Презентация, доклад на тему Коррекция бродяжничества 5 класс

Содержание

Ты убегаешь из дома, как вор из тюрьмы  Ты не боишься ничего, даже режущей тьмы.  Наградила тебя жизнь только болью и тоской,  Наградила тебя жизнь… и теперь хоть волком вой. Ученик-это тот, ради кого…Учитель – это тот,

Слайд 1«Коррекция бродяжничества»

«Коррекция бродяжничества»

Слайд 2Ты убегаешь из дома, как вор из тюрьмы  Ты не боишься ничего,

даже режущей тьмы.  Наградила тебя жизнь только болью и тоской,  Наградила тебя жизнь… и теперь хоть волком вой. 

Ученик-это тот, ради кого…
Учитель – это тот, для кого…
Психолог – это тот
который «для» и «ради»…

Ты убегаешь из дома, как вор из тюрьмы  Ты не боишься ничего, даже режущей тьмы.  Наградила тебя

Слайд 3Бродяжничество — выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или

другого детского учреждения.

Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием).
Бродяжничество — выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или другого детского учреждения. Может быть как

Слайд 4
социально-педагогическая запущенность;
глубокий психический дискомфорт;
отклонения в состоянии психического и физического

здоровья и развития,обостренные возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;
продолжительная безнадзорность;
отрицательные влияния окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологическая дезадаптация.

Основные группы причин самовольных уходов :

социально-педагогическая запущенность; глубокий психический дискомфорт;отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития,обостренные возрастными кризами, акцентуациями характера

Слайд 5
Эмансипационные побеги. Совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или

воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни.

Импульсивные побеги. Совершаются как следствие жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения

Демонстративные побеги. Совершаются, чтобы привлечь к себе внимание. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.

Дромоманические побеги. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки.

Классификация А.Е. Личко

9% случаев

20% случаев

26% случаев

45%.
случаев

Эмансипационные побеги. Совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений

Слайд 6
Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не

давали им и шагу сделать самостоятельно; ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость.
Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия.
Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде.

Американский психиатр Г. Штутте выделяет типы беглецов:

Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно;

Слайд 7
Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом,

имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.
Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой.
Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям.

Психологический аспект проблемы

Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную

Слайд 8Если подросток реагирует именно так, то значит он не научился применять

другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
И задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения

Поведенческая реакция в виде уходов из дома

обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток

возникает без понятных психологических мотивов. Более часто обусловлены возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки

мотивированная

немотивированная

Если подросток реагирует именно так, то значит он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях

Слайд 9Мотивированная реакция ухода возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой

психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков 
Могут быть у
условно здоровых,
у акцентуированных лиц,
у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера.

Мотивированные уходы

Мотивированная реакция ухода возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых

Слайд 10Немотивированные уходы - это патология, возникающая в рамках каких-либо психических расстройств.


Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.
Могут возникнуть у детей и подростков
с задержкой психического развития ,
у умственно отсталых лиц,
у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы,
у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения и носить немотивированный характер.


Немотивированные уходы

Немотивированные уходы - это патология, возникающая в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны

Слайд 11
I этап, часто кратковременный,
— начало уходов из дома, обычно является

реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах.

В случае выявления факта первичного ухода из дома необходимо выяснить:
1. Что явилось причиной ухода.
2. Насколько внятно и четко ребенок помнит обстоятельства принятия им решения об уходе, обстоятельства самого ухода и события, которые происходили с ним далее.
3. Как ребенок вернулся домой — самостоятельно или был кем-то приведен.
4. Что думает несовершеннолетний о своем поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких условиях.

На основании полученных при опросе данных принимается решение о характере ухода и дальнейших действиях

Этапы формирования процесса бродяжничества

I этап, часто кратковременный, — начало уходов из дома, обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается

Слайд 12II этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и

психологически не всегда объяснимы.

На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов.

При повторном уходе из дома необходимо:

повышенное внимание к несовершеннолетнему,
желательна консультация у специалиста,
следует поставить в известность учителей школы, инспектора ПДН,
каждый факт ухода должен быть предметом обсуждения с подростком и поводом для внимательного рассмотрения сложившейся вокруг него ситуации.


II этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом

Слайд 13
Значительно реже наступает III этап,
когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными,

ребенок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап — истинно патологический.
Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер.
При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте.
Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование.
Значительно реже наступает III этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в силах

Слайд 14Психолого-педагогическое сопровождение воздействия направляются на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и

имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение воздействия направляются на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка.

Слайд 151. Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам,

побегам
2. Диагностика проблем личностного и социального развития для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка (использовать в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики).
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.
По результатам диагностики психолог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Разрабатываются индивидуальные социально-педагогические программы с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.
Для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики, разрабатываются групповые программы.
4. Консультирование. консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей, склонных к самовольным уходам, побегам. С этой целью специалист проводит консультации для несовершеннолетних, родителей и лиц, их замещающих, учителей и других специалистов.

Направления работы

1. Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам, побегам 2. Диагностика проблем личностного и

Слайд 16Диагностический блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих

его эмоциональному неблагополучию.
Установочный блок включает главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на коррекционную работу. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:
подготовка коррекционной программу (сроки, этапы, методы, методики)
снижение эмоционального напряжения у ребенка;
активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции.
Коррекционный блок. Основной целью данного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием. Непосредственная работа по, заданной в установочном блоке, программе сопровождения.
Оценочный блок.Анализ проделанной работы. Обследование проводится по ранее используемым методикам. По результатам обследования принимается решение на продолжение работы в индивидуальном порядке или на успешное завершение коррекционной работы

Этапы психокоррекционной работы:

Диагностический блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.Установочный блок включает главную

Слайд 17На уровне эмоциональной сферы психолог должен помочь школьникам почувствовать собственную ценность;

стать более свободными в выражении собственных позитивных и негативных эмоций; научиться более точно вербализовать свои эмоциональные состояния; раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими.

В поведенческой сфере психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах
На уровне эмоциональной сферы психолог должен помочь школьникам почувствовать собственную ценность; стать более свободными в выражении собственных

Слайд 18- акцент на формирование конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а

также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишней тревогой.
- укрепление уверенности в себе, развитие позитивной самооценки, забота о личностном росте.
- психокоррекционная работа, с использованием приема «проживания каждой стадии процесса реагирования на психотравму, а психолог помогает ему модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, развить адекватные формы поведения, перейти от негативного к позитивному восприятию и мышлению, найти способ решения проблемы.
-использование правил поведения или терапевтических ограничений, которые необходимы в детской группе.
Их цель: гарантировать физическую и эмоциональную безопасность каждого ребенка; обеспечить принятие ребенка; способствовать развитию у детей способности к принятию решений, самоконтролю и ответственности; помочь детям связать занятие в группе с реальной жизнью; а также сохранить социально приемлемые отношения между ребенком и психологом.

Основные подходы к к преодолению эмоциональных проблем у детей.

- акцент на формирование конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться

Слайд 19игротерапия,
используя игротерапию, хорошо дополнять ее арттерапевтическими методами: рисуночная, основанная

на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия,
психоанализ,
метод десенсибилизации,
Метод аутогенной тренировки,
поведенческий тренинг
используется психорегулирующая тренировка - ПРТ,
хорошо влияют психомышечные тренировки
в детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры.


Методы и приемы психокоррекционной работы

игротерапия, используя игротерапию, хорошо дополнять ее арттерапевтическими методами: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная

Слайд 20При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции.


При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Подбор методов и приемов

При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую

Слайд 21с дошкольниками и младшими школьниками можно использовать элементы внушения и разъяснительной

терапии.
С младшими подростками разъяснительный подход может быть эффективным, однако структура беседы должна быть иной, Советы взрослого младший подросток воспринимает как вмешательство в свою личную жизнь. Преодолеть этот барьер помогают вопросы типа "как ты думаешь, как тебе кажется, как бы тебе хотелось?": фразы "Может быть, ты попробуешь, а потом решишь" и т. д.
Для старших подростков эффективны подходы эмотивно-рациональной терапии, когда вместе с подростком мы выясняем: каковы причины внутреннего дискомфорта, каким образом наши рекомендации могут помочь их устранению, при этом мы опираемся на возникающие у подростка в ходе беседы эмоциональные переживания. Эти же приемы используются в работе со взрослыми.


Содержание работы определяется возрастом.

с дошкольниками и младшими школьниками можно использовать элементы внушения и разъяснительной терапии. С младшими подростками разъяснительный подход

Слайд 22– это сложная многоуровневая система, включающая в себя не только психокоррекционную

и психоконсультативную работу, а также психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическуюдиагностику, направленные на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом и его социальное окружение

Психологическая помощь

– это сложная многоуровневая система, включающая в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологическое

Слайд 23Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не

автономны, их девиантное поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно.

Сотрудничество необходимо начать с рекомендаций по психологии общения, режиму дня, питанию.

Совместные усилия при активном содействии психолога приводят к изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.

Сотрудничество с родителями (законными представителями)

Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не автономны, их девиантное поведение – всегда

Слайд 24«Попробуйте стать партнерами...» Ведь на партнера никто не кричит, не заставляет,

его пробуют убедить, склоняют к компромиссу, показывают выгоды от сотрудничества.

«Менять себя» Родители и дети! Ближе никого нет! После такой демонстрации своего мнения и собственных решений ребенка, как уход из дома, у родителей один выход — не пытаться изменить оппонента, менять себя, только себя! И это приведет и к изменению отношений, оздоровлению их!

Приемы работы с семьей

«Попробуйте стать партнерами...» Ведь на партнера никто не кричит, не заставляет, его пробуют убедить, склоняют к компромиссу,

Слайд 25В каждом из наших трудных подростков живут два волка, и между

ними идёт борьба.
Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Мы, взрослые, должны помочь нашим трудным подросткам совершить правильный выбор, постараться сделать так, чтобы ни у одного из этих детей не было сомнений в том, какого волка в себе кормить!

Притча о жизненной истине: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков…»

В каждом из наших трудных подростков живут два волка, и между ними идёт борьба. Это борьба между

Слайд 26Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте подростка одного на

этом участке жизненного пути, станьте его "проводником".

Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет.

Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте подростка одного на этом участке жизненного пути, станьте его

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть