Презентация, доклад на тему Инклюзивное образование

Содержание

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформацииОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 1МБОУ СОШ №45
Инклюзивное образование







г. Сургут 2016 Канашова С.Н.

МБОУ СОШ №45 Инклюзивное образованиег. Сургут 2016 Канашова С.Н.

Слайд 2Инклюзивное образование 
(фр. inclusif-включающий в себя,
 лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) —
один из процессов трансформации
ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформацииОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся

с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей

Слайд 4
Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия
Лица с инвалидностью и ОВЗ

могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с людьми, чье развитие проходит без особенностей, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического и/или психического развития.
Особые образовательные потребности и специальные образовательные условияЛица с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при

Слайд 5Инклюзивный образовательный процесс – вид образовательного процесса, обеспечивающий всем субъектам образовательного

процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого из них, включая реформирование данного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения обучающихся.
Инклюзивный образовательный процесс – вид образовательного процесса, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает

Слайд 6Инклюзивное (включающее)
образование дает возможность:
всем учащимся в полном объеме участвовать в

жизни школы.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее)образование дает возможность:  всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни школы.Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными

Слайд 7







Принципы инклюзивного образовательного процесса:



Каждый человек способен чувствовать и думать


Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Принципы инклюзивного образовательного процесса:Каждый человек способен чувствовать и думать       Каждый человек

Слайд 8Правила инклюзивной школы:

- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики

имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Планируется и проводится эффективное обучение.
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
- Семьи активно участвуют в жизни школы.
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам.

Правила инклюзивной школы:- Все ученики равны в школьном сообществе.- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения

Слайд 9
Модель инклюзивного образования

Модель инклюзивного образования

Слайд 10
Структура инклюзивного образовательного процесса


Структура инклюзивного образовательного процесса

Слайд 11Составляющие профессиональной компетентности педагогов
для работы в инклюзивном образовании

Составляющие профессиональной компетентности педагогов для работы в инклюзивном образовании

Слайд 12
Педагог-психолог



- выявляет особенности эмоционально)волевой сферы, личностные особенности обучающихся характер взаимодействия

со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
- определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
-ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой он обучается (или будет обучаться);
- помогает преподавателям, куратору и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с обучающимся с ОВЗ, так с обучающимися инклюзивной группы;
- повышает психологическую компетентность преподавателей и матеров ПО, других специалистов, а также родителей;
- проводит консультирование всех занятых в процессе специалистов;
- совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией ПОО проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.
Педагог-психолог - выявляет особенности эмоционально)волевой сферы, личностные особенности обучающихся характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

Слайд 13ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Социальный педагог

Социальный педагог —

основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого обучающегося.
На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности обучающегося с ОВЗ и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации.
Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для команды ПОО, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права лиц с ОВЗ, права инвалидов, учреждениями.
Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям и другим членам семьи лица с ОВЗ в адаптации в сообществе, в среде других родителей. Такой специалист поможет работникам ПОО, другим специалистам в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.
ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА    Социальный педагог Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий

Слайд 14Учитель-дефектолог


Дефектолог выявляет:
- уровень умственного развития учащихся;
- отношение школьников

к учебной работе, характер учебной мотивации;
- обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
- отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки;
- достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности и способы учебной работы;
- темп работы, работоспособность. По результатам обследования дефектолог совместно с учителем, педагогом сопровождения, логопедом определяет объем и содержание коррекционной работы, необходимой данному ребенку, проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материала.
Работа дефектолога в инклюзивном классе ведется в тесном контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Регулярно обсуждается работа ребенка на уроках и занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения и пути их преодоления. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с трудностями обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память, формирует зрительно-пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка. Важное направление деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной школе — методическая помощь учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка.
Учитель-дефектолог Дефектолог выявляет: - уровень умственного развития учащихся; - отношение школьников к учебной работе, характер учебной мотивации;

Слайд 15ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учитель-логопед


устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого

нарушения;

- разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;
проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);

совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация 25 словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;

- проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА    Учитель-логопед устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; - разрабатывает

Слайд 16ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тьютор


Тьютор (ассистент учителя) — специалист,

осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного по) ведения.
ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   ТьюторТьютор (ассистент учителя) — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка

Слайд 17Координаторы по инклюзии


Основные задачи деятельности координатора:
1. Поддержка деятельности администрации в направлении

развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, «укладности» образовательного учреждения;
2. Участие в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования;
3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
4. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов — учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;
7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
9. Организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников);
10. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами — учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных организаций или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.
Координаторы по инклюзииОсновные задачи деятельности координатора:1. Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании

Слайд 18

Координатор играет ключевую роль в оказании профессиональной поддержки и мотивировании своих

коллег, как в плане распространения примеров эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, так и в плане организационных задач. К последним следует отнести:

поиск необходимых ресурсов как «внутри» ОО, так и «вне» его;

мониторинг (оценка), анализ и пересмотр конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников, в образовательный процесс, их успешной адаптации и развитию, а в конечном итоге - социализации;

организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников), установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения (воспитания) их ребенка в ОО.

Координаторы по инклюзии

Координатор играет ключевую роль в оказании профессиональной поддержки и мотивировании своих коллег, как в плане распространения примеров

Слайд 19 ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Родители


Родители детей с ограниченными возможностями

здоровья являются также активными участниками образовательного процесса. Их роль в процессе образования – не только подготовить ребенка в школу: научить его писать и читать, но и научить его самообслуживанию, дисциплинированности, ответственности, умению жить в коллективе.
Для достижения данной цели важно при переходе к инклюзивному образованию организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями.
Основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   РодителиРодители детей с ограниченными возможностями здоровья являются также

Слайд 20Объекты модификации
Учебные программы

Учебники и рабочие тетради

Способы работы учащихся с особыми образовательными

потребностями в классе

Способы предъявления и выполнения заданий

Способы выполнения письменных заданий

Способы контроля и оценки знаний, компетенций
Объекты модификацииУчебные программыУчебники и рабочие тетрадиСпособы работы учащихся с особыми образовательными потребностями в классеСпособы предъявления и выполнения

Слайд 21Модификация программ учебных предметов
При составлении адаптированной образовательной программы

по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть:
частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала;
пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы;
снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса;
определить время, необходимое для изучения каждой темы;
предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.

Модификация программ учебных предметов   При составлении адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с

Слайд 22Модификация условий для учебной работы в классе
Наличие индивидуальных правил работы для

учащихся
Близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю
Сохранение достаточного расстояния между партами
Наличие свободного доступа в классе к справочным, наглядным, информационным материалам
Наличие «кабинета» для индивидуальной работы
Предоставление дополнительного времени для выполнения задания, упражнения


Модификация условий для учебной работы в классеНаличие индивидуальных правил работы для учащихсяБлизость расположения учащегося с ОВЗ в

Слайд 23Модификация способов предъявления и выполнения заданий
Предъявление инструкций, указаний как в устной,

так и в письменной форме
Повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ;
Выявление понимания инструкции, задания («Повтори, что надо сделать»)
Поэтапное разъяснение заданий
Последовательное выполнение задания. Предложение для сопровождения процесса работы предметно-операционных карт.
Демонстрация образца выполнения задания.
Выполнение задания в парах обычный ученик -ученик с ОВЗ


Модификация способов предъявления и выполнения заданийПредъявление инструкций, указаний как в устной, так и в письменной формеПовторение инструкции,

Слайд 24Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо)
Обеспечение учащегося с ограниченными

возможностями копиями письменной работы других учащихся (при их обсуждении),
Обеспечение учащихся с ограниченными возможностями печатными копиями домашних заданий, записываемых учителем на доске
Предоставление дополнительного времени для работы с текстовым материалом
Использование линейки или трафарета во время чтения для его облегчения

Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо)Обеспечение учащегося с ограниченными возможностями копиями письменной работы других учащихся

Слайд 25Модификация способов контроля и оценки знаний
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии

с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное);
разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
разрешение устных ответов по читаемым текстам;
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;
неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;

Модификация способов контроля и оценки знаний использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями

Слайд 26

Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех

мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков


Результаты инклюзии:У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процессаАдаптация как можно менее

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть