Слайд 1МБОУ СОШ №45
Инклюзивное образование
г. Сургут 2016 Канашова С.Н.
Слайд 2Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя,
лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) —
один из процессов трансформации
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Слайд 4
Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия
Лица с инвалидностью и ОВЗ
могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с людьми, чье развитие проходит без особенностей, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического и/или психического развития.
Слайд 5Инклюзивный образовательный процесс – вид образовательного процесса, обеспечивающий всем субъектам образовательного
процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого из них, включая реформирование данного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения обучающихся.
Слайд 6Инклюзивное (включающее)
образование дает возможность:
всем учащимся в полном объеме участвовать в
жизни школы.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Слайд 7
Принципы инклюзивного образовательного процесса:
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Слайд 8Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики
имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Планируется и проводится эффективное обучение.
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
- Семьи активно участвуют в жизни школы.
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам.
Слайд 9
Модель инклюзивного образования
Слайд 10
Структура инклюзивного образовательного процесса
Слайд 11Составляющие профессиональной компетентности педагогов
для работы в инклюзивном образовании
Слайд 12
Педагог-психолог
- выявляет особенности эмоционально)волевой сферы, личностные особенности обучающихся характер взаимодействия
со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
- определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
-ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой он обучается (или будет обучаться);
- помогает преподавателям, куратору и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с обучающимся с ОВЗ, так с обучающимися инклюзивной группы;
- повышает психологическую компетентность преподавателей и матеров ПО, других специалистов, а также родителей;
- проводит консультирование всех занятых в процессе специалистов;
- совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией ПОО проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.
Слайд 13ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Социальный педагог
Социальный педагог —
основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого обучающегося.
На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности обучающегося с ОВЗ и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации.
Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для команды ПОО, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права лиц с ОВЗ, права инвалидов, учреждениями.
Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям и другим членам семьи лица с ОВЗ в адаптации в сообществе, в среде других родителей. Такой специалист поможет работникам ПОО, другим специалистам в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.
Слайд 14Учитель-дефектолог
Дефектолог выявляет:
- уровень умственного развития учащихся;
- отношение школьников
к учебной работе, характер учебной мотивации;
- обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
- отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки;
- достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности и способы учебной работы;
- темп работы, работоспособность. По результатам обследования дефектолог совместно с учителем, педагогом сопровождения, логопедом определяет объем и содержание коррекционной работы, необходимой данному ребенку, проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материала.
Работа дефектолога в инклюзивном классе ведется в тесном контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Регулярно обсуждается работа ребенка на уроках и занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения и пути их преодоления. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с трудностями обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память, формирует зрительно-пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка. Важное направление деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной школе — методическая помощь учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка.
Слайд 15ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учитель-логопед
устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого
нарушения;
- разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;
проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);
совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация 25 словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;
- проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
Слайд 16ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тьютор
Тьютор (ассистент учителя) — специалист,
осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.
Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного по) ведения.
Слайд 17Координаторы по инклюзии
Основные задачи деятельности координатора:
1. Поддержка деятельности администрации в направлении
развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, «укладности» образовательного учреждения;
2. Участие в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования;
3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
4. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов — учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;
7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
9. Организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников);
10. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами — учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных организаций или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.
Слайд 18
Координатор играет ключевую роль в оказании профессиональной поддержки и мотивировании своих
коллег, как в плане распространения примеров эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, так и в плане организационных задач. К последним следует отнести:
поиск необходимых ресурсов как «внутри» ОО, так и «вне» его;
мониторинг (оценка), анализ и пересмотр конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников, в образовательный процесс, их успешной адаптации и развитию, а в конечном итоге - социализации;
организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников), установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения (воспитания) их ребенка в ОО.
Координаторы по инклюзии
Слайд 19
ВОПРОС 2. УЧАСТНИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Родители
Родители детей с ограниченными возможностями
здоровья являются также активными участниками образовательного процесса. Их роль в процессе образования – не только подготовить ребенка в школу: научить его писать и читать, но и научить его самообслуживанию, дисциплинированности, ответственности, умению жить в коллективе.
Для достижения данной цели важно при переходе к инклюзивному образованию организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями.
Основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Слайд 20Объекты модификации
Учебные программы
Учебники и рабочие тетради
Способы работы учащихся с особыми образовательными
потребностями в классе
Способы предъявления и выполнения заданий
Способы выполнения письменных заданий
Способы контроля и оценки знаний, компетенций
Слайд 21Модификация программ учебных предметов
При составлении адаптированной образовательной программы
по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть:
частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала;
пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы;
снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса;
определить время, необходимое для изучения каждой темы;
предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.
Слайд 22Модификация условий для учебной работы в классе
Наличие индивидуальных правил работы для
учащихся
Близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю
Сохранение достаточного расстояния между партами
Наличие свободного доступа в классе к справочным, наглядным, информационным материалам
Наличие «кабинета» для индивидуальной работы
Предоставление дополнительного времени для выполнения задания, упражнения
Слайд 23Модификация способов предъявления и выполнения заданий
Предъявление инструкций, указаний как в устной,
так и в письменной форме
Повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ;
Выявление понимания инструкции, задания («Повтори, что надо сделать»)
Поэтапное разъяснение заданий
Последовательное выполнение задания. Предложение для сопровождения процесса работы предметно-операционных карт.
Демонстрация образца выполнения задания.
Выполнение задания в парах обычный ученик -ученик с ОВЗ
Слайд 24Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо)
Обеспечение учащегося с ограниченными
возможностями копиями письменной работы других учащихся (при их обсуждении),
Обеспечение учащихся с ограниченными возможностями печатными копиями домашних заданий, записываемых учителем на доске
Предоставление дополнительного времени для работы с текстовым материалом
Использование линейки или трафарета во время чтения для его облегчения
Слайд 25Модификация способов контроля и оценки знаний
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии
с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное);
разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
разрешение устных ответов по читаемым текстам;
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;
неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;
Слайд 26
Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех
мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков