Слайд 1
Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средства повышения качества
образования.
Учитель географии МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях
Сайфутдинова М.В.
Слайд 2 Технология интерактивных методов
Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников
образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.
Слайд 3
Цель интерактивных методов и приёмов:
дать ученикам возможность думать,
делать, выбирать
и учиться самостоятельно.
Слайд 4Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с
непосредственной учебной ситуацией;
2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Слайд 5Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения
проходит шесть этапов:
Подготовительный этап;
I этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Слайд 6Подготовительный этап.
На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста
начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.
Слайд 7I этап – постановка проблемной ситуации
Так, например, при работе по теме
урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее.
Слайд 8II этап – формирование учебных групп
на столах заранее раскладываются карточки с
фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,
которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;
учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания
легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.
Слайд 9Например, на заключительном уроке по теме «Население мира» (10 кл.) класс
разбивается на команды, учащиеся берут карточки (А, Б, В, Г, Д, Е) по степени сложности заданий. То есть сами делают выбор, реально оценивая свои знания по данной теме. (Приложение 1)
Слайд 10III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе
Только нестандартная постановка
проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы.
Слайд 11Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии:
Слайд 12СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в
кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.
Слайд 13Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая
строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Слайд 14Синквейн ,составленный после изучения темы «Реки»
РЕКИ
Равнинные, горные.
Начинаются, питаются, служат.
Реки -
дешёвые транспортные пути.
ЖИЗНЬ!
Слайд 15Синквейн по теме «Вулканы и землетрясения»
Вулканы
Грозные, разрушительные
Извергаются, возникают, создают
Страшно, но захватывающе
Стихия
Слайд 17IV этап – презентация групповых решений
Организация следующего IV этапа – презентация
группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.
Презентация решений может проходить в одной из форм:
- устное сообщение;
- представление структурно-логических схем;
- заполнение таблиц и пр.
Слайд 18V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Этап презентации групповых решений сменяется исключительным
по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими.
Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.
Слайд 19Работа по данной технологии предъявляет особые требования к учителю. Учитель должен:
уметь
находить проблемную формулировку темы урока, занятия. Тогда традиционная тема, например, «Рельеф Африки» может стать предметом живого диалога.
уметь ставить перед учащимися вопросы, которые, в отличие от наводящих («Почему для Восточной Африки характерны плоскогорья?»), способствуют поиску и совместной работе («Какие процессы формируют современный рельеф Восточной Африки?»);
быть готовым к детальному анализу и самоанализу занятия и не жалеть времени на «педагогические заметки». Такие краткие записи помогают проследить, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зависало», с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем
Слайд 20Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения,
способствует развитию навыков совместной работы, более глубокому усвоению нового материала , что способствует повышению качества образования.
Слайд 21Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!