Слайд 1Культурная революция в Ивановском крае
Презентацию подготовила Барменкова Елизавета 9А
Слайд 2После гражданской войны в ходе восстановления народного хозяйства и последующей индустриализации
возникла острая нужда в грамотных и профессионально подготовленных людях.
Слайд 3В связи с этим быстро расширялась сеть образовательных учреждений самого разного
профиля и уровня – от начальных школ до вузов, одновременно разворачивалась кампания по ликвидации безграмотности. Например, Иваново-Вознесенский политехнический институт разделился на 4 вуза: энергетический, химико-технологический, текстильный, сельскохозяйственный. Появились педагогический, медицинский институты, различные техникумы выпускали рабочих.
Слайд 4Открылись сотни «ликбезов» - небольших школ, в которых взрослые, порой даже
седые люди читали по слогам несложные тексты и неумело выводили мелом на доске свои первые фразы: «Мы не рабы», «рабы не мы». Педагогами часто становились студенты и старшеклассники.
В 1930-х годах в городах Ивановской области была достигнута стопроцентная грамотность, но в деревнях обучить всех так и не удалось.
Слайд 5В 1920-х годах пока далеко не все дети ходили в школу.
Причин этому было несколько: участие в сельскохозяйственных работах, обязанность ухода за младшими в семье и даже отсутствие необходимой одежды и обуви. А уже в 1930-х годах в школы удалось привлечь практически всех детей школьного возраста. Начинают сооружаться новые школы.
Слайд 6Появилась построенная по индивидуальному проекту школа №32, школы в Сосневе, и
пр.
Слайд 7В 1932 году в городах области стали вводить 7-летнее обязательное обучение,
но в деревне всеобщим оставалось только начальное образование.
В Иваново работал Ивановский педагогический институт, здесь в это время начал свои масштабные научные исследования математик А.И. Мальцев.
В 1930 году был создан медицинский институт.
В каждом крупном промышленном городе – Иваново, Кинешме, Шуе – имелись техникумы.
Слайд 8В 1935 году в Иваново возникли сразу 3 театра – драматический,
музыкальной комедии и кукольный. Работали Кинешемский театр им. Островского, Шуйский драматический им. Горького и театр в городе Середе.
В каждом городе было по несколько кинотеатров. В Иваново самым крупным стал кинотеатр «Центральный». Произошло строительство цирка.
Слайд 9В Ивановском крае после революции возник новый для этих мест вид
народного промысла - лаковая миниатюра.
Слайд 10Палехская лаковая миниатюра возникла в 1923 году на основе иконописного промысла.
Уже с 1924 года она начала завоёвывать не только внутренний, но и западноевропейский рынок. Темы её рисунков очень разнообразны. Это сюжеты былин, народных сказок и песен, литературные образы, бытовые сценки. Рисунок палехских мастеров отличается плавностью, тонкостью, фигуры изящно удлинённые, гибкие; широко используется золото.
Слайд 11Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был
новый материал – папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой. А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое.
Слайд 13Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота,
гулянки и тройки. Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.
Слайд 14Самый молодой центр лаковой миниатюры - Холуй - так же возник
на основе иконописного промысла. Работы холуйских мастеров поэтичны и очень декоративны. Роспись производится темперными красками. Особенностью живописной манеры является использование синевато-зелёного и коричнево-оранжевого фонов.
Слайд 15В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью
лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос. В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.
Слайд 17Итоги культурной революции в Ивановском крае
Повышение уровня грамотности среди населения.
Создание большого
количества учебных зданий.
Значительное развитие науки и искусства.