Слайд 1 ЧОУ «Школа –интернат им. Преподобного Сергия»
Инклюзивный подход в образовании.
Теоретический
семинар для учителей
«Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты».
Подготовила:
Амирова Н.Г. Учитель физики.
Руководитель ШМО.
Слайд 2
Первой в режим внедрения стандарта вошла начальная
школа: стала привыкать к аббревиатуре «УУД», понятию «образовательный результат», осваивать новые подходы к планированию работы и новый для себя вид профессиональной деятельности – педагогическое проектирование. Прошло совсем немного времени, и вот уже средняя школа начала сначала вприглядку, а затем и основательно примерять на себя новые цели и методы работы.
Слайд 3
Развивающее образование – это
первое и решающее условие успешного внедрения инклюзии в практику работы наших школ. Это тот фон, на котором смогут «заработать» подъем-
ники для детей на колясках, психолого-медико-педагогические консилиумы, тьюторская поддержка, специальные технологии обучения слабослышащих и многое другое. Без создания условий развития для всех учащихся в рамках образовательного процесса инклюзия в ПРИНЦИПЕ невозможна.
Слайд 4ФГОС: целевые установки. Понятие «универсальные учебные действия»
Федеральный государственный образовательный стандарт постулирует цели современного российского образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно
формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Слайд 5
Универсальные учебные действия – это
способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.
Слайд 6три положения:
1. По своей природе УУД представляют собой способы осуществления разных
видов деятельности.
2. По своему масштабу УУД соотносимы не столько с предметом или с учебной деятельностью, а с жизнедеятельностью
человека.
3. УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека.
алгоритм
процесс взаимодействия с каким-либо предметом,
в котором достигается заранее о п р е д е л е н н а я цель
образ действий, прием, метод для осуществления,
достижения чего-либо
понятные и точные предписания исполнителю
совершить конечное число шагов, направленных
на решение поставленной задачи
способ
Слайд 8
Объединяя три определения, мы получаем: универсальное учебное действие – это путь
достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании
которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.
Получается, что для того чтобы целесообразно применять определенное универсальное действие, учащийся должен понимать его предназначение, различать его существенные и
несущественные стороны, выделять обязательные и необязательные этапы выполнения.
Слайд 9
Говоря иначе, сформировать УУД – значит передать ученику во владение и
пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера. Каждый из этих способов имеет определенный алгоритм своего выполнения. В опыте человека эти способы закрепляются как осознанные умения. Передавая их учащимся, педагог формирует у них новое универсальное умение:
умение сравнивать, умение аргументировать, умение моделировать и т.д.
Слайд 10
Второе: универсальные учебные действия не «привязаны»
к конкретной учебной теме, учебному предмету
и учебной деятельности. По своему масштабу они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом. УУД обеспечивают успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптацию в новой ситуации поиска и осмысления новой информации, выполнение практического дела, мышление и творчество.
Формируются они внутри учебного процесса за счет и благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации. Знание – естественная и необходимая основа их формирования, но назначение УУД связано не с
учебной, а жизненной успешностью человека. Так, умение сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности: способности выбирать. Чем лучше и правильнее человек умеет сравнивать между собой различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее его выборы. А начинаться все должно в первом классе с формирования умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или явлений на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и других предметах.
Слайд 11
Третье: универсальные учебные действия обеспечивают
эффективность осуществления деятельности человека. Свой
смысл и назначение
они приобретают только внутри опреде-
ленной цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД
начинается с анализа цели и ответа на вопрос: зачем? Зачем
и что мы должны сравнить? Для чего нам нужно это доказать?
Для чего мы составляем план действий? Очень важно научить детей всегда начинать с этого вопроса, так как только после получения ответа на него можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д.
Слайд 12
Ученик, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности может
отвечать
себе и другим на следующие вопросы:
Для чего я это делаю?
Что именно делаю и в каком порядке?
Каким образом я это делаю?
Верным ли путем я двигаюсь?
Слайд 13
Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то,
как я это делал?
Какие новые задачи передо мной встают теперь?
Слайд 14Виды универсальных учебных действий
ФГОС предлагает такую типологию УУД,
в соответствии
с которой все они могут быть разделены на три вида:
регулятивные,
познавательные и коммуникативные.
Слайд 15Группы метапредметных универсальных учебных
действий с точки зрения особенностей формирования
Метапредметные
универальные
учебные действия
Универсальные
способы действия,
мышления,
коммуникации, самопознания
Структурные элементы
учебной деятельности
Слайд 16Первая группа УУД –
универсальные способы действия
Предметный
образец –
выполнение
Описание
способа –
выполнение
Название
способа –
выполнение
Постановка
цели – выбор
способа
и
Слайд 17Алгоритмы выполнения универсальных способов действий. Разработка заданий
Технологические этапы разработки задания, содержащего
метапредметный способ
Определение
цели
Формулировка
предполагаемого вывода
Проверка соответствия
этапов выполнения
задания этапам
алгоритма способа
Слайд 18Вторая группа УУД - структурные
элементы учебной деятельности
Структура учебной деятельности
Рефлек-
сия
Оценивание результата
Контроль и
коррекция
Выполнение действия
Планирование
Постановка или принятие цели
Слайд 19Разработка деятельностного урока
Педагогические цели урока
Педагогический результат
Проблема Цель
Образ результата
План
Действия по плану Результат
Оценивание результата
Рефлексия способа достижения
Слайд 21
Вопросы и задания
1 Познакомьтесь с содержанием ФГОС. В чем кардинальное
отличие формулировки
цели образования в стандартах 2004
и 2009 годов?
2 Как Вы понимаете выражение «деятельностная структура
урока прозрачна для учащихся»?
3 Познакомьтесь в Приложении 2 с двумя вариантами на-
чала одного и того же урока: вариантом А и вариантом Б.
Найдите 5 существенных отличий в структуре урока и со-
держании работы учащихся. Какой отрывок относится к
традиционному уроку, а какой – к деятельностному? Свой
ответ обоснуйте.
4 Проанализируйте задания для учащихся в учебниках, по
которым Вы работаете. Есть ли там задания на логические
УУД? Выполните задание с учащимися на основе подводящих
вопросов.
5 Проанализируйте один из своих уроков. Соответствует ли
он структуре деятельностного урока? Что в нем нужно усо-
вершенствовать?
Слайд 22Анкета: «Развивающие возможности урока:
дидактический и методический
аспекты».
1.Что является основной целью современного российского
образования в соответствии с ФГОС?
Развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий и познания мира.
Формирование у обучающихся системы ЗУНов, соответствующих современному уровню развития науки.
Развитие способностей, умений, качеств и ценностных ориентаций обучающихся.
Верны все ответы.
Слайд 23
2.Какое из предложенных определений раскрывает содержание понятия «универсальные учебные действия»?
Это
способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.
Это способы и приёмы, необходимые для успешного решения учебных задач.
Это навыки которыми обучающие овладевают в процессе усвоения конкретного учебного материала.
Все ответы верны.
Слайд 24
3. Какое из утверждений является ошибочным?
УУД – это способ алгоритм осуществления
того или иного действия.
УУД привязаны к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности.
УУД обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека.
УУД формируются внутри учебного процесса.
Слайд 25
4.Какие виды УУД необходимо формировать у обучающихся в соответствии с ФГОС?
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД .
Коммуникативные УУД.
Верны все ответы.
Слайд 26
5.К какой группе УУД относится умение выдвигать учебные цели, планировать способы
их достижения и осуществлять оценку полученных результатов?
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Все ответы верны.
Слайд 27
6. Что следует учитывать педагогу при определении перечня УУД, которые он
планирует развивать у учащихся?
Определённый год обучения.
Образовательные результаты предыдущего года обучения.
Возрастные и психологические особенности учащихся.
Верны все ответы.
Слайд 28
7.Какие из перечисленных УУД не относятся к структурным элементам учебной
деятельности?
Рефлексия собственной деятельности.
Обнаружение проблемы и постановка цели.
Осуществление контроля за ходом деятельности.
Установление аналогий и причинно - следственных связей.
Слайд 29
8.Формирование каких УУД осуществляется путём выполнение учеником задания с опорой на
предложенный учителем образец?
Регулятивные и коммуникативные УУД.
Познавательные и коммуникативные УУД.
Регулятивные и познавательные УУД.
Верны все ответы.
Слайд 30
9.Что из перечисленного не относится к основным этапам осуществления учебной деятельности?
Целеполагание.
Планирование и выполнение действий.
Анализ и выполнение результата.
Контроль и оценивание результата.
Слайд 31
10.Какие этапы деятельностной структуры урока должны быть предъявлены учащимся?
Цели деятельности
на уроке и предполагаемый результат.
План (последовательность) выполнения действий.
Принципы и способы контроля и оценивания.
Верны все ответы.
Слайд 32
Официальный сайт edu.1september.ru
Школа цифрового века
Модульные курсы.
1.М.Р. Битянова ,Т.В.
Меркулова «Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты».
2. С.В. Алёхина «Инклюзивное образование: история и современность».
3. Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева ,Т.Ю. Хотылева «Основные педагогические технологии инклюзивного образования».
4. Н.Я. Семаго « Специальные образовательные условия инклюзивной
Школы».
5. Е.Н. Кутепова « Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ».
6. С.В. Алёхина, Л.П.Фальковская «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма».