Слайд 1
Тема
Компетентностно-ориентированные задания на уроках
в малокомплектной начальной школе
Слайд 2
Компетенция-
введен в научный
обиход для обозначения присущей человеку способности к выполнению какой-либо деятельности (от лат. competentis - способный).
Ноам Хомский американский лингвист
Компетенция- это
«совокупность взаимосвязанных качеств смысловых личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» («Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования»).
Андрей Викторович Хуторской
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской академии образования член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии
Компетентность –
это способность осуществлять деятельность с качеством, обеспечивающим выполнение профессиональных задач, достижение целей, получение результатов
Слайд 5
Компетентностно-ориентированное задание
-подразумевают изучение нового программного материала, без предварительного объяснения учителя,
-дополнение
информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников,
-начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок
Слайд 6.
воспроизведение информации или отдельных действий
- организует деятельность учащегося;
-развивает компетентность разрешения
проблем и самоменеджмента, так как учащийся определяет проблему в различных ситуациях, принимает ответственное решение, оценивает его последствия
Компетентностно-ориентированное задание
Учебные задания
Слайд 7
Компетентностно-ориентированное задание
основное
средство формирования ключевых компетенций учащихся
(базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности)
Слайд 8
Ключевые компетенций
коммуникативная
(результат освоения средств коммуникации, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающей средой, осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент);
информационная (результат освоения способов работы с информацией, ИКТ, ПК);
компетентность разрешения проблем (результат овладения ЗУН, обеспечивающими самореализацию, самосовершенствование, саморазвитие младшего школьника);
компетентность самоорганизации (результат усвоения проектно – исследовательских, творческих умений, позволяющие полноценно использовать личные ресурсы).
Слайд 9“Настоящий урок –
это совместный поиск истины учителем и учеником... Где
этого нет, там скука…”
Т. И. Гончарова
Слайд 10Структура КОЗ
Характеристика задания
Предмет
Класс
Формируемая компетентность
Аспект
Структура задания (стимул, задачная формулировка)
Уровень
Слайд 11
Структура КОЗ
Стимул (проблемная ситуация) – погружает в контекст задания
и мотивирует на его выполнение.
Слайд 12Структура КОЗ
Задачная формулировка (инструкция) – содержит указания учащемуся на его
действия по выполнению задания
Простая структура:
A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…
Б) прослушай задачу и ответь на вопрос…
B) внимательно прочитай и найди 2 главных принципа…
Г) бегло просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи ...(а,б,в - задачные формулировки простой структуры, но их можно перестроить в сложные структуры).
Слайд 13Задачная формулировка
Сложная структура:
A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу...,
подготовь выступление перед одноклассниками.
Б) прослушай задачу и ответь на вопрос..., найди недостающие данные и введи их в условие задачи.
B) внимательно прочитай и найди три главных особенностей..., составь памятку для...
Слайд 14Возникающие при проектировании ошибки
наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови,
расскажи);
ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;
избыточность формулировки;
-использование формы представления результата, незнакомой учащимся.
Слайд 15Структура КОЗ
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по
выполнению задания
Слайд 16Возникающие при проектировании ошибки
неоправданная громоздкость;
использование источника, содержащего программный материал;
несоответствие
возрасту;
избыточность формулировки;
недостаток информации.
Слайд 17Структура КОЗ
Инструмент проверки
Бланк
Слайд 18Структура КОЗ
Инструмент проверки -определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он
может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом (перечень вероятных верных или частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа).
Слайд 19Структура КОЗ
Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей
деятельности по выполнению задания.
Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной).
Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено
Слайд 20Компетентностно-ориентированное задание
1) это деятельностное задание;
2) оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
3) оно строится на актуальном для учащихся материале;
4) его структура задаётся определёнными элементами;
5) требует применение общих учебных умений.
Слайд 21Компетентностно-ориентированное задание
Компетентность: коммуникационная
Аспект: письменная коммуникация
Структура задания
Стимул: У тебя пропала кошка. Ты решил
написать объявление.
Задачная формулировка:
Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы кошки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Слайд 22Компетентностно-ориентированное задание
.
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы кошки –
1 балл.
В объявлении указан цвет кошки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы кошки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Слайд 23Компетентностно-ориентированное задание
Компетентность: самоорганизационная
Аспект: определение проблемы
Структура задания
Стимул: В школе объявили сбор макулатуры. Асхат со своим
другом Димой собирали макулатуру в одном подъезде. Чтобы не заходить обоим в одну квартиру, Асхат распределил квартиры (смотри справку).
Задачная формулировка: Определи закономерность, по которой Асхат распределил квартиры. Ответь на вопросы:
1) В какую следующую квартиру зайдёт Асхат?
2) В какую следующую квартиру зайдёт Дима?
Справка
Обойти квартиры Асхату: №1, №4, №7, №10, №13, …
Обойти квартиры Диме: №2, №3, №5, №6, №8, …
Слайд 24Компетентностно-ориентированное задание
Бланк ответов
Инструмент проверки (модельный ответ):
2 балла – Записаны числа: Асхат
(16), Дима (9)
1 балл – Верно записано хотя бы одно число.
Слайд 25Практикум №1
«Определение структурных элементов компетентностно-ориентированного задания»
Слайд 26Компетентностно-ориентированное задание
Задание1. Бабушка забыла где-то свои очки и не может дочитать
любимую книгу. Она попросила почитать ей вслух. К сожалению, книга плохо пропечатана. В ней видны не все знаки препинания. Помоги правильно их расставить.
Красив лес в ранние осенние дни (1) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие (2) веселые пятна кленов и осин. Воздух легок и чист (3) и уже почти замерзла река. Лес (4) наше богатство (5)
Инструмент проверки (модельный ответ)
А), Б). В) не требует знака Г) ! Д) –
Заполни вторую строку таблицы (бланк ответов):
Слайд 27Компетентностно-ориентированное задание
Задание 2. В подарок маме Оля вышила салфетку квадратной формы
со стороной 20 см и решила украсить тесьмой. Какой длины Оле нужно купить тесьму. Обведи букву выражения, с помощью которого ты можешь узнать длину тесьмы.
А – 20 + 20
Б – 20 + 4
В – 20 + 20 + 20 + 20
Г – 20 + 2
Д – нет верного ответа
Слайд 28Практикум №2
Провести анализ учебников на наличие в содержании компетентностно-ориентированных заданий.
Привести примеры
компетентностно-ориентированных заданий (обосновать возможность использования заданий в условиях МКНШ).
Проектирование компетентностно-ориентированных заданий.
Слайд 29Домашнее задание
Корректируем задания учебника
1. Выбор задания (УМК)
2. Характеристика задания
Предмет
Класс
Формируемая компетентность
Аспект
Структура
задания (стимул, задачная формулировка)
Инструмент проверки