Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 2. ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Слайд 2Цель изучения данной темы:
Изучение Конституционного права Кыргызской Республики как науки, его
методологию изучения. Значение изучения конституционного права Кыргызской Республики. Система науки конституционного права, а также рассмотреть Конституционное право Кыргызской Республики как учебной дисциплины, т.е. усвоение студентом характера данной дисциплины, за тем, что бы он имел представление о системе дисциплины Конституционного права Кыргызской Республики.
Слайд 3Вопросы:
1.Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
2.Конституционное право как наука
3.Система
науки Конституционного права
4.Конституционное право как учебная дисциплина
Слайд 4Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
Исторически произошло так, что
в отличие, например, от науки гражданского или уголовного права наука конституционного права сложилась как самостоятельная дисциплина во второй половине XIX в., а во весь голос заявила о себе только в XX в.
Для того, чтобы конституционное право как юридическая наука сформировалось в структурированную систему знаний, необходимо было, чтобы правовое регулирование форм и способов осуществления государственной власти, т. е. структуры, образования и деятельности органов государства, достигло значительного развития, чтобы сложилась более или менее развернутая система конституционных и иных правовых норм, регулирующих эту сферу отношений, а вопросы государственной жизни (в том числе отношения власти и граждан) решались бы не по произволу того или иного государственного властного лица, а на основе права и в соответствии с ним. Как образно отметил один из русских дореволюционных ученых: "...до тех пор, пока монарх может сказать о себе "государство — это я", науке государственного права нет и не может быть места". Сказанное не означает, что в системе юридических знаний ранее не было места вопросам, входящим в сферу государственного права; признавалось деление права на частное и публичное, использовался и термин "государственное право". Однако это далеко не равнозначно существованию самостоятельной систематизированной дисциплины, высокого теоретического уровня и большой практико-прикладной значимости.
Слайд 5Не менее показательно и то, что вопросы государственного права долгое время
рассматривались в рамках принятой в гражданском праве, идущей от римского права трехзвенной системе институции: о лицах, о вещах, об исках. По этой схеме, например, высшие органы государственной власти попадали в раздел о лицах, территориальные вопросы — в раздел о вещах, а в раздел об исках попадала у некоторых авторов не только судебная власть, но и выборные органы. В самом конце XVIII в. Блэкстон в своих знаменитых комментариях английского права в разделе о лицах говорит "о парламенте, о короле и его титуле, о господах и слугах, о мужьях и женах, о родителях и детях". Эти институционные подходы, заимствованные у частного права, имели объективное основание, поскольку на основе частноправового принципа (на основе личных прерогатив и привилегий) строились по преимуществу и сами отношения государственной власти.
Таким образом, формировавшаяся в XIX в. наука конституционного права не нашла в предшествовавшем развитии юридической науки сколько-нибудь значительной исходной опоры, в отличие от гражданского (частного) права, подвергшегося после рецепции римского права длительной научной обработке, многие результаты которой оказались достаточно адекватными новой системе товарно-денежных рыночных отношений.
Слайд 6Однако у науки конституционного права имелся иной плацдарм, значение которого трудно
переоценить. Это — политическая философия XVIII в., и прежде всего труды таких ее представителей, как Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др. Именно в этих трудах сформулированы многие принципы, восприятие и развитие которых позволило создать в конечном итоге развернутую конституционно-правовую доктрину, ставшую не только самостоятельной, но и ведущей отраслью юриспруденции. Речь идет о таких принципах, как народный суверенитет, разделение властей, верховенство конституции, неотчуждаемость основных прав и т. п. Однако как ни важна роль политической философии просвещения в генезисе науки конституционного права, историческая дистанция между ними слишком значительна, чтобы можно было говорить о прямой преемственности.
Политическая философия просветительства была направлена на необходимость преобразования существовавшего государства, его институтов и методов правления; наука конституционного права формировалась исходя из объективной потребности юридического оформления и закрепления новой, уже реально возникшей системы политических отношений и институтов буржуазного общества. Отсюда и существенные различия между первой и второй, хотя общей для них оставалась исходная установка: "заменить правление людей правлением закона". Становление науки конституционного права в огромной степени определялось ее практико-прикладной функцией: изложение и систематизация все возрастающего потока норм государственного права, выработка требуемых практикой новых юридических понятий, конструкций, технологий (например, избирательных систем, законодательной техники, законодательной процедуры.
Слайд 7Классическая школа
На первом этапе развития науки конституционного права господствующее положение в
ней занимала так называемая "классическая школа", заложившая основы развитой демократической конституционно-правовой доктрины. Эту школу называют также "юридической", поскольку свою главную задачу ее представители видели в разработке основополагающих принципов, норм, категорий государственного права, систематизации его норм, восполнении пробелов и т. п., что было особенно важным в становлении нового конституционного права. Для обоснования данного научного подхода использовалась методология юридического позитивизма — сознательное ограничение предмета юридической науки лишь правовой формой общественных явлений. Все видные представители классической школы исповедовали именно такое методологическое кредо.
По утверждению немецкого ученого П. Лабанда, научная задача изучения действующего права "заключается в конструировании правовых институтов, в приведении отдельных правовых положений к общим принципам и, с другой стороны, выведения вытекающих из этих принципов следствий. Для разрешения этой задачи нет других средств, кроме логики... Все исторические, политические и философские рассуждения, как бы они ни были ценны сами по себе, для догматики определенной правовой материи не имеют значения и часто служат лишь для того, чтобы скрыть недостаточность конструктивной работы".
Слайд 8Видный российский правовед Ф. Ф. Кокошкин подчеркивал, что юридическая наука о
государстве, т. е. наука государственного права, изучает не совокупность всех явлений, связанных с государством, а лишь "ту правовую связь, которая соединяет людей в такой союз; она изучает государственную жизнь лишь постольку, поскольку она определяется нормами права. Изучая таким образом явления государственной жизни только с одной стороны, юридическая наука не стремится дать этим явлениям полной, всесторонней, исчерпывающей характеристики, но стремится только выяснить их правовую сущность, их юридическую природу".
Самый, пожалуй, видный представитель классической школы — немецкий ученый Г. Еллинек постоянно подчеркивал необходимость методологического различия между социальным учением о государстве и учением о государственном праве. Содержание первого — фактическое и историческое; содержание второго — юридические нормы, которые, хотя и должны найти свое выражение в реальном бытии государства, должны быть строго отделены от этого социального бытия.
Слайд 9Подобные методологические установки не казались представителям классической школы ограниченными, поскольку они
видели в государстве преимущественно юридическое явление, и, соответственно, юридическое видение государства дает более всего для его понимания. В этой конструкции, сколь бы она ни была спорной, видно отчетливое стремление в развитие либерально-демократических идей отказаться от представлений о государстве лишь как властном механизме управления обществом, основанном на фактической силе. Не случайно именно в этот период входит в науку понятие "правовое государство". По своим целям и объективным результатам классическая школа может быть названа либерально ориентированной. В известной мере ее допустимо рассматривать и как своеобразное в методологическом плане отражение в юридической науке установок
экономического либерализма. Большинство видных представителей школы придерживалось либерально-демократических взглядов, хотя доля либерального и демократического была различной в разных конкретно-исторических ситуациях. Во всяком случае в рамках этой школы не было влиятельного реакционно-ретроградного крыла.
Слайд 10Вместе с тем на подходы представителей школы к проблемам конституционализма, парламентаризма,
законотворчества и многим другим в немалой степени повлияло то обстоятельство, что в рассматриваемый период преобладающей формой правления была монархия, переживавшая процесс превращения в конституционную монархию. Процесс этот был необратим, но достаточно сложен и противоречив, поскольку отражал сосуществование различных социально-политических сил. (Напомним, что до первой мировой войны в Европе было только три республики.) Многие представители классической школы не выступали как сторонники республиканской формы правления, предпочитая эволюцию конституционной монархии в либерально-демократическом духе.
Слайд 11Конституционное право как наука
Наука Конституционного права является составной частью всей юридической
науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль национального права – Конституционное право. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.
Слайд 12Наука Конституционного права исследует следующие теоретические проблемы:
Народное представительство;
Государственный, национальный, народный суверенитет;
Унитаризм;
Формы
государственного и территориального устройства;
Правовой статус личности;
Организация гражданского общества;
Государственная власть.
Источники науки Конституционного права – это факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, практика, то есть те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов (например, практическая деятельность государственных органов).
Слайд 13Методы науки Конституционного права:
Исторический – в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.
Сравнительно-правовой
– сравнительный анализ Конституционных норм различных стран, использование передового опыта.
Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, и наука Конституционного права позволяет эту систему выявить, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.
Статистический – выявляет эффективность воздействия норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер по исправлению норм.
Конкретно-социологический – изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.
Слайд 14Среди юридических наук наука Конституционного права является одной из самых сложных
и требующих особого внимания. Конституционное право как отрасль занимает ведущее место в правовой системе любого государства. Это происходит в силу содержания предмета Конституционного права, то есть регулируемых данной отраслью общественных отношений, складывающихся в сфере организации и осуществления государственной власти, ее взаимоотношений с гражданами государства. Главенствующее положение Конституционного права определяется еще и тем, что основным источником данной отрасли права является Конституция, а это правовой акт, обладающий верховенством по отношению к самой власти и ко всем другим источникам права.
В настоящее время снижается интерес к науке Конституционного права, что вполне объяснимо. Для этого достаточно лишь обратить внимание на реалии постепенно складывающейся у нас в стране рыночной экономики. Происходит смена приоритетов в юридическом образовании и частной практики: от публично-правового к частноправовому. Студенты – будущие юристы стремятся посвятить себя бизнесу, зарабатыванию денег. Отсюда – пальма первенства отдается дисциплинам частного права. Есть и другая причина. В прошлом публично-правовые науки были сверх всякой меры политизированы и идеологизированы, и уйти от этого не удается до сих пор, тем более, что по своему предмету Конституционное право, поскольку оно имеет дело с отношениями власти (как, впрочем, и Административное право), всегда было и остается наукой политической, а допущение в ней свободы взглядов и идей определяется степенью свободы, присущей данному конкретному обществу.
Слайд 15Наука конституционного
права в XX веке
Развитие науки конституционного права в XX
в. Распадается на два периода, четкой гранью между которыми является вторая мировая война.
I. Уже в первые десятилетия XX в. классическая школа подвергается критике и постепенно теряет господствующие позиции. Разумеется, накопленный ею "банк данных" сохранял свое значение и использовался на практико-прикладном уровне, но ее исходные установки уже не определяли развитие конституционно-правовой доктрины.
Сторонники новых ориентации, получивших обобщающее название юридико-социологического направления (Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович, Р. Сменд и др.), отвергали позитивистскую методологию и настаивали на том, что государствоведение должно обратиться к социально-политическим реалиям. Дюги считал, государственная власть есть "социологический факт", правление людей, в каком-то отношении более сильных, чем остальные; будучи фактом, государственная власть не нуждается в легитимации, понятия воля и суверенитет народа оказываются излишней "недоказуемой идеей". В контексте конституционного права трактовка государства как силы приводила многих государствоведов (например, Л. Гумпловича) к выводу о несостоятельности понятия "правовое государство".
Слайд 163. Система науки Конституционного пава
На систему науки Конституционного права оказывают влияние
глубокие качественные изменения в общественном и государственном строе Кыргызской Республики, которые привели к утверждению новых идей, касающихся организации и осуществления государственной власти, взаимоотношений государства и личности, признанию идеологического плюрализма.
Изучение отдельных категорий и институтов Конституционного права, тех или иных направлений государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков (разделов) Конституционно-правового знания.
Объектом познания может выступать Конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединенных по тому или иному признаку, что является основанием выделения в системе Конституционного права соответствующих научных и учебных дисциплин (например, Конституционного права Кыргызской Республики, Конституционного права США, Конституционного права англосаксонской правовой системы).
По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки Конституционного права, которую, с определенной долей условности, можно назвать особенным Конституционным правом.
Слайд 17Основные задачи общего Конституционного права:
1. Изучение общих понятий и категорий науки
Конституционного права в их системе.
2. Овладение методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов.
3. Уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на Конституционно-правовые нормы и практику.
4. Выделение наиболее целесообразной (идеальной) модели Конституционно - правового регулирования, ориентированную на общечеловеческие ценности и выяснения возможности ее применения в тех или иных конкретных исторических условиях.
Слайд 18В Конституционном праве Кыргызской Республики должно уделяться больше внимания системному
изучению Конституции Кыргызской Республики 1993 года, конституционно-правовой системы Кыргызской Республики , юридических аспектов ее применения, анализу конкретных норм и отношений, их оценке с позиции права, проблемы Конституционно-правовой ответственности. Организация и деятельность государственных органов Кыргызской Республики и общественных институтов должна рассматриваться с позиции их Конституционно-правового статуса и процедурных правил его реализации. Взаимоотношения государства и личности должно изучаться на самом высоком уровне правовых отношений по поводу обеспечения индивиду свободы от притязаний власти, обязанностей последней гарантировать права человека и право граждан в осуществлении власти.
Слайд 19Государственно-территориального устройства должен освещаться в связи с правами государства на его
территорию, правовой гарантии ее целостности, особенностями унитарного устройства Кыргызской Республики и правовыми проблемами разделения властей между Кыргызской Республики и ее частями, юридическим закреплением процесса реализации федеральной компетенции и компетенции субъектов Кыргызской Республики, порядка разрешения споров о компетенции между ними. При этом важно уделить значительное внимание вопросам процедуры реализации Конституционно-правовых норм и деятельности государственных органов.
Слайд 20Категории науки конституционного права
В конституционном праве используются собственные категории, выработанные
в рамках данной науки. К ним относятся: содержание конституционного права, конституция, конституционность, конституционализм, конституционная ответственность, конституционные гарантии прав и свобод человека, парламентаризм и т.п.
Помимо них в конституционном праве находят применение и категории, перешедшие из других наук и отраслей человеческого знания: общей теории права (право, норма права, форма [источник] права, отрасль права, правовой институт, легитимность, законность а др.), общей теории государства (государство, форма государства, государственный орган, функции государства и т.п.), философии (общество, личность, власть, гражданское общество, закономерность, метод исследования, общественные отношения и пр.), политологии (политическая система общества, политическая партия, политическое поведение, политическая культура, группа давления, лоббизм и т.д.), социологии (социальная структура, социальная общность, общественное мнение, социальный интерес и т.п.), общей теории систем (система, структура, организация, системные принципы и пр) и др.
Слайд 21Конституционное право как учебная дисциплина
Наука конституционного права Кыргызской Республики имеет своим
предметом изучение процесса формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права.
Наука Конституционное право КР изучает конституционно-правовых институтов, формулируются основные концепции, которые кладутся затем в основу практики реализации прав и свобод человека, построения и функционирования государственных органов и, что особенно важно, функционирования механизма конституционного судопроизводства. Сравнительный анализ ценностных установок и ориентиров, проводимый наукой конституционного права зарубежных стран, позволяет сопоставить практику формирования конституционно-правовых институтов, их эффективность в условиях различных общественных систем и государственных форм. Такой анализ позволяет выявить те основополагающие ценности, которые присущи развитому демократическому государству и его конституционному праву независимо от исторических, национальных, демографических, социально-экономических и иных конкретных условий, в которых развиваются данные общества и государства.
Слайд 22Построение учебного курса, его внутренняя структура прежде всего отражают структуру самого
конституционного права как отрасли права.
Главной задачей (КП) учебного курса является изучение в процессе сравнения или на национальном уровне эмпирического материала, образующего главную субстанцию самой отрасли национального конституционного права.
Главное назначение учебного курса — дать последовательное, логичное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирического материала, раскрывающее общее и особенное в конституционно-правовом развитии зарубежных государств.
Изучение учебной дисциплины должно способствовать правоведческой подготовке и получению необходимых профессиональных знаний и навыков, позволяющих правильно судить о социальном предназначении и сути конституционного механизма, выявить главные тенденции развития конституционного права в современных государствах, а также главное определяющее, которое составляет суть прогрессивного развития конституционного права.
Слайд 23Его построение отвечает задаче выявления прежде всего того общего, что характеризует
конституционное право в целом. На этой основе строится первая часть курса, в рамках которой проводится сравнительно-правовое изучение институтов конституционного права зарубежных стран в целом.
Вторая часть курса посвящена изучению институтов государственной власти Кыргызской Республики (Жогорку Кенеш, Правителство, и т.д) На неправовых факультетах изучение курса может быть ограничено только первой его частью, на юридических факультетах целесообразным и желательным является изучение как первой, так и второй части курса.