Слайд 1Материалы для проведения ШМУ
Тема :
«Создание ситуации успеха на уроке
как необходимое условие процесса обучения школьника»
выполнила: учитель математики
МБОУ «Оспехская СОШ» МР
«Усть-Алданский улус(район)» Республика Саха (Якутия) Неустроева С.Т.
Слайд 2Цель:
- создание условий для формирования образовательного пространства,
главной ценностью которого является успешность
ребенка в различных
формах учебной деятельности, что будет способствовать повышению качества образования.
Слайд 3Задачи:
- рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик», определить для
себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
- определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка
в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной деятельности;
- рассмотреть методы конструирования на уроке ситуации успеха.
Слайд 4Константин Дмитриевич Ушинский
«…только успех поддерживает интерес ученика к
учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.»
Слайд 5Сегодня главный смысл деятельности учителя -
создать каждому ученику ситуацию успеха.
Слайд 6Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в
процессе выполненной работы.
Слайд 7У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Слайд 8Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то
можно мотивировать его на будущую деятельность.
Слайд 9Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием
возьмется за работу.
Слайд 10Что следует понимать под ситуацией успеха?
Слайд 11Ситуация
- это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен
организовать учитель.
Слайд 12Успех -
удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Слайд 13 Ситуация успеха
— это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а
сам успех — результат подобной ситуации.
Слайд 14В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения
от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Слайд 15Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной
атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.
Слайд 16Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так
же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Слайд 17Определим технологические операции создания ситуаций успеха
Слайд 18а)снятие страха;
б)авансирование успешного результата;
в) персональная исключительность;
г) внесение мотива;
д) скрытое инструктирование ребенка
о способах и формах совершения деятельности;
е) мобилизация активности или педагогическое внушение;
ж) высокая оценка детали.
Слайд 19а) Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:
Слайд 20«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся
на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Слайд 21б) Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую
убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка:
Слайд 22«У вас обязательно получится».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Слайд 23д) Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.
Достигается это путем намека или пожелания:
Слайд 24«Возможно, лучше всего начать с…..».
«Выполняя работу, не забудьте о…..».
Слайд 25г) Педагогу следует показывать ребенку ради чего, ради кого совершается та
или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
Слайд 26в)Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Подчеркнуть это педагог может следующими фразами: «Только ты и мог бы…».
«Только тебе я и могу доверить…».
Слайд 27
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой
просьбой…».
Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.
Слайд 28
е) Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима
мобилизация активности или педагогическое внушение.
К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…».
Слайд 29
ж) Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить
успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
Слайд 30
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность
учащихся в своих силах и не опустить руки.
Слайд 31
Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе
системы методов.
Слайд 32Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися
ситуации успеха.
Слайд 33 1.Дифференцированное
обучение
В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью.
Слайд 34Для каждой группы педагог осуществляет подбор такого содержания обучения, которое соответствует
уровню обученности учащихся и их потребностям.
Слайд 35Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления
и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Слайд 36При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив
их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса.
Слайд 37Затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в
ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.
Слайд 38Характер творческих заданий может быть различным:
на установление межпредметных связей;
на поиски разнообразных
вариантов решения;
на сравнение и сопоставление;
исследовательского характера;
на расширение кругозора.
Слайд 39Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего
средние ученики также получают задание с элементами творчества
Слайд 40 Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет
усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений.
Слайд 41Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий.
Слайд 42При такой форме организации деятельности каждый ученик имеет возможность работать в
меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Слайд 43Недостатком такого метода может стать то, что учащиеся начинают комплексовать и
чувствовать неуверенность в своих силах, т.к. не могут выполнить более сложные задания. А наивный вопрос соседа «А ты на сколько баллов сделал?» и вовсе может свести все усилия учителя на нет.
Слайд 442. Коллективные формы обучения
В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо,
а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Слайд 45Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая
самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Слайд 46Этот метод коллективной работы позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность
реализации коммуникативных потребностей учеников.
Слайд 47Формы коллективной работы:
- работа в парах постоянного и сменного состава,
-
работа в микрогруппах (тройках, четверках),
- работа в группах (по 5-7 человек),
- коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Слайд 483. Сочетание репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения
Слайд 49Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает
проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь.
Слайд 50Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний,
позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Слайд 514. Метод проектов
– педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение
новых знаний под руководством учителя.
Слайд 52Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
При работе
над проектами учитываются возрастные особенности школьников.
Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.
Слайд 53Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется
умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Слайд 54Приём «Эврика»
Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в
ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Может раскрыться творческий потенциал личности.
Слайд 55
Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами:
с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ.
Слайд 56Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента
мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.
Слайд 57Большинство из исследователей учебной проблемы методов стимулирования деятельности приходит к выводу,
что поскольку
понятие метод многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом случае должен конструироваться учителем.
Слайд 58
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
- не наказывать отрицательной отметкой,
- не высказывать
грубой критики в адрес ученика.
- подбадривать за малейший успех,
- одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися,
- за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
Слайд 59- Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности.
Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
Слайд 60- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная
оценка за старание, за усилия и прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
Слайд 61
Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие
творческие элементы.
Слайд 62Ведь ученик,
даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро
считает и т д.
Слайд 63Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей,
желания учиться.
Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Слайд 64Вывод:
успех в учебе – завтрашний успех в жизни!