Слайд 1Концепция воспитания индивидуальности ребенка
Слайд 2Сущностная характеристика индивидуальности
Предпринятая попытка систематизации различных точек зрения ученых позволила выделить
четыре ключевых аспекта, характеризующих сущность данного явления.
Первый аспект – индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.
Второй аспект – индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека.
Третий аспект – индивидуальность как этап, уровень развития человека.
Четвёртый аспект – индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.
Слайд 3Основные компоненты индивидуальности
Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе
и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.
Второй компонент индивидуальности – это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.
Третий компонент – это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Именно данный компонент можно рассматривать в качестве базисного основания для формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств, а также как необходимое условие становления не примитивно пещерного, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности культурного достояния человеческой цивилизации.
Слайд 4Четвёртый компонент – нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности в соотнесении с духовно-нравственными ценностями
общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонентов индивидуальности произведено нами осознанно, хотя мы знаем, что многие исследователи подчёркивают независимость индивидуальности и уровня её сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком.
Пятый компонент – творческая активность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипостасях: и как её элемент, и как свойство, присущее ей, и как решающее условие её становления и проявления. Такая многогранность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему необходимо педагогу заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.
Завершая описание существующих в науке представлений о сущности и компонентном составе исследуемого явления, считается целесообразным сформулировать сложившееся на их основе определение понятия «индивидуальность». Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Слайд 5Цели, принципы, содержание и организация индивидуально-ориентированного воспитания
Основные компоненты воспитательного процесса (целевой,
содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный), ориентированного на развитие и проявление индивидуальности учащихся.
Главным целевым ориентиром индивидуально-направленной воспитания является, разумеется, индивидуальность и процесс её становления. Его достижение возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия – педагог и ребёнок – поставят перед собой следующие цели:
создание условий для развития и проявления индивидуальности детей (педагогическая цель);
эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель жизнедеятельности и самовоспитания ребёнка).
Слайд 6К числу принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, целесообразно
отнести семь требований к построению воспитательного взаимодействия:
Принцип целостности. Большинство учёных рассматривает индивидуальность как целостную систему. «Индивидуальность, – утверждал еще в XIX веке известный философ Людвиг Фейербах, – это неделимость, единство, целостность...» Данную точку зрения поддерживают и современные исследователи-психологи: Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.И. Собчик, которые собственными исследованиями убедительно доказали, что индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности. Принцип целостности актуализирует фундаментальное положение педагогической антропологии о том, что человек в своём единстве и целостности должен выступать предметом воспитания.
Принцип бинарности (бинарный – «двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.»). Бинарный характер построения воспитательной деятельности обусловлен целым рядом процессов такого же рода, связанных с развитием и проявлением индивидуальности. Хорошо известно, что формирование индивидуальности происходит под влиянием двух главных взаимодействующих факторов – наследственности и среды. Их влияние настолько взаимосвязано, что генетиками установлено существование устойчивой и значимой генотип-средовой корреляции.
Слайд 7Многочисленными исследованиями доказано, что развитие человека и его качеств, в том
числе и индивидуальности, невозможно вне социума, вне пространства человеческой деятельности, общения и отношений, вне социального опыта и ценностей культуры. Процесс социализации содействует формированию в индивиде не только общих черт и качеств, свойственных всем представителям человеческого сообщества, но и особенного и единичного, отличающего данного индивидуума от других людей.
Однако выяснение роли и степени влияния социализации на развитие индивидуальности человека не может быть ограничено лишь констатацией важного значения первого процесса для успешного протекания второго. Чтобы лучше понять механизм и характер влияния социализации на становление и проявление индивидуальности, надо в процессе социализации выделить два структурно-процессуальных компонента. Их целесообразно назвать следующим образом: первую составляющую – типизацией, а вторую – уникализацией. Под типизацией нами понимается процесс, направленный на формирование в человеке общего (типичного), свойственного всем или большинству представителей людского сообщества. Уникализацией мы называем процесс, который направлен на развитие в индивиде неповторимых (уникальных, единичных) качеств. Для развития важна не только глубина и интенсивность протекания каждой из них, но и их взаимосвязь и сопряженность.
Слайд 8И ещё об одном важном аспекте бинарности не следует забывать. Речь
идёт о двуединстве в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребёнка. Не случайно М.И. Рожков и Л.В. Байбородова предложили осуществить классификацию методов воспитания на основе идеи бинарности. «Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, – пишут они, – призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение парных методов «воспитания – самовоспитания».
Принцип доминанты. Необходимо сразу пояснить, что понятием «доминанта» определяется не столько физиологический очаг возбуждения, сколько обозначается такой момент бытия человека, как концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Кстати, и сам создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным и целесообразным применять данный термин в более широком контексте – при изучении и объяснении жизни человека в целом, включая её интеллектуальную и духовно-нравственную стороны.
Принцип вариативности. Вариативность как важнейшая характеристика воспитательного процесса обусловлена многообразием способов и условий человеческого бытия и постоянной их изменчивостью. Она детерминирована уникальностью каждого человеческого индивида, неповторимостью его жизненного пути и особенностями процесса развития.
Слайд 9Принцип помогающих отношений. Понятие «помогающие отношения» ввёл Карл Роджерс, который определил
его следующим образом: «Это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов». Этот же учёный назвал пять обстоятельств (условий), способствующих построению помогающих отношений. К ним он отнёс следующие:
Восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
Конгруэнтность педагога;
Безусловно положительное отношение взрослого к ребёнку;
Эмпатийное понимание ребёнка
Ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Принцип помогающих отношений нацеливает воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на обогащение своего педагогического арсенала индивидуально-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.
Слайд 10Принцип творческой активности обращает внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания
условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности.
Принцип рефлексивности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни. В современной практике воспитания существует широкий диапазон форм и методов развития у учащихся рефлексивной культуры.
В соответствии с целями и принципами отбирается содержание воспитательного процесса. Поэтому содержание воспитания включает в себя следующие составляющие:
созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению;
развитие задатков и способностей растущего человека;
освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
формирование нравственной направленности ребёнка;
развитие творческой активности детей.
Слайд 11Организационно-деятельностный компонент индивидуально-ориентированного воспитания складывается из форм, приёмов и методов, помогающих ребёнку
стать и быть самим собой. Методы воспитательного взаимодействия являются бинарными. Они обеспечивают в процессе воспитания двуединство деятельности педагога и активности ребёнка. К разряду основных приёмов и методов можно отнести представленные в таблице шесть пар способов взаимодействия воспитателя и его воспитанника.
Слайд 12Развитию и проявлению индивидуальности ребёнка способствуют следующие формы воспитательной работы:
учебные занятия спецкурсов
«Самосовершенствование личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);
циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», «Сотвори себя сам»;
альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;
игра-путешествие в мир своего "Я";
тренинг саморазвития, личностного роста;
мастерская самопроектирования;
творческая самопрезентация;
персональная выставка;
бенефис;
смотр-конкурс «Ученик года» («Достижение года»);
звездная гостиная «Зажги свою звезду»;
книжка (тетрадь) достижений;
личный сайт школьника.
Слайд 13Диагностико-результативный компонент воспитательного процесса состоит из критериев и методов изучения, анализа и
оценки эффективности деятельности по созиданию индивидуальности ребёнка. Бинарность характерна и для этой составляющей процесса воспитания. Можно выделить две группы критериев: первая группа позволяет оценить эффективность педагогического содействия развитию индивидуальности ребёнка, а вторая – помогает самому ребёнку измерить результативность своей работы по реализации стремления стать и быть самим собой. Мерилом эффективности педагогических действий может стать сформированность (развитость) основных компонентов индивидуальности, к которым нами отнесены авторское отношение человека к себе и окружающей действительности, задатки и способности, нравственная направленность, творческая активность, социокультурный опыт познания и преобразования себя и окружающего мира. В качестве мерила, помогающего самому ребёнку оценить результативность своей деятельности по развитию собственной индивидуальности, можно рассматривать следующие критерии:
самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);
самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);
самоудовлетворённость (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).
В соответствии с перечисленными критериями подбираются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приёмы самопознания, самоанализа и самооценки, что позволяет и взрослому, и ребёнку играть субъектную роль в изучении процесса развития индивидуальности.