Слайд 1Исторические формы образовательных систем
.
Слайд 2В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные
системы обучения:
Слайд 3Система индивидуального обучения
Она сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта
от одного человека к другому, от старшего к младшему.
С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.
Слайд 4По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего
круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую.
Индивидуальное обучение 10-15 детей.
Содержание образования строго индивидуализировано, в группе ученики разного возраста, разной степени подготовленности.
Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения индивидуализированы
Слайд 5Классно-урочная система
Разработанная в XVII в. Я. А. Коменским, описанная им в
книге «Великая дидактика».
Появилась в связи с увеличением количество обучающихся.
Вместе с ней появился учебный год, разделение на классы, уроки и перемены.
Слайд 6Классно-урочная система К.Д.Ушинского
Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную
теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.
Слайд 7Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных
чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет.
Слайд 8Характерные признаки классно-урочной системы:
· однородный состав;
· педагогическое управление;
· дифференциация предметов;
· строгая ограниченность во времени;
· чередование предметов
Слайд 9Характеристика классно-урочной системы
– осуществляется обучение учащихся приблизительного одного возраста и одинакового
уровня подготовки;
– каждый поток учащихся работает в соответствии со своим учебным планом;
– учебной работой учащихся руководит педагог, работая со всем коллективом над одним и тем же материалом;
Слайд 12Уже в конце XIX в. классно-урочная система стала подвергаться критике в
связи с низким качеством обучения
Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся.
Эта система обучения получила название белльланкастерской от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера.
Ее изобретение было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Слайд 13В конце 19 века появляется выборочное обучение (США, в Европе) —
оно возникло как ответная реакция на взаимное, массовое обучение.
Разновидность выборочного обучения — маннгеймская система: детей делили на 3 группы: сильных, средних и слабых на основе наблюдений и экзаменов.
Слайд 14Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке, по возможности, трудились
самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал,
В начале XX в. попыталась реализовать в США Е. Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи.
В соответствии с предложенным ею дальтонистским лабораторным планом (дальтон-планом) традиционные занятия в форме уроков отменялись.
Учащиеся получали письменные задания, и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.
Слайд 15Бригадно-лабораторная организационная система обучения
Такая система обучения в отличие от дальтон-плана предполагала
сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.
На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности.
Слайд 16В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной работы,
которым руководил В.Н.Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в проектную систему (метод проектов).
Она была позаимствована из американской школы, где ее разработал У. Кильпатрик
Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. .
Слайд 17Метод проектов (проектная система обучения)
Начала применяться в 20-е гг. XX века
в отечественных школах.
Она была заимствованна из американской школы, где его разработал У. Килпатрик.
Он считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах.
Слайд 18В современной практике существуют и другие формы организации обучения
На Западе осуществляются
эксперименты по созданию открытых школ ‒ обучение ведется в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, т. е. идет разрушение самого института «школа».
Особая форма организации обучения ‒ погружение, когда на протяжении определенного отрезка времени (одной-двух недель) учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах
Слайд 19Лекционно-семинарская система обучения
Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика
по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы.
Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Слайд 20Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и
послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний.
Слайд 21В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной
школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
Слайд 22В 60-е годы большую известность получил план Трампа
Эта форма организации обучения предполагала
сочетание занятий в больших аудиториях с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся.
На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) – 20%.
В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых школах закрепились лишь отдельные элементы
Слайд 23Организационные формы обучения
представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и
воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и воспитанников, определяют соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.