Презентация, доклад на тему Клиповое мышление как проблема в школе

Содержание

Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и логические конструкции. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития. Классическое понимание мышленияВ наше время мы

Слайд 1Клиповое мышление как проблема школы

Клиповое мышление как проблема школы

Слайд 2Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и

логические конструкции. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития.

Классическое понимание мышления

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что современные школьники
не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
В чём же дело?

Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и логические конструкции. Освоение новых понятий и

Слайд 3Современные компьютерные технологии выработали у современного ученика «клиповое сознание», слайдовое мышление

(короткое время эффективного восприятия материала),

проблемное логическое мышление.

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров.

При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные компьютерные технологии выработали у современного ученика «клиповое сознание», слайдовое мышление (короткое время эффективного восприятия материала),проблемное логическое

Слайд 4ускорение темпа жизни;
возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость подачи

информации в сокращенном виде;
потребность в большей актуальности информации и скорости ее получения;
повышение разнообразия поступающей информации;


Факторы, сформировавшие клиповое мышление:

Из истории
- К 1800 году объем информации удваивался каждые 50 лет. - С 1950 – каждые 10 лет . - С 1970 – каждые 5 лет. - С 1990 – ежегодно. За период 1986 по 2017 объем хранимой информации
вырос больше чем в 100 раз.


Если раньше для того, чтобы что-то изучить, приходилось идти в библиотеку или в книжный магазин, то теперь для этого достаточно открыть Google.
Увеличение количества дел, которыми одновременно занимается один человек. На сегодняшний день все больше современных людей занимаются одновременно различными проектами, например, бизнесмен может управлять несколькими бизнесами, журналист писать сразу несколько статей. Таким образом, человек постоянно имеет дело с разными информационными потоками.

Попробуйте вдумчиво и медленно переключаться
с одной задачи на другую в таких условиях.

ускорение темпа жизни; возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость подачи информации в сокращенном виде;потребность в большей

Слайд 5Можно провести параллели с современным образованием, когда учащийся не может сосредоточиться

и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие.

«Дети интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.
Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

«Клиповое мышление» в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.
Но это не исключает использование возможностей интернета в обучении.

Последствия клипового мышления

Можно провести параллели с современным образованием, когда учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут,

Слайд 6Языковой минимализм, речевая бедность.
Предпочтение изображений углублению в текст.
Катастрофическое снижение

способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек.
Неспособность восприятия больших текстов.


Последствия
клипового мышления

Дети воспринимают информацию по принципу клипа.
Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.
Потеря желания познавать и создавать новое.
Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.


Языковой минимализм, речевая бедность. Предпочтение изображений углублению в текст. Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и

Слайд 7Психологи, считают, что клиповое мышление — это не болезнь, а  своего

рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности.

Специалисты-педагоги отмечают, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. Клиповое  мышление — это общая проблема ХХ века.

Невозможно справиться с информационной лавиной , не лишившись чего-то важного

Психологи, считают, что клиповое мышление — это не болезнь, а  своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с

Слайд 8 Дети не виноваты, что они не любят читать книги.
Клиповое мышление

школьников – это не их вина, это их реальность.
Невысокий уровень обучаемости некоторых учащихся связан с тем, что материал в школе построен по линейному принципу
Например, УЧЁНЫЕ проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию
( Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип ).
Могу привести еще один пример.
Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то глупец подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало. Но в вашу задачу это не входило.
Это служит основой для возникновения разрыва между требованиями и возможностями.
Изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу, ученики даже не понимают, чего от них хотят.


Уважаемые учителя , Вам важно знать и учитывать!

Дети не виноваты, что они не любят читать книги.Клиповое мышление школьников – это не их вина,

Слайд 9Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И

они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то.( На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку.)
Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то».
Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю - другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот - и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял

Слайд 10При клиповом мышлении не формируются основные формы мышления:
Он действует по короткой

схеме:

Внимание

Восприятие

Мышление

Память

Воображение

Воспроизведение

Внимание

Кратковременная память

Мозг не может быстро произвести действия по плану:

Понятие

Суждение

Рассуждение

Умозаключение

Отличия мышления современного ребёнка от классического

При клиповом мышлении не формируются основные формы мышления:Он действует по короткой схеме: ВниманиеВосприятиеМышлениеПамятьВоображениеВоспроизведение ВниманиеКратковременная памятьМозг не может

Слайд 11

«-» - отсутствует способность к  длительной концентрации внимания; - утрачивается способность к аналитическому мышлению; - выражение мысли сводится к очень тезисному изложению; - податливы к манипуляции и влиянию (жестокость с экрана).

«+» - защита мозга от информационных перегрузок; - умение быстро переключиться с одного источника на другой; - быстрая реакция позволяет легко включаться в работу; - многозадачность.

Вывод : психологические особенности при клиповом мышлении


Слайд 12Прогноз
Носители клипового мышления будут
вытеснены на положение аутсайдеров,
элитой уже никогда

не станут
ПрогнозНосители клипового мышления будут вытеснены на положение аутсайдеров, элитой уже никогда не станут

Слайд 13Что делать?
Нет проблемы клипового мышления,
есть проблема в обучении восприятию информации

Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами —  презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

2. Практиковать метод дискуссий и метод парадоксов (предоставить ученику два взаимоисключающих утверждения);

Читать! (но не клиповую литературу)
Закреплять прочитанное:
обсуждать ,
делать записи в читательских дневниках,
рецензировать и т.д.




3. Для выработки усидчивости рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 5 минут, потом 10, 20 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше – « конспектировать» прочитанное с помощью значков и символов. Результат — аналитический ум и порядок в голове.


ВЫВОД: Всё это способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Что делать?Нет проблемы клипового мышления, есть проблема в обучении восприятию информации Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное

Слайд 14
Как правило, учащиеся верят тому, что говорит им педагог. Чтобы заставить

ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, можно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения.
Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить обучающегося задуматься и задействовать логику. В науке такой приём носит название «Метод парадоксов».
Шопену предсказали, что ему жить осталось около 2-х лет, даже при диагнозе туберкулез он не перестал писать музыку и давать концерты и прожил еще 20 лет! Почему так случилось?
Во всех сферах, при помощи парадоксов можно заинтересовать учеников   к познанию глубокого материала на одну тему.


Метод парадоксов

Как правило, учащиеся верят тому, что говорит им педагог. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать

Слайд 15Ещё один из способов научить «клиповых людей» мыслить — устраивать дискуссии.

В современном обществе, к сожалению, редко кто-то прислушивается друг к другу. Легче попытаться отстоять свою точку зрения, нежели постараться услышать другого человека. Участие в дискуссиях учит обеим вещам — и отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную. Поиск же аргументации стимулирует логические процессы

Дискуссия

Ещё один из способов научить «клиповых людей» мыслить — устраивать дискуссии. В современном обществе, к сожалению, редко

Слайд 16Найти ответ на интересующий вопрос в книгах, а не с помощью

строки «Поиск Google»,
наблюдать за ростом растений, за жизнью птиц,
посещать парки, зоопарки,
самостоятельно выращивать дома растения.
Заинтересуйте ребенка рукоделием или собиранием марок, рисованием, лепкой, квиллингом и.д.
Чем угодно, чтобы внимание неискушенного ума сосредотачивалось на одном деле, которое понравиться больше, чем виртуальный мир.

Отдых от информации: один день живого общения или рукоделия

Найти ответ на интересующий вопрос в книгах, а не с помощью строки «Поиск Google», наблюдать за ростом

Слайд 17Таким образом, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а

естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и  это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.
Таким образом, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое

Слайд 18Перед собой я поставила следующие задачи:
Изучить уровень развития мышления и восприятия

школьников 3 и 4-ого класса, их модели поведения, модели восприятия.
Изменить учебный процесс таким образом, чтобы учебный процесс соответствовал восприятию учеников.
Научить обучающихся мыслить таким образом, чтобы вместо серой посредственности в результате получились творческие люди.
Составить типовые задания, которые соответствуют уровню восприятия учеников и работают на анализ произведения.

Клиповое мышление, и как с ним бороться.

Перед собой я поставила  следующие задачи: Изучить уровень развития мышления и восприятия школьников 3 и 4-ого

Слайд 19 даются в разных форматах:
и с выбором одного или нескольких

вариантов из предложенных,
и с задачей установить связь между элементами,
и со свободным ответом,
и с заданием заполнить пробелы.
Упражнение может включать в себя и видеоматериал, после (или во время) просмотра которого нужно ответить на вопросы.
Нередко в качестве заданий даются задачки на логику, где для ответа на вопрос придется опираться на полученную теорию и исключать, допустим, неверные утверждения

Упражнения

При решении текстовых задач младшему школьнику недостаточно владеть вычислительными навыками. У него должны быть сформированы аналитико- синтетические умения. Как их формировать? В начальной школе дети хорошо отзываются на игру. Давайте организуем эту игровую деятельность: будем сыщиками!
Читаем задачу и разбираемся – что в ней случилось. Как сыщик, замечаем «важные» слова.

Задачи на приведение к единице требуют особого внимания.
В магазин привезли 36 кг апельсинов и разложили поровну в 6 пакетов. Сколько потребуется таких пакетов, чтобы разложить 54 кг апельсинов?
Я задаю такой вопрос: можно ли уместить 54кг в 6 пакетов? Почему? Как быть, сколько приготовить пакетов? 7? 8? 9?Угадывать будем долго, а нет ли какого-нибудь секрета у этой задачи? Есть! Надо знать, сколько кг кладем в 1 пакет! Тогда задачу решить легко. Теперь, когда встречаем задачу на приведение к единице, всегда надо вспоминать ее секрет.

даются в разных форматах: и с выбором одного или нескольких вариантов из предложенных, и с задачей

Слайд 20Задачи на вычисление доли числа и числа по его доле. Начинаем

с яблока, булки хлеба, торта, которые нужно делить с гостями. Яблоко режем, хлеб и торт изображаем на доске и делим линиями. По секрету говорим, что эти доли – дроби –от слова дробить. Называем их, сравниваем, записываем. Все, что мы покажем про дроби в начальной школе, поможет при дальнейшем обучении. Если на чай пришли 5 гостей, режем торт на 5 частей. А если придет 4, режем на 4. Какой кусок больше, почему? С булкой хлеба проделываем множество вариантов и тоже сравниваем. А если булка нарезана на 10 частей, но мне хочется съесть 2 куска, как это записать? Чем больше манипуляций, тем ярче образы.

Косвенные задачи путают многих детей. Назовем их не косвенными, а хитрыми! Такая задача прячет улики, прикрывает их!
В хозяйстве посажено 25 кустов смородины, это на 5 кустов меньше, чем крыжовника. Сколько всего кустов в хозяйстве?
Неопытный сыщик заметит слово «меньше» и станет вычитать, а опытный глаз сыщика заметит кодовое слово «это»! Оно тут не случайно! Задача-«наоборотка»! Надо складывать! Не верите, нарисуйте!

В большом аквариуме помещается 570 л воды, это в 3 раза больше, чем в маленьком. Сколько литров воды помещается в 2 маленьких аквариумах?
Опытный сыщик заметит, что недостаточно узнать про один маленький аквариум!
Математические задачи не должны навевать скуку, вызывать желание списать с доски или у соседа! Они должны вызывать желание разобраться в ситуации и получить ответ. Интересных вам задач и уроков!

Итак, в каждой задаче обязательно что-то случается! И именно от нашего решения зависит, будет ли в ней наведен порядок. На моих уроках математики учащиеся иногда пишут часть работы в тетради карандашом: краткую запись задачи (как они ее видят), решение задачи (снимается страх перед ошибкой, решение выполняется сам-но , так как ошибки легко будет исправить), «селят» искомые числа в свою краткую запись. Затем происходит разбор решения, то есть исследование задачи у доски. Один докладывает, все слушают и сравнивают решения. Здесь и должна родиться истина, есть возможность исправить свое решение осознанно

Задачи на вычисление доли числа и числа по его доле. Начинаем с яблока, булки хлеба, торта, которые

Слайд 21Практическая часть
Работа над темой
позволила мне сделать вывод о наличии
клипового мышления

у учащихся 4-Б класса.
Это подтвердили тесты оценки внимания, анализ мышления и уровня восприятия информации.
81%- учащихся не могут концентрироваться на получаемой информации более 5 минут,
73% - не умеют применять полученные знания, проводить аналогии, анализировать, обобщать.
Практическая частьРабота над темой позволила мне сделать вывод о наличииклипового мышления у учащихся 4-Б класса. Это подтвердили

Слайд 22Результаты диагностики «Определение ведущей модальности» 3-Б класс

Результаты диагностики «Определение ведущей модальности» 3-Б класс

Слайд 23 Результаты сравнительной диагностики 3-Б класс ( I и IV

четв. 2017-2018 уч.год )


Результаты сравнительной диагностики 3-Б класс ( I  и  IV четв. 2017-2018 уч.год )

Слайд 24 Мною были апробированы следующие формы работы на уроках литературного чтения:
Презентацию

по биографии писателя теперь строю по следующему плану: семья, образование, деятельность, начало творческого пути, какие взгляды отразились в творчестве, интересный случай из жизни.
Большинство учащихся кинестетики и визуалы. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать. Я предлагаю школьникам украшать письменные работы портретами писателя или сюжетными картинками.
Презентация – продукт нового подхода к подаче материала на уроке.
Короткие фразы, емкая информация, содержание ярких иллюстраций,
проблемные вопросы помогают удержать внимание учащихся.
Для работы с небольшим по объему произведением я использую технологию педагогических мастерских




Прием «раскрашивание» маркерами текста весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения

- вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.

Мною были апробированы следующие формы работы на уроках литературного чтения:Презентацию по биографии писателя теперь строю по

Слайд 25По технологии развития критического мышления через чтение и письмо урок строится

поэтапно: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления и рефлексия.
Стадии урока
Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией. Функции этой стадии урока:
Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти
Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.
Часто стадия размышления и рефлексии объединены.

По технологии развития критического мышления через чтение и письмо урок строится поэтапно: стадия вызова, стадия осмысления, стадия

Слайд 26РАНЖИРОВАНИЕ Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После

знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д. Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: пресные воды суши. У ребят получился приблизительно такой список: 1.Большая часть земли покрыта соленой водой. 2.Соленую воду пить нельзя. 3.Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д. После этого попросила расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?
РАНЖИРОВАНИЕ  Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся

Слайд 27Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После

прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу ( таблицу удобнее заполнять, чем окружности):






Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные.
 

Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:





Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.
С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу

Слайд 28Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную

работу.


Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. 
Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа. 
ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. 

Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:

На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.Зигзаг — довольно необычный прием, в котором

Слайд 29На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу. 
"Жокеи

и лошади" — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.
После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".

Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод. 

На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу. 

Слайд 30Презентация стала не простой иллюстрацией фактов жизни писателя, а стала носить

проблемную направленность.
Ребята с большим интересом работают на уроках чтения. Активность на уроках высокая..
На уроках успешно идет работа по анализу поэтического произведения.
Большой интерес ребята проявляют к исследовательской деятельности.
Учитывая то, что зрительное восприятие для многих учеников является доминирующим, некоторые правила я не только привожу словами или формулами, но параллельно иллюстрирую это правило какой-то яркой картинкой (не искажающей математической сути вопроса).
Иногда стараюсь передать алгоритм решения с помощью нескольких последовательных шагов, аналогичных видеоряду в кино. Алгоритм действий формулируется. Сильные ученики воспринимают его быстро. Они могут аргументировать, ссылаясь на основное свойство и т.д.
Скажем, при работе над заданиями типа “Верно ли утверждение...”, то есть в которых нужно ответить “да” или “нет”, дети вместо “да” поднимают одну руку, вместо “нет” - две руки, перекрывая свои две ладони (крест-накрест). Работают все ученики, и сразу видна общая картина ответов. Затем кто-то из учеников объясняет свой ответ. Но здесь движение просто на некоторое время усиливает внимание детей, а прослушивание объяснений вызывает иногда немалые трудности.


Результаты

Презентация стала не простой иллюстрацией фактов жизни писателя, а стала носить проблемную направленность. Ребята с большим интересом

Слайд 31«Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него

заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией.

Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить пройденные темы. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию.

Основные проблемы «клипового мышления» и приёмы их решения


Учитывающий педагогический прием:
исследование объекта с разных сторон, а также проведение логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.

Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.



Рекомендации

Для учителей

«Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку

Слайд 32При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от

темы занятий.

Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Педагогический учет этого свойства клипового мышления: приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.

Рекомендуемый метод:
чтение и закрепление прочитанного: обсуждение, проектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.



Рекомендации

Для учителей

При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий. Школьники не могут удерживать

Слайд 33Включать в учебный процесс элементы «клиповой» подачи информации, т.е. постоянное изменение

формы восприятия: слушать, писать, смотреть.
Использование наглядного материала.
Приведение примеров применения получаемых знаний.
Упрощение изучаемого материала (разделение его на блоки).
Многократное повторение изученного материала.



А главное: При составлении календарно-тематических планов необходимо соблюдать преемственность в изложении материала по общеобразовательным дисциплинам

Рекомендации

Для учителей

Включать в учебный процесс элементы «клиповой» подачи информации, т.е. постоянное изменение формы восприятия: слушать, писать, смотреть.Использование наглядного

Слайд 34Рекомендации
Для родителей
Предложить своим детям альтернативу гаджетам:
Проводить больше времени вместе за развивающими

играми и на свежем воздухе.
Стимулировать чтение художественной литературы собственным примером.

РекомендацииДля родителейПредложить своим детям альтернативу гаджетам:Проводить больше времени вместе за развивающими играми и на свежем воздухе.Стимулировать чтение

Слайд 35Показывать, что они ценят чтение.
Постоянно обращаться к книжным примерам.
Начинать читать вместе.
Прослушивать

аудиокниги.
Обсуждать вместе прочитанное.
Пусть ребёнок читает вслух.

Рекомендации

Для родителей

Клиповое мышление – особенность современного школьника

Показывать, что они ценят чтение.Постоянно обращаться к книжным примерам.Начинать читать вместе.Прослушивать аудиокниги.Обсуждать вместе прочитанное. Пусть ребёнок читает

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть