достижении возраста 14 лет Витя в соответствии с ч. 2 ст. 26 ГК РФ может самостоятельно осуществлять все права автора изобретения.
3 факт.14 декабря 1825 года. Офицеры- члены тайного общества вывели на Сенатскую площадь свои войска, чтобы предъявить требования сенату об изменении государственного устройства России и отказались присягнуть императору Николаю I
Почему? К чему стремились будущие декабристы? Что хотели изменить в России?
Проблема 2 (обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если событие развивалось иначе): «Предположите, могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Как бы шло развитие России, если бы выступление декабристов закончилось победой?».
Таблица №1.
Конструктор ситуационных задач
На основе таксономии целей (Бенджамин Самюэль Блум) Л. С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов
Литература:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть