Презентация, доклад на тему История зарубежной социологии и психологии труда.

Содержание

Содержание: 1. История зарубежной социологии и психологии труда; 2. Психотехника и ее кризис.

Слайд 1История зарубежной социологии и психологии труда Психотехника и ее кризис

История зарубежной социологии и психологии труда  Психотехника и ее кризис

Слайд 2Содержание: 1. История зарубежной социологии и психологии труда; 2. Психотехника и ее кризис.

Содержание:  1. История зарубежной социологии и психологии труда;  2. Психотехника и ее кризис.

Слайд 3Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) - американский инженер, исследователь и организатор управления, основоположник

научной организации труда и управления предприятиями - менеджмента.

1. История зарубежной социологии и психологии труда

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915)  - американский инженер, исследователь и организатор управления, основоположник научной организации труда и управления предприятиями

Слайд 4Четыре принципа системы Тейлора
Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему

управления людьми в условиях производства

Система Тейлора в узком смысле: как совокупность эффективных методов, принципов и взглядов на организацию и управление трудом.
Система Тейлора в широком смысле: как социальное явление (определенный подход по извлечению максимальной прибыли с использованием передовых достижений науки).

Четыре принципа системы ТейлораФ. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производстваСистема Тейлора

Слайд 5Классические концепции (подходы)
развития социологии управления за рубежом
Концепция научного менеджмента
Ф. Тейлора
Теория научной

организации труда
М. Вебера

Административная теория
А. Файоля

Синтетическая концепция управления
Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика

Основное внимание концентрировалось на достижении поставленной цели через организацию работы исполнителей.

Основное внимание концентрировалось на условиях, которые затрачиваются на поддержание самого функционирования организации через администраторов.


Управление не считалось привилегией только высшего звена менеджеров – предполагалось, что каждый работник на своем месте должен быть хозяином, уметь управлять, или управляться со своей работой.



Данными исследователями были по новому разработаны и предложены три знаменитых принципа организации производства:
специализация;
диапозон контроля;
единоличие.

Классические концепции (подходы)развития социологии управления за рубежомКонцепция научного менеджментаФ. ТейлораТеория научной организации трудаМ. ВебераАдминистративная теорияА. Файоля Синтетическая

Слайд 82. Психотехника и ее кризис
Термин «психотехника» предложил в 1903 г. В.

Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: "Психотехника - есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры". До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций.

Вильям Льюис Штерн
(1871 – 1938)


Гуго Мюнстерберг
(1863 – 1916)

2. Психотехника и ее кризисТермин «психотехника» предложил в 1903 г. В. Штерн.   Один из основателей

Слайд 9В 20-е гг. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники: 
выбор подходящих людей

с помощью профотбора и профконсультации, где профконсультация - это совет; впоследствии, на этой основе Ф. Парсонс предложил "трехфакторную модель" выбора профессии; сам Г. Мюнстенберг считал, что профконсультация со временем должна занять более важное место в работе психотехников, чего к сожалению, не произошло и в современной профориентации; 

достижение наивысшей производительности труда - традиционная задача многих современных психологов труда;
 
достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника); заметим, что проблему развития личности (индивида) в труде ставил еще К. Маркс, который писал о том, что важнейшим результатом любого труда являются не столько производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях.
 
В 20-е гг. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники:   выбор подходящих людей с помощью профотбора и

Слайд 10Теоретико - методологические проблемы психотехники
Каково место психотехники в системе наук? Каков статус

психотехники, является ли она относительно самостоятельной наукой или она связана с психологией?
 
- По Г. Мюнстенбергу, в отличие от психологии, психотехника - ориентирована именно на практику; психотехника - это часть прикладной психологии, но в отличие от прикладной психологии, психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на решение сиюминутных проблем.
Теоретико - методологические проблемы психотехникиКаково место психотехники в системе наук? Каков статус психотехники, является ли она относительно самостоятельной

Слайд 112. Как должна относится психотехника к социальному заказу, к задачам общественной,

в частности хозяйственной жизни?  - Г. Мюнстенберг выдвинул тезис о политической и классовой нейтральности психотехники; сами цели должны не обсуждаться психотехниками, а приниматься к исполнению. Но в Советской России психотехники опирались на идеологические позиции, а в фашистской Германии многие известные психотехники отказались служить режиму (О.Липман, В.Штерн) и даже покончили самоубийством (Шульте, Мухова), т.е. сами психотехники не захотели оставаться "вне политики"…
2. Как должна относится психотехника к социальному заказу, к задачам общественной, в частности хозяйственной жизни?   -

Слайд 123. Как должна формироваться проблематика психотехники, в частности в области хозяйственной жизни?

Как психотехника соотносится с другими смежными научными дисциплинами?  - С самого начала возникновения психотехники она столкнулась с комплексными задачами, которыми традиционная экспериментальная психология не занималась. В настоящее время особенно популярны идеи комплексного, системного подхода к изучению оптимизации труда (сейчас - это разрабатывается в эргономике).  4. Нужна ли психотехнике психологическая теория, или эта новая дисциплина может быть лишь набором практических рекомендаций, рецептов, методов решения практических задач?  - По Г.Мюнстенбергу и О.Липману, теория нужна. И.Н. Шпильрейн также считал, что не может быть "физиологии труда", т.к. труд - явление комплексное, поэтому нужна комплексная концепция труда, где психология - это лишь одно из направлений.
3. Как должна формироваться проблематика психотехники, в частности в области хозяйственной жизни? Как психотехника соотносится с другими смежными

Слайд 135. Как должны соотноситься теории психотехники и психологии, ориентированные на фундаментальные

проблемы? - Г.Мюнстенберг предлагал опираться на теоретическое знание, но его предметное содержание должно опираться не на лабораторный поиск, а на реальную практику. 6. Нужна ли психотехнике помимо специальной теории и методологии некоторая общая, единая теория для разных ее направлений? Если да, то каким требованиям она должна удовлетворять?  - По Г. Мюнстенбергу, единая теория психотехники должна быть не понимающей, телеологической, не психологией духа, но описательно-объяснительной, каузальной. 7. Ориентиры будущей единой теории психотехники намечены, но каким способом представлялось построение такой теории в условиях кризиса психологии начала ХХ века?  - Г. Мюнстенберг определил главную причину существования разных психологических школ - разную мировоззренческую ориентацию психологов. Намечая контуры будущей единой теории, он выделил два ее уровня: 1) общая теория, далекая от практики и 2) ориентированная на практику теория (на основе общей).
5. Как должны соотноситься теории психотехники и психологии, ориентированные на фундаментальные проблемы?  - Г.Мюнстенберг предлагал опираться

Слайд 14 8. В чем значение психотехники для развития научной психологии?  - По Л.С.

Выготскому, хотя психотехника "себя не раз компрометировала" и "ее практическое значение близко к нулю", а "теория просто смехотворна… но ее методологическое значение огромно", а именно - в ее ориентации на практику и попытках решать сложнейшие практические задачи, что для остальных направлений того периода было недоступно. Главное методологическое значение - это отрицательный опыт, накопленный в самой практике, опыт, который важен для рефлексии всей психологии. Но этот опыт, как показывает дальнейшая история практической психологии, к сожалению, не пошел впрок… "Принцип практики и философии - еще раз - тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризиса", - писал Л.С. Выготский. "Почему психотехнике необходима каузальная, а не понимающая психология? Потому, что психотехника направлена не на объяснение только, но на практику, на действие. Именно это положение имеет центральное значение "для всех направлений психотехники", "психотехника вносит переворот в развитие науки и составляет эпоху в ее развитии". Но переворота не произошло, наступил кризис психотехники.
 8. В чем значение психотехники для развития научной психологии?   - По Л.С. Выготскому, хотя психотехника

Слайд 15Основные причины кризиса психотехники: 
абсолютизация объектного, каузального метода;





неспособность многих

психологов выйти за рамки собственно психологической науки и реализовать идею комплексного, культурологического подхода к изучению труда как важнейшего (если не ключевого) элемента культуры.
Основные причины кризиса психотехники:   абсолютизация объектного, каузального метода; неспособность многих психологов выйти за рамки собственно психологической

Слайд 16 Таким образом, в психотехнике изучались психологические вопросы организации труда и профессионального

обучения, диагностики конструктивного воображения, технической изобретательности; кроме того, исследовались темп, ритм и координация движений. Психология труда хоть и является относительно молодой отраслью психологии, однако накопленные знания в течение практически одного столетия уже сейчас используются в совершенствовании профессиональной жизни. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций. Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п.

Заключение

Таким образом, в психотехнике изучались психологические вопросы организации труда и профессионального обучения, диагностики конструктивного воображения, технической

Слайд 171. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А.

Климова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с. 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. "Психология труда". Издательский центр "Академия", - 480 с .

Список используемой литературы:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательский центр

Слайд 18Спасибо за внимание =)

Спасибо за внимание =)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть