Классическое понимание мышления
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что современные школьники
не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
В чём же дело?
проблемное логическое мышление.
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.
Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров.
При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Факторы, сформировавшие клиповое мышление:
Из истории
- К 1800 году объем информации удваивался каждые 50 лет.
- С 1950 – каждые 10 лет .
- С 1970 – каждые 5 лет.
- С 1990 – ежегодно.
За период 1986 по 2017 объем хранимой информации
вырос больше чем в 100 раз.
Если раньше для того, чтобы что-то изучить, приходилось идти в библиотеку или в книжный магазин, то теперь для этого достаточно открыть Google.
Увеличение количества дел, которыми одновременно занимается один человек. На сегодняшний день все больше современных людей занимаются одновременно различными проектами, например, бизнесмен может управлять несколькими бизнесами, журналист писать сразу несколько статей. Таким образом, человек постоянно имеет дело с разными информационными потоками.
Попробуйте вдумчиво и медленно переключаться
с одной задачи на другую в таких условиях.
«Дети интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.
Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
«Клиповое мышление» в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.
Но это не исключает использование возможностей интернета в обучении.
Последствия клипового мышления
Последствия
клипового мышления
Дети воспринимают информацию по принципу клипа.
Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.
Потеря желания познавать и создавать новое.
Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.
Специалисты-педагоги отмечают, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. Клиповое мышление — это общая проблема ХХ века.
Невозможно справиться с информационной лавиной , не лишившись чего-то важного
Уважаемые учителя , Вам
важно знать и учитывать!
На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю - другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот - и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает
Внимание
Восприятие
Мышление
Память
Воображение
Воспроизведение
Внимание
Кратковременная память
Мозг не может быстро произвести действия по плану:
Понятие
Суждение
Рассуждение
Умозаключение
Отличия мышления современного ребёнка от классического
«+»
- защита мозга от информационных перегрузок;
- умение быстро переключиться с одного источника на другой;
- быстрая реакция позволяет легко включаться в работу;
- многозадачность.
Вывод : психологические особенности
при клиповом мышлении
2. Практиковать метод дискуссий и метод парадоксов (предоставить ученику два взаимоисключающих утверждения);
Читать! (но не клиповую литературу)
Закреплять прочитанное:
обсуждать ,
делать записи в читательских дневниках,
рецензировать и т.д.
3. Для выработки усидчивости рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 5 минут, потом 10, 20 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше – « конспектировать» прочитанное с помощью значков и символов. Результат — аналитический ум и порядок в голове.
ВЫВОД: Всё это способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Метод парадоксов
Дискуссия
Отдых от информации: один день живого общения или рукоделия
Клиповое мышление, и как с ним бороться.
Упражнения
При решении текстовых задач младшему школьнику недостаточно владеть вычислительными навыками. У него должны быть сформированы аналитико- синтетические умения. Как их формировать? В начальной школе дети хорошо отзываются на игру. Давайте организуем эту игровую деятельность: будем сыщиками!
Читаем задачу и разбираемся – что в ней случилось. Как сыщик, замечаем «важные» слова.
Задачи на приведение к единице требуют особого внимания.
В магазин привезли 36 кг апельсинов и разложили поровну в 6 пакетов. Сколько потребуется таких пакетов, чтобы разложить 54 кг апельсинов?
Я задаю такой вопрос: можно ли уместить 54кг в 6 пакетов? Почему? Как быть, сколько приготовить пакетов? 7? 8? 9?Угадывать будем долго, а нет ли какого-нибудь секрета у этой задачи? Есть! Надо знать, сколько кг кладем в 1 пакет! Тогда задачу решить легко. Теперь, когда встречаем задачу на приведение к единице, всегда надо вспоминать ее секрет.
Косвенные задачи путают многих детей. Назовем их не косвенными, а хитрыми! Такая задача прячет улики, прикрывает их!
В хозяйстве посажено 25 кустов смородины, это на 5 кустов меньше, чем крыжовника. Сколько всего кустов в хозяйстве?
Неопытный сыщик заметит слово «меньше» и станет вычитать, а опытный глаз сыщика заметит кодовое слово «это»! Оно тут не случайно! Задача-«наоборотка»! Надо складывать! Не верите, нарисуйте!
В большом аквариуме помещается 570 л воды, это в 3 раза больше, чем в маленьком. Сколько литров воды помещается в 2 маленьких аквариумах?
Опытный сыщик заметит, что недостаточно узнать про один маленький аквариум!
Математические задачи не должны навевать скуку, вызывать желание списать с доски или у соседа! Они должны вызывать желание разобраться в ситуации и получить ответ. Интересных вам задач и уроков!
Итак, в каждой задаче обязательно что-то случается! И именно от нашего решения зависит, будет ли в ней наведен порядок. На моих уроках математики учащиеся иногда пишут часть работы в тетради карандашом: краткую запись задачи (как они ее видят), решение задачи (снимается страх перед ошибкой, решение выполняется сам-но , так как ошибки легко будет исправить), «селят» искомые числа в свою краткую запись. Затем происходит разбор решения, то есть исследование задачи у доски. Один докладывает, все слушают и сравнивают решения. Здесь и должна родиться истина, есть возможность исправить свое решение осознанно
- вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.
С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Результаты
Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить пройденные темы. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию.
Основные проблемы «клипового мышления» и приёмы их решения
Учитывающий педагогический прием:
исследование объекта с разных сторон, а также проведение логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.
Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.
Рекомендации
Для учителей
Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
Педагогический учет этого свойства клипового мышления: приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.
Рекомендуемый метод:
чтение и закрепление прочитанного: обсуждение, проектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Рекомендации
Для учителей
А главное: При составлении календарно-тематических планов необходимо соблюдать преемственность в изложении материала по общеобразовательным дисциплинам
Рекомендации
Для учителей
Рекомендации
Для родителей
Клиповое мышление – особенность современного школьника
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть