Слайд 1Инклюзивное образование
Презентацию подготовила
Григорьева Елена Леонидовна
учитель МБОУ «СОШ № 1» пгт.
Жешарт
Слайд 2Инклюзивное образование – это включение в образовательный процесс всех детей, независимо
от пола, этнической или религиозной принадлежности, детей с особыми образовательными потребностями; при этом создаются специальные условия, обеспечивающие равное отношение ко всем учащимся.
Слайд 3Инклюзивное образование регулируется:
Конституцией РФ;
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ»;
Конвенцией о
правах ребёнка;
Протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
Федеральным законом «Об образовании».
Слайд 4В 90-е годы в нашей стране появились первые инклюзивные образовательные учреждения.
С
осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ОВЗ».
В 1995 и 1998 годах проведены две международные конференции.
31 января 2001 года принята Конвенция интегрированного образования лиц с ОВЗ.
С 1 сентября 1996 года в учебные планы педвузов введены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ».
10 июня 1994 года в Испании была принята Саламанкская Декларация.
Слайд 5Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Все обучающиеся должны быть успешными.
Внимание педагога фиксируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
Слайд 6Принципы развития инклюзивного образования:
научность;
системность;
коррекционная направленность;
индивидуальный подход;
семейно-ориентированное сопровождение, т.е. активное включение
родителей в каждый этап педагогического процесса;
самостоятельная активность ребёнка, а именно дополнительно развивающие программы;
междисциплинарная интеграция и социальное партнёрство: совместная работа логопеда, психолога, дефектолога при составлении или изменении программы развития.
Слайд 7Некоторые барьеры для инклюзивного образования:
отсутствие гибких образовательных стандартов;
несоответствие учебных планов и
содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребёнка;
отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок для медицинских работников, сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов.
Слайд 8Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ
Слайд 9Специальные дидактические принципы:
Принцип педагогического оптимизма.
Принцип ранней педагогической помощи.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Принцип
социально-адаптирующей направленности образования.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Слайд 10Коррекционно-развивающие задачи
Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств
и определение компенсаторных возможностей внимания.
Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификация, обобщения.
Увеличение объёма памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создание ситуаций успеха и конструктивной критики.
Слайд 11Требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании
1. Направленность на ребёнка,
включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ОВЗ и готовность работать с ними;
стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;
2. Интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;
3. Профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
знания специальных технологий сопровождения ребёнка с ОВЗ;
навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории
индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ;
4. Поведенческая гибкость:
навыки сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
по индивидуальному образовательному маршруту;
знание методик работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 12Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям
личности, в том числе:
потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учётом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей;
потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества;
потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии.
Слайд 13Требования
к уроку в инклюзивном классе
Слайд 14Урок должен иметь чёткий алгоритм;
2. Каждое задание, которое предполагается «особенным»детям,
тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Устные задания:
- учитель проговаривает само задание – дети или один ребёнок
проговаривают задание после учителя;
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание;
- пошаговое выполнение самого задания;
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания:
- учитель проговаривает само задание – дети или один ребёнок
проговаривают задание после учителя;
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного
выполнения;
- проверка задания.
Слайд 153. Что должен учитывать и знать учитель
при использовании средств наглядности
учитывать
роль наглядности в решении учебных задач;
учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся;
учитывать функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
учитывать уровень знаний о познаваемом объекте;
наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.
Слайд 164. Разные виды деятельности:
начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память,
внимание;
сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность;
использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки.
Слайд 17 Для того, чтобы урок был
динамичным, продуктивным и интересным для каждого ребёнка,
- важно применять разнообразные методы обучения;
- предусмотреть смену видов деятельности на уроке;
- использовать приёмы повторения и закрепления,
игровые ситуации;
- актуализировать уже имеющийся опыт, сделать урок
практикоориентированным;
- дети работают по теме, используя занимательную
форму игры, разгадывая ребусы, загадки, преодолевая
игровые препятствия;
- применение различных форм организации урока.
Слайд 18Основные формы занятий с учащимися, обучающимися в инклюзивных классах
индивидуальное обучение;
парное взаимообучение;
групповая работа;
фронтальное обучение всего класса.
Слайд 19В процессе инклюзивного обучения нужно:
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
применять активные
методы обучения, включая дискуссии, общение;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Слайд 20Рекомендации учителям
Учебная программа:
сокращённые задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
сокращённые тесты;
чёткое разъяснение
заданий, часто повторяющихся;
акцентирование внимания на задании;
предоставление альтернативы объёмным письменным заданиям.
Слайд 21Письменные задания:
использование листов с заданиями, которые требуют минимального заполнения;
обеспечение школьника с
ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Слайд 22Оценка знаний:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.