Слайд 1Использование дидактических материалов на уроках математики
Материал подготовила учитель математики
МБОУ Шуйской ОШ Вяземского района Мирончук Зоя Дмитриевна
Слайд 3Определение
ДИДАКТИЧЕСКИЙ (УЧЕБНЫЙ) МАТЕРИАЛ
- особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления, может быть подготовлен самими учащимся по поручению учителя. Дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений
Слайд 4Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Слайд 5Цели применения дидактических материалов
самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать
с различными источниками информации;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал;
условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения;
контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов;
самоконтроль и самокоррекция;
тренировка в процессе усвоения учебного материала;
высвобождение учебного времени;
усиление мотивации обучения;
развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического);
формирование культуры учебной деятельности;
активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач
Слайд 6Классификация дидактического материала
по дидактическим целям
Формирование знаний;
Закрепление знаний;
Обобщение знаний;
Сообщение сведений;
Формирование умений;
Контроль
усвоения.
Слайд 7Виды дидактического материала
дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками
информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц;
памятки (инструкции по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез).
задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
задания с проблемными вопросами;
задания на развитие воображения и творчества;
экспериментальные задания;
инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;
карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.;
алгоритм выполнения задания;
тесты с возможностью самоконтроля
Слайд 8Принципы обучения, реализуемые при разработке
дидактических материалов, следующие:
1. принцип доступности (дидактические материалы
подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6. принцип познавательной мотивации;
7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Слайд 10Дидактические обучающие комплексы
Для комплексного методического обеспечения учебного процесса необходима оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих: учебные планы, программы, учебники и пособия, пособия по методике преподавания, частные методики; справочники, сборники задач, наглядные пособия, тренажёры, технологическая документация, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий и др.
Слайд 15Используемые ресурсы:
https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2013/10/10/didakticheskiy-material
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/10/11/didakticheskie-materialy
http://oqu-zaman.kz/?p=18
http://ponjatija.ru/node/8835
http://www.bookriver.ru/book/525295
http://letopisi.org/index.php/Роль_дидактических_материалов_в_процессе_обучения
https://infourok.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu_primenenie_razlichnyh_vidov_didakticheskogo_materiala_dlya-424416.htm