Слайд 1ИННОВАЦИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Ковалева Наталья Владимировна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии,
научный руководитель Центра
социально-психологических проблем
НИИ комплексных проблем АГУ
Слайд 2Цель современной российской системы высшего образования –
заполнить сферы жизнедеятельности общества
специалистами, готовыми к эффективной профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, способными определять, создавать и творчески реализовывать имеющиеся личные возможности и потенциал среды в сочетании с социальной ответственностью.
Слайд 3Общество требует от современного человека:
проявления социально-психологической гибкости и высокой адаптивности,
оперативно реагировать на внешние изменения среды и регулировать свою активность соответственно субъективной значимости этих изменений,
принимать решения о том, как эффективно действовать в тех или иных обстоятельствах и условиях профессиональной деятельности.
Система российского высшего образования сама должна быть гибкой и адаптивной.
Слайд 4Успешный выпускник
должен быть:
активным,
целеустремленным,
проявлять высокий уровень предпринимательской культуры,
адаптироваться
к складывающимся в профессиональном и социальном сообществах нормам и ценностям.
стремиться реализовать свои личные и профессиональные цели,
быть способным к деятельности, сопряженной с большим количеством стрессовых, кризисных ситуаций и способностью их конструктивно преодолевать.
обладать внутренней силой, как проявлением чувства собственной значимости, уверенности в том, что он имеет ценность, воздействует на других и может добиться признания.
Слайд 5Модернизация вузов
переводит субъектов образовательной среды с репродуктивного уровня усвоения знаний,
доминирующего в прежней высшей школе, на субъектный уровень формирования компетенций.
Слайд 6Характеристики инновационных образовательных технологий:
нелинейность, так как профессиональные знания и опыт
не просто накапливаются последовательно, по заданному плану, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими студентами в сопровождении педагога;
незавершенность и открытость, вследствие того, что учебный материал предлагается в виде проблемных задач, дополняется житейским опытом и знаниями обучающихся;
неустойчивость и нестабильность, от того, что изучаемая информация вариативна, изменчива и находится в постоянном развитии;
Слайд 7Характеристики инновационных образовательных технологий :
относительность результатов образования, потому что они
зависимы от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности;
знания существуют и имеют значение для студента только тогда, когда они становятся субъективными, т.е. личностно значимыми;
образование не дает готовые «рецепты» знаний и образцы поведения, оно предлагает многообразие их вариантов, опираясь на природную потребность человека выбирать.
(М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко,
С.В. Котюкевич и др.)
Слайд 8Центр реализации инновационных задач –
это первичное звено образовательной системы: организации
и учреждения, то есть вузы, школы.
Слайд 9Стадии трансформационного процесса:
переоценка существующего состояния общества и оценка содержания и
масштабов кризиса, носящего системный характер;
социальная диагностика, т.е. непредвзятая, объективная характеристика настоящего, его корней в прошлом, возможностей и путей выхода из кризисной ситуации;
демонтаж отжившей системы, ликвидация ее очевидных несоответствий достигнутому уровню общественного развития и его тенденциям;
новое самоопределение общества, выдвижение и обоснование путей дальнейшего развития.
Слайд 10Меры стимулирования инновационной деятельности:
поддержка научных исследований и экспериментальных разработок;
создание организационных
и социально-экономических механизмов для повышения социальной направленности инноваций;
формирование национальной инновационной системы
обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;
адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики;
сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса.
Слайд 11Традиционная образовательная парадигма основана на объектной позиции участников процесса обучения:
дидактические единицы,
ТСО,
формы контроля, жесткий контроль за выполнением, особенно в период лицензирования и аттестации вуза.
исполнители (преподаватели, студенты) обладали очень небольшими возможностями для проявления собственной инициативы и творчества,
соответствующие объектные навыки, ценности цели, уровень притязаний.
Все это снижало гибкость и адаптационные возможности образовательной системы в целом к изменяющейся социальной среде.
Слайд 12Причины системного кризиса традиционной системы обучения:
На рынке труда стали востребованы
не знания, а умения и готовность применять их в практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции, что усилило необходимость практико-ориентированного образования.
Появились образовательные учреждения, цель деятельности которых - финансовая деятельность и прибыль.
Оказание образовательных услуг.
Появились выпускники, имеющие дипломы, не подтвержденные ни знаниями, ни компетенциями.
Это оказало сильное деструктивное влияние на качество подготовки выпускников.
Слайд 13Ключевые позиции модернизации вузов:
развитие многоуровневой системы подготовки кадров, в том
числе и для учреждений высшего образования;
использование системы кредитных единиц для установления трудоемкости учебной деятельности, внедрение модульно-рейтинговой системы оценки результатов образовательной деятельности студентов;
возрастание мобильности студентов и преподавателей;
создание внутривузовской системы контроля качества образовательной деятельности;
совершенствование организационной структуры университета с позиций Болонского процесса.
Слайд 14Новые условия образовательной деятельности
Слайд 15Условие 1. Использование
новых форм организации образовательной деятельности
мобильное и гибкое
планирование;
установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы;
выработка у студентов способности к саморазвитию и самообразованию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения знаниями.
Слайд 16Условие 1. Использование
новых форм организации образовательной деятельности
Каждый преподаватель –
полноценный субъект образовательной среды, ему дано право самостоятельно, на основе компетенций, формировать содержание учебной дисциплины, подбирать и разрабатывать формы образовательной деятельности.
Слайд 17Преподаватель должен учитывать и активно использовать:
индивидуальные учебные планы студентов;
технологические карты
дисциплин;
деятельность службы академических консультантов, тьюторов;
реализацию системы зачетных единиц;
модульно-рейтинговую систему оценки деятельности студентов в образовательном процессе.
Слайд 18Условие 2. Качественное
учебно-методическое обеспечение образовательных программ
Преподаватели, осваивающие модульный подход,
должны уметь применять принципы модульного подхода к построению учебного плана:
принцип проектирования от результатов обучения (сбор и анализ профессионально-ориентированной информации);
принцип направленности на приобретение компетенций;
принцип системности;
принцип индивидуальности;
принцип логической завершенности.
Учебные программы проектируются по модулям и сопровождаются учебно-методическими пособиями, которые составляют комплект материалов для каждого учебного модуля.
Слайд 19Условие 3. Организация самостоятельной работы студентов и наличие открытой образовательной среды
университета
Всем субъектам образовательного процесса, вплоть до родителей и общественности, обеспечен доступ к информационным ресурсам.
Информационное сопровождение самостоятельной работы студентов есть обязательная часть освоения образовательной программы. Ее обеспечивают ресурсные центры, компьютерные классы с выходом в Интернет, мультимедийные аудитории, медиазалы.
Слайд 20Условие 4. Обеспечение мобильности студентов и преподавателей, реализующееся через стажировки и
обучение в российских и зарубежных вузах.
Слайд 21Условие 5. Информатизация управления учебным процессом
Создается и внедряется специализированное программное
обеспечение.
Перевод системы управления университетом на единую информационную основу. Она создает возможности оперативного доступа к информации, поиска, автоматического формирования и получения аналитической и статистической информации, расположенной на сайте университета, корпоративном сайте, на электронных образовательных ресурсах. Преподаватели и студенты также должны уметь ею пользоваться.
Слайд 22Условие 6. Кредитно-модульная организация учебного процесса
предполагает возможность оперативного доступа студентов,
преподавателей, руководителей и сотрудников подразделений университета к учебно-методическим материалам, содержанием, инновационными формами, методами, технологиями обучения.
Слайд 23Преподаватели должны участвовать в формировании информационных ресурсов для представления в электронном
виде инновационных учебно-методических материалов.
Слайд 24Вольно и невольно в вузах меняется идеология подготовки студентов, формируются новые
задачи образовательного процесса.