Слайд 1КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Слайд 2Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.
Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Слайд 3Различают следующие типы конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе
мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица
стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие
цели;
- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами
выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели
и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
- личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения
личности групповым нормам и ожиданиям.
Слайд 4Конфликтные ситуации – это неизбежные спутники подростковой жизни. Их возникновение является
естественным, закономерным следствием сложного взаимодействия подростка с окружающим миром. Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений в подростковой среде могут быть:
Слайд 5- конфликты статусов, занимаемых подростками в межличностных отношениях;
- конфликты из-за
оскорблений, сплетен, зависти, уровня личной неприязни друг к другу;
- конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2–3-х лидеров и их группировок за первенство;
- конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи между подростками;
Слайд 6- конфликты, связанные с расхождением моральных, духовных и нравственных ценностей;
-
коммуникативные конфликты, возникающие из-за отсутствия навыков общения;
- конфликты из-за индивидуально-психологических особенностей личности подростка, в частности, агрессивность;
- конфликты проступков, нарушений общепринятых норм поведения;
- конфликты, связанные с возникновением симпатий к подросткам противоположного пола, у девочек – из-за парней, у парней – из-за девушек.
- конфликты из-за существующей социально-экономической обстановки в стране, в частности, воспитание подростков в семьях разного социального статуса (неблагополучных, малообеспеченных, асоциальных и т. д.).
Слайд 7Многие конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
-
кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек
становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на
самом деле);
- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с
эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к
искажению восприятия);
- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или
раздражение, но это очень быстро проходит);
- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и
поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения
становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое
недоразумение может перерасти в конфликт);
- дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно
выразить словами).