Лекция №1
Основные задачи и организация педиатрической службы В России.
Преподаватель Массудова. Л.Р
Слайд 2
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования, хотя бы
маленьким , но новым для вас кусочком знания, считается бесплодным и невозвратно погибшим.
И.Я. Серебрийский
Слайд 3План изложения материала
1. Педиатрия, как наука. Цели и задачи.
2. История развития
педиатрии. Вклад отечественных ученых.
3. Структура педиатрической службы. Профилактическая педиатрия.
4. Демографические показатели в РФ. Современные достижения педиатрии
Слайд 4Происхождение слова «педиатрия»
Ped – ребёнок
itria – врачевание
«Врачевание дитя»
Предмет изучения педиатрии –
причины и механизмы развития болезней у детей , их проявления, способы диагностики, лечения и профилактики
Детский возраст – от 0 до 18 лет
Слайд 5Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины
Гиппократом в IV веке до нашей эры.
В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых.
Слайд 6В XVI, XVII, XVIII веках стали описываться болезни, присущие только детскому
возрасту.
В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям.
В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.
Слайд 7В России Петр I издал указ «О строении в Москве госпиталей
для помещения незаконнорожденных младенцев
Позже в работе М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» было указано на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, определены меры по борьбе с детской смертностью, поставлены вопросы о создании домов ухода за внебрачными детьми и сохранении жизни новорожденных.
Слайд 8В становление педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М.Максимович-Амбодик. В
своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.
Слайд 9Первый русский профессор-терапевт С.Г.Зыбелин в своих трудах описал правила вскармливания ребенка
грудью и показал значение грудного вскармливания для развития
Слайд 10
Первые больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в
Москве – в 1842 году. В последующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф.Филатова.
Слайд 11
Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф.Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную
отрасль медицины.
Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге.
В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика».
Ему принадлежат известные слова: «Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».
Слайд 12
С открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Медико-хирургической
академии и в 1873 году в Московском университете с детской клиникой.
В этот период педиатрия выделилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах XVIX века кафедры детских болезней и детские клиники
Слайд 13Н.Ф.Филатов, создал школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов
по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях», где он описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатинозной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптом железистой лихорадки и т.д. В 1892 году он возглавил в Москве общество детских врачей.
Слайд 14Н.П.Гундобин
Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма.
Большое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», выдержавшие несколько изданий.
Слайд 15
В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны
материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н.Сперанский
Слайд 16
Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором
их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер.
Слайд 17Большая роль в изучении аномалий конституции у детей принадлежит М.С. Маслову
(1885-1961 гг.) - профессору Военно-медицинской академии и Ленинградского педиатрического медицинского института. М.С. Маслов занимался изучением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.
Слайд 18
А. Ф. Тур (1894-1974) - крупный ученый, работавший в Ленинградском педиатрическом
медицинском институте, издал много работ по физиологии и диететике детей раннего возраста, патологии новорожденных, гематологии, а также написал учебник «Детские болезни».
Слайд 19
Система организации медицинской помощи детям включает 3 звена
1 - детская поликлиника
2
– детская больница
3 – оздоровительные детские учреждения
Слайд 20Детская поликлиника
Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям на дому, в поликлинике, в ДДУ,
школах
Работа строится по участковому
принципу (на участке 700-800 детей)
На каждом педиатрическом участке работают врач и медсестра
Одна из форм работы – проведение обязательных медицинских и профилактических осмотров
Слайд 21План обязательных профилактических осмотров здорового ребёнка в возрасте до 18 лет
(Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров
Не позднее 2-го дня после выписки из роддома врачом на дому (1 патронаж врача)
Через день после осмотра врача,
медсестрой на дому (1 патронаж медсестры)
В 2 недели жизни врачом на дому (2 патронаж врача)
В 3 недели жизни медсестрой на дому (2 патронаж медсестры)
В1,2,3,4,5,6 месяцев врачом амбулаторно
7,8 месяцев – медсестрой амбулаторно
9 мес – врачом амбулаторно
10,11 мес – медсестрой амбулаторно
12,18, 24. 36 мес – врачом амбулаторно
Слайд 22
Дети дошкольного возраста, посещающие ДДУ и школьники наблюдаются врачами ДДУ и
школы
Слайд 232 звено – стационары
Оказание стационарной многопрофильной помощи
3 звено – санатории
и ДДУ санаторного типа
Слайд 24Периоды детского возраста
Период внутриутробного развития (антенатальный) – от оплодотворения яйцеклетки до
рождения (38-42 недели)
Слайд 25Период новорожденности (неонатальный) – от момента рождения до 28 дней
(ранний неонатальный
– от рождения до 7 суток, поздний неонатальный- от 8 до 28 суток )
Адаптируется к новым условиям существования посредством пограничных состояний
Незрелость всех органов и систем
Заболевания – врождённые аномалии и пороки развития, последствия протекания родов (родовые травмы), инфекционные заболевания (кожи, пупочной ранки, сепсис), пневмопатии, заболевания опорно-двигательной системы (врождённый вывих бедра, врождённая кривошея, косолапость).
Невосприимчивость к ряду инфекций
Слайд 27Роль медсестры
Обучить родителей правилам ухода за ребёнком и вскармливанию
Профилактика инфекционных заболеваний
(сан-гиг режим, пропаганда грудного вскармливания, профилактических прививок)
Облегчить период адаптации
Слайд 28Грудной возраст (от 1 мес до1года)
Особенность – быстрые темпы набора массы
и роста, интенсивный обмен веществ, совершенство ЦНС, становление двигательного и нервно-психического развития
Заболевания – диспепсии, хр. расстройства питания (дистрофии), нарушения минерального обмена, дефицитные анемии, аномалии конституции (диатезы), заболевания нервной системы (последствия родовой травмы), опорно-двигательной системы, инфекционные заболевания
Слайд 30Задачи медсестры
Обучить мать рациональному вскармливанию
Обучить родителей методам укрепления здоровья
Пропаганда проведения профпрививок
Беседы
о профилактике детского травматизма
Слайд 31Период молочных зубов - 1-6 лет
Ранний детский период (старший ясельный) 1-4
года
Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки . Формируется речь. Дети очень любознательны, задают много вопросов
Слайд 32Заболевания раннего детского периода
Инфекционные: ОРВИ, часто кишечные инфекции, корь, ветряная оспа,
скарлатина и др.
Отравления лекарствами.
Инородные тела в дыхательных путях, ухе, желудке и кишечнике.
Роль медсестры: воспитание гигиенических навыков, способствовать укреплению здоровья, воспитанию гигиенических навыков
Слайд 33
Дошкольный возраст (4-6 лет) Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.
Укрепляется мускулатура, костный скелет.
Начинается смена молочных зубов (с 5 лет).
Заболевания: частые инфекционные заболевания,
высокий риск травматизма
Слайд 34Школьный возраст (6-18 лет)
Младший школьный (6-12 лет) – большинство органов и
систем функционируют как у взрослого, заканчивается смена молочных зубов на постоянные
Заболевания : ОРВИ, сколиоз, миопия, ревматизм, туберкулёз, травматизм, неврозы.
Слайд 36
Старший школьный возраст 12-18 лет(пубертаный)
Завершается физическое и психическое развитие ребенка.
Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребенка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желез, щитовидной железы, гипофиза).
Это период вытягивания в длину,
Эмоциональная сфера отличается неустойчивостью. Выражено свое “я”.
С детьми этого возраста всегда много проблем.
Заболевания периода:
Эндокринные нарушения (эндокринопатии).
Вегетососудистые дистонии. Неврозы.
Нарушения осанки (сколиозы)
Болезни цивилизации
Слайд 38Задачи медсестры
Проведение санпросвет работы по вопросам здорового образа жизни
Выявлять нарушения режима
дня, перегрузок нервной системы
Слайд 39Физическое развитие
Одна из основных характеристик здоровья ребенка
В раннем возрасте физическое развитие
отражает статус питания
Слайд 40Факторы, влияющие на физическое развитие
Вес при рождении
Питание
Конституция родителей
Окружающая среда
Медобслуживание
Заболевания ребёнка
Слайд 41Показатели физического развития определяют путём антропометрии
Масса тела
Длина (рост) тела
Окружность головы
Окружность
грудной клетки
Слайд 42Изменения массы тела на первом году жизни
Масса при рождении 2500-4000г
К 4,5
мес масса удваивается, к 1 году утраивается
В 1 год масса 10+-0,5 кг
Слайд 43Прибавка массы за 1-й год
1 мес.- 600г
2 мес.-800г
3 мес.-800г
Далее – 50
г за каждый последующий месяц
Например, Мрожд.=3000г, в 4мес.Мдолж=3000+600+800+800+750=5950г
Слайд 44Изменение массы тела у детей старше 1-го года
От 1года до
10 лет Мдолж=10+2n
Старше 10 лет
Мдолж=30+4(n-10),где n-количество лет
Слайд 45Изменение роста
Рост при рождении 45-53см
Удваивается к 4-5 годам, утраивается к
14-15 годам
2 периода вытяжения – 5-6 и 11-14 лет
За 1-й год жизни увеличивается на на 25 см и составляет в среднем 75 см
Слайд 46Прибавка роста на 1-м году жизни
С 0 до 3 мес –
на 3 см в мес
С 3 до 6 мес – на 2,5 см в мес
С 6 до 9 мес – на 1,5 см в мес
С 9 до 12 мес - на 1 см в мес
Например, Ррожд=50см, в 4 мес Рдолж=50+3+3+3+2,5=61,5см
Слайд 47Прибавка роста у детей старше 1-го года
С 1г до 4 лет
Рдолж=100-8(4-n)
После 4 лет
Рдолж=100+6(n-4)
n – количество лет, 100 – рост в 4 года
Слайд 48Окружность головы
При рождении 34-36 см
В 6 мес 43см
На каждый недостающий месяц
до 6 месяцев -1,5см
На каждый последующий месяц после 6
+0,5см
Например, в 4 мес. Огол=43-1,5-1,5=40см
Слайд 49Изменение окружности головы у детей старше 1-го года
В 5 лет Огол=50см
До
5 лет на каждый недостающий год до 5 лет – 1см
На каждый последующий год после 5 лет +0,6см
Слайд 50Окружность грудной клетки
У новорожденного 32-34см
В 6 мес Огр 45 см
На каждый
недостающий месяц до 6 месяцев – 2см
На каждый последующий месяц после 6 месяцев +о,5см
Например, в 4 мес
Огол=45-2-2=41см
Слайд 51Изменение окружности грудной клетки у детей старше 1-го года
В 10 лет
Огр=63см
На каждый недостающий год до 10 лет
1,5см
На каждый последующий год после 10 лет +3см
Слайд 52
При каждом обязательном медосмотре ребёнка до 3-х лет
Измерение длины/роста
Массы
Окружности головы
Слайд 53
Результаты заносят в соответствующие графики
У мальчиков и девочек отдельные графики
Слайд 54Графики физического развития
Длина тела/возраст
Масса тела/возраст
Масса/длина
Индекс массы/рост
Индекс массы=масса/рост(м2)
Слайд 56Интерпретация показателей
Зависит от того , где находится показатель физического развития на
графике
Следует анализировать динамику физического развития по нескольким осмотрам
В «норме» кривая будет проходить через линию «0» на любом графике и по линиям стандартных отклонений
Слайд 57
Оценка физического развития детей старше 3 лет может проводиться по перцентильным
таблицам
Слайд 58Оценка психомоторного развития
Проводится на каждом обязательном профосмотре ребёнка до 3 лет
По
результатам оценки проводится консультирование матерей
Слайд 59Критерии оценки психомоторного развития
Моторика
Статика
Сенсорные реакции
Речь
Психическое развитие
Слайд 60Важно!
Не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям психомоторного
развития. Допустимо отставание:
На 1-м году жизни на 1 мес.
На 2-м году – на 3 мес.
На 3-м году – на 6 мес.
Слайд 61
Профилактическое направление в педиатрии включает комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание
здорового ребенка, предупреждение заболеваний и инвалидизации детей.
Слайд 62
Основные направления профилактической работы в педиатрии.
Различают профилактику заболеваний:
первичную,
вторичную
третичную.
Слайд 63Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причинных
и предрасполагающих факторов.
Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями.
Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и социальную проблему.
Слайд 64Основные направления первичной профилактики:
1. Диспансерное наблюдение за детьми всех возрастных групп.
2.
Проведение неспецифической и специфической иммунопрофилактики.
3. Улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни.
4. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.
5. Психологическая помощь детям из группы риска.
6. Планирование семьи.
7. Систематическое наблюдение за женщиной в пренатальный период беременности и постнатальный период.
8. Организация рационального питания.
9. Гигиенический контроль над качеством пищевых продуктов.
10. Повышение уровня санитарно-просветительной работы.
11. Профилактика детского травматизма.
12. Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.
13. Эпидемиологический контроль.
Контроль над экологической ситуацией.
Слайд 65Вторичная профилактика
предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их
прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика обеспечивается оптимальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.
Основные направления вторичной профилактики:
1. Выявление предрасположенности или ранних признаков заболевания.
2. Формирование групп риска.
3. Динамическое наблюдение за группами риска.
4. Мониторинг физического и психического развития, сенсорной системы и др.
Слайд 66
В 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России был утвержден «Этический кодекс
медицинской сестры России» как система нравственных ориентиров, принятых всеми представителями данной профессии.
В основе кодекса лежат принципы общечеловеческой морали. Кодекс декларирует основные этические компоненты философии сестринского дела: обязанности, ценности, добродетели.
Слайд 67Основные принципы взаимоотношения медицинских сестер с больным ребенком и его родителями:
1.
Действовать профессионально, в пределах своей компетенции.
2. Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.
3. Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их переживания.
4. Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуациях, своевременно снимать психоэмоциональное напряжение.
5. Одинаково ровно относится ко всем детям.
6. Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.