Слайд 1ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА:
мастер
производственного обучения
НИКОЛАЕВИЧ
Виктория Ивановна
ГБОУ
СПО ЛНР
«СТАХАНОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Слайд 2ГБОУ СПО ЛНР "Стахановский политехнический колледж"
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА:
мастер
производственного обучения
НИКОЛАЕВИЧ
Виктория Ивановна
Слайд 3Учить, развивать, воспитывать - цель, которую ставит перед собой каждый преподаватель.
Педагогическая
наука находится в постоянном поиске новых форм и методов, способных повысить интерес обучающихся к учебе и тем самым влиять на эффективность процесса обучения.
Слайд 4Интерактивные методы обучения и их классификация
Для того чтобы глубже понять суть
интерактивных методов, посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами.
Слайд 5Пассивный метод (рис. 1) – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в
которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
Связь преподавателя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д.
Слайд 7Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в
которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Слайд 9Интерактивный метод (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)
– означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащийся изучает материал).
Слайд 11Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые
выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Слайд 12Методы интерактивного обучения:
Интерактивные игры;
пары и группы;
«Мозговой штурм»;
«Общая дискуссия»;
проекты;
Семинары;
«Общий галдёж»;
словесные ассоциации;
каждый учит каждого;
«Мозаика» («Ажурная пила»).
Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:
По области деятельности:
интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;
По
игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;
По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.
Слайд 14РОЛЕВАЯ ИГРА
Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в
рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Успешность действий участников игры определяется в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые учащимся.
Слайд 15ДЕЛОВАЯ ИГРА
имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями
являются:
Различие интересов участников игры;
Наличие общей игровой цели;
Реализация цепочки решений;
Использование гибкого масштаба времени.
Слайд 16ПАРЫ И ГРУППЫ
Это один из самых популярных методов, так как он
дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе.
Слайд 17Работа в парах и группах даёт учащимся больше возможностей для участия
и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учащихся, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, преподаватель заранее делит детей на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Слайд 18При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
нужно
убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания.
При нехватке знаний учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;
надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;
надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Слайд 19«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,
при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Слайд 20
ОБЩАЯ (УЧЕБНАЯ) ДИСКУССИЯ
учебной дискуссией называют целенаправленное,
коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Виды дискуссий:
Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;
Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;
Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».
Слайд 21МЕТОД ПРОЕКТОВ
Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учащимися в течение определенного времени. Этот
прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда учащиеся уже могут выполнять самостоятельный поиск.
Слайд 22«ОБЩИЙ ГАЛДЁЖ»
Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения
в парах или группах.
Слайд 23РИСОВАНИЕ
Приём используется с целью развития:
- наблюдательности;
- навыков совместной работы;
- воображения.
Слайд 24МЕТОД «КАЖДЫЙ УЧИТ КАЖДОГО»
может использоваться при изучении нового материала или при обобщении
основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др.
Слайд 25Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий
и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, метод «каждый учит каждого» инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с однокурсниками.
Слайд 26Использование интерактивных методов в образовательном процессе характеризуется высокой степенью интенсивности общения
его участников, усиленным педагогическим взаимодействием, взаимовлиянием, непосредственной межличностной коммуникацией, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
Слайд 27Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, позитивности, свободы выбора, создании ситуации
успеха, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается образовательное пространство, которое характеризуется открытостью, позитивным общением участников взаимодействия, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Слайд 28Преподаватель выполняет функцию помощника в работе, только одного из источников информации,
создает условия инициативы обучаемых, ведёт участников обучения к самостоятельному поиску. Целенаправленное, системное использование интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе создает оптимальные условия для развития участников образовательного процесса: учащихся и преподавателя.
Слайд 29По ведущей функции
в педагогическом взаимодействии классифицируют
интерактивные методы:
коммуникации;
обмена
деятельностями;
смыслотворчества;
рефлексивной деятельности
Слайд 30МЕТОД «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
С целью организации позитивного педагогического взаимодействия, самоактуализации учащихся, оперативного
включения в совместную работу используют метод "Заверши фразу", например, "Сегодня на уроке я хочу узнать ...", "А знаете ли вы, что ...«. Этот метод позволяет включить учащихся в работу по осмыслению темы урока, обсуждаемой проблемы.
Слайд 31МЕТОД «ШПАРГАЛКА»
Для работы с текстом параграфа можно использовать метод «Шпаргалка», когда
учащиеся делятся на 2 группы, каждая группа получает свой объем текста, по которому пишет шпаргалку (схема, тезисы, логико-смысловая модель), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Слайд 32МЕТОД «ЛУЧШИЙ ОТВЕТ НА ЛУЧШИЙ ВОПРОС»
позволяет группе не
только самостоятельно изучить текст, составить вопросы, ответить на них, но и определить лучших в номинации "Самый точный ответ",
"Самый умный вопрос/ответ",
"Самый полный ответ".
Слайд 33МЕТОДЫ ОБМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Перекрестные группы", "1 х 2 х 4", "Круглый стол"
позволяют обсуждать проблемные вопросы обществоведения, такие как "Эффективные мероприятия улучшения демографической ситуации", «Гендерные проблемы в современном мире», "В чём заключается социальная справедливость?", "Сущность инновационного пути развития" и др
Слайд 34МЕТОДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направлены на выполнение учащимися таких мыслительных операций как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, основаны на обмене мыслительными деятельностями между участниками образовательного процесса.
Слайд 35МЕТОД "ЦЕПОЧКИ"
позволяет развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи.
Группа учащихся получает
карточки с понятиями или явлениями, из которых собирает последовательную цепочку, а затем объясняет логику её построения.
Слайд 36МЕТОД "РАНЖИРОВАНИЯ"
развивает аналитическую культуру,
т.к. учащимся необходимо не только расположить понятия,
явления, причины по значимости в порядке убывания, возрастания, но и объяснить свой выбор, высказав своё мнение участникам.
Слайд 37«МЕТОД «АЛФАВИТ»
На уроках обобщения этот метод позволяет активизировать память и всем
участникам во взаимодействии раскрыть смысл изучаемого понятия, процесса.
Слайд 38К интерактивным методам смыслотворчества относятся
"Заверши фразу",
"Ассоциации",
Работа
с понятиями",
"Интеллектуальные качели",
"Минута говорения",
"Аллитерация понятия" и др.
Слайд 39Смыслотворчество
означает приращение личностью своего индивидуального смысла.
Понимание и смысл тесно
связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Слайд 40В структуре смыслотворчества выделяют следующие компоненты: смысловосприятие, смыслопонимание,
формулировка,
представление,
обмен индивидуальными
смыслами, обобщение, рефлексия,
а затем изменение смысла через выполнение участниками взаимодействия различных творческих заданий.
Слайд 41Наиболее приемлемыми на учебных занятиях является методы:
"Ассоциации",
"Минута говорения",
"Аллитерация понятия".
Слайд 42К МЕТОДАМ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ
"Острова",
"Заверши фразу",
"Рефлексивный круг",
"Ключевое
слово" и другие.
Слайд 43Понятие рефлексии вошло активно в педагогическую практику в последнее десятилетие и
связано с размышлением о самом себе, внутреннем состоянии, мыслях, эмоциях, анализе собственных действий. Так как приоритетом педагогического процесса является развитие участников образовательного процесса, то создание условий для развития, саморазвития учащихся и педагога является сутью педагогического процесса.
Слайд 44Развитие - это процесс внутренний, поэтому сам субъект даёт оценку своему
развитию, приращению через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ,
т.е. рефлексию. В основном мы научились проводить эмоциональную рефлексию, следующим этапом в её осуществлении должна стать деятельностная рефлексия.
Слайд 45Интерактивные приёмы и методы, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении формируют устойчивый
интерес к познанию, оживляют атмосферу занятия, снимают напряжение, активизируют учащихся, приближают учёбу к жизненным ситуациям, формируют навыки учебной деятельности, создают позитивное образовательное пространство.
Слайд 46Интерактивные формы и методы
обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налажива-нием межличностного взаимодействия
путём внешнего диалога в процессе усвое-ния учебного материала. Между учащими-ся в группе возникают определённые меж-личностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффектив-ности учебной деятельности в целом.