Презентация, доклад на тему Методическая разработка на тему Особенности психологического подхода к процессу обучения

Содержание

Цель изученияВыявление различных психологических подходов для повышения уровня обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся

Слайд 1Особенности психологического подхода к процессу обучения. Пути его реализации при формировании

профессиональных компетенций обучающихся

Подготовила преподаватель
ГОУ НПО ЯО ПЛ-17
Шилова Н.В.

Особенности психологического подхода к процессу обучения. Пути его реализации при формировании профессиональных компетенций обучающихсяПодготовила преподаватель ГОУ НПО

Слайд 2Цель изучения
Выявление различных психологических подходов для повышения уровня обучения при формировании

профессиональных компетенций обучающихся
Цель изученияВыявление различных психологических подходов для повышения уровня обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся

Слайд 3 Задачи:
Изучить:
Психологические подходы к процессу обучения
Психологическую форму успешного обучения при

формировании профессиональных компетенций


Задачи: Изучить:Психологические подходы к процессу обученияПсихологическую форму успешного обучения при формировании профессиональных компетенций

Слайд 4Учебная деятельность
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает

новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития.
Учебная деятельностьУчебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него

Слайд 5Два взаимодополняющих подхода
В психологии современный взгляд на обучение реализуется в

двух взаимодополняющих друг друга:
Деятельностный
Системогенический

Два взаимодополняющих подхода В психологии современный взгляд на обучение реализуется в двух взаимодополняющих друг друга:ДеятельностныйСистемогенический

Слайд 6Деятельностный подход
Строится как психолого-педагогическая концепция с

ориентацией на практическое применение в рамках психологии обучения. Основоположником этого подхода является Л.С. Выготский.
Усвоение осуществляется за счет механизма интериоризации.
Деятельностный подход    Строится как психолого-педагогическая концепция с ориентацией на практическое применение в рамках психологии

Слайд 7Интериоризация -
Формирование внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения

жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать. Психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения.
Интериоризация -Формирование внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и

Слайд 8Системогенетический подход
Представляет уровневое, иерархическое построение к

учебной деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова в ходе учения у обучающегося формируется ряд иерархически связанных уровней, два из которых являются предварительными и четыре — основными
Системогенетический подход    Представляет уровневое, иерархическое построение к учебной деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова в

Слайд 9Шесть уровней системы учебной деятельности:
I Личностно-мотивационный. Формируется мотивация на учебу.
II Компонентно-целевой. Включает

в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения.
III Структурно-функциональный. На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми обучающимися.

Шесть уровней системы учебной деятельности:I Личностно-мотивационный. Формируется мотивация на учебу.II Компонентно-целевой. Включает в себя предварительное ознакомление с тем,

Слайд 10
IV Информационный. Обучающийся усваивает не всю информацию, а только необходимую и

достаточную для решения стоящих перед ним задач. Формируется ориентировочная база учебной деятельности.
V Психофизиологический. Уровень физиологических и психофизиологических систем, активационных механизмов, обеспечивающих энергетику деятельности учения
V Индивидуально-психологический. Каждый обучающийся осуществляет учебную деятельность по-своему. Задействовано разное сочетание способностей и их уровней развития.
IV Информационный. Обучающийся усваивает не всю информацию, а только необходимую и достаточную для решения стоящих перед ним

Слайд 11Основные положения системогенетического подхода, внесенные в психологию обучения
раскрытие механизмов учения

на процессуальном уровне;
формирование в ходе деятельности учения системы способностей. Наличие определенного уровня одаренности у каждого ребенка;
индивидуально-личностный подход к ребенку
Основные положения системогенетического подхода, внесенные в психологию обучения раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне;формирование в ходе деятельности

Слайд 12Соотношение методологических подходов и задач обучения

Соотношение методологических подходов и задач обучения

Слайд 13Индивидуально-психологическим особенности обучающихся, влияющие на эффективность обучения
уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения,

навыки и успешно применять их для решения задач)
креативность (способность самому вырабатывать новые знания) 
учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей 
высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний
Индивидуально-психологическим особенности обучающихся, влияющие на эффективность обученияуровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для

Слайд 14Конституция (телосложение). По Э. Кречмеру выделяются следующие типы
лептосоматик (астеник) – рост средний

или выше среднего, слаборазвитая мускулатура, узкая грудная клетка, удлиненные конечности, вытянутые шея и голова; 
пикник – рост средний или ниже среднего, крупные внутренние органы, укороченные конечности, не очень развития мускулатура, короткая шея, избыточный вес;
 атлетик – рост средний или выше среднего, развитая мускулатура, большой объем грудной клетки, широкие плечи, узкие бедра, пропорциональная голова;
 диспластик– резкие диспропорции в строении тела (например, слишком длинные конечности, широкие бедра и узкие плечи у мужчин и т.п.)
Конституция (телосложение).  По Э. Кречмеру выделяются следующие типы лептосоматик (астеник) – рост средний или выше среднего, слаборазвитая мускулатура,

Слайд 15Данные о влиянии конституции на учебную деятельность:
Реактивные пикники быстрее расходуют силы

и потому их лучше спрашивать в числе первых и давать вначале более трудные задачи, а более простые позже. Им чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти.
Астеникам можно давать задачи возрастающей сложности, на экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение материала.
Данные о влиянии конституции на учебную деятельность:Реактивные пикники быстрее расходуют силы и потому их лучше спрашивать в

Слайд 16Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не

изменяются при жизни

Человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему. Последним необходимо вырабатывать компенсаторные приемы, чтобы приспособиться к требованиям деятельности, не свойственным их темпераменту.

Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не изменяются при жизни Человек с любым

Слайд 17Трудности обучающихся со слабой нервной системой:
длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического

или эмоционального напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, особенно при дефиците времени;
работа в условиях, когда преподаватель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (ситуация письменного ответа гораздо благоприятнее);
работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на реплики преподавателя, на вопросы других обучающихся);
работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; работа в шумной, неспокойной обстановке;
работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя
Трудности обучающихся со слабой нервной системой:длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического или эмоционального напряжения самостоятельная, контрольная или

Слайд 18Для ослабления негативных эффектов такого рода, желательно, чтобы преподаватель использовал следующие

приемы:

не ставил обучающегося в ситуацию резкого ограничения времени, а давал достаточно времени на подготовку;
чаще позволял ученику давать ответы в письменной форме;
разбивал сложный и большой по объему материал на отдельные информационные блоки и вводил их постепенно, по мере усвоения предыдущих;
не заставлял отвечать по новому только что усвоенному материалу;
чаще поощрял и подбадривал ученика для снятия напряжения и повышения его уверенности в своих силах;
в мягкой форме давал негативные оценки в случае неправильного ответа;
давал время для проверки и исправления выполненного задания;
по возможности не отвлекал внимание ученика на другую работу до завершения уже начатой.

Для ослабления негативных эффектов такого рода, желательно, чтобы преподаватель использовал следующие приемы: не ставил обучающегося в ситуацию

Слайд 19У обучающегося с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях:
когда

предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
когда материал излагается преподавателем в достаточно высоком темпе;
когда время выполнения работы строго ограничено;
когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работ, на ответы преподавателю или товарищам;
когда продуктивность усвоения материала оценивается на начальных этапах его постижения или заучивания;
когда необходимо дать быстрый ответ на неожиданный вопрос
У обучающегося с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях:когда предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию

Слайд 20Преподавателю рекомендуют при работе с инертными обучающимися:
не требовать немедленного и

активного включения в работу, а давать возможность постепенно включиться в выполнение задания;
не требовать одновременного выполнения нескольких разнородных заданий;
не требовать быстрого (на ходу) изменения неудачных формулировок, помнить, что инертным с трудом дается импровизация;
не проводить опрос в начале занятия или по новому материалу
Преподавателю рекомендуют при работе с инертными обучающимися: не требовать немедленного и активного включения в работу, а давать

Слайд 21Психологическая форма успешного обучения
М + 4П + С,
где М

— мотивация,
1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П — применять информацию,
С — систематичность занятий. 
Психологическая форма успешного обучения М + 4П + С, где М — мотивация, 1П — прием (либо

Слайд 22В структуре мотивации выделяют 4 компонента
удовольствие от самой деятельности
значимость для

личности непосредственного результата деятельности
мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
принуждающее давление на личность
В структуре мотивации выделяют  4 компонента удовольствие от самой деятельностизначимость для личности непосредственного результата деятельностимотивирующая сила

Слайд 23Влияние остроты зрения на восприятие
Именно в результате ограниченности остроты зрения человека

в больших аудиториях таблицы не «срабатывают»: они слишком мелкие. Величина букв на доске играет немаловажную роль, так эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра для конформного зрения величина букв на доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6–7 метров — буквы должны быть уже 5 см. Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине — на 4, а мужчине на 3, то есть буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4-х женских шагов или 3-х мужских шагов.
Влияние остроты зрения на восприятиеИменно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы не «срабатывают»:

Слайд 24Восприятие информации с доски
Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная

на доске в правом верхнем углу. 

Восприятие информации с доскиАмериканские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. 

Слайд 25Восприятие информации
Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его

на странице (например, текст напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона
Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках
Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти


Неудобочитаемым является желтый на белом фоне.
Восприятие информацииВосприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст напечатанный в

Слайд 26При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном

важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации

По мнению специалистов к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный — зеленый; желтый — фиолетовый, синий — оранжевый.
При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвет успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика, т. е. цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как цвет влияет на

Слайд 27Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:
обеспечить проведение занятий в

условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения студентами режима дня, питания, отдыха, движения
давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии
соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения
Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого

Слайд 28
полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием.

Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения
учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров)
в умеренных пределах разнообразить изложение; использовать приемы поддержания и возвращения внимания
учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает

полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации,

Слайд 29
уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации
использовать наглядность, графики,

схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти
вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления
напомнить обучающимся о важности соблюдения режима дня, так каждый «недосланный час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10— 20 %.
уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информациииспользовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации

Слайд 30
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть