Слайд 1ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Теория и методология.
И.Н. Симанова, методист
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Слайд 21. Дифференциация/различие понятий:
«Индивидуализация образования»
«Индивидуальная образовательная траектория»
«Индивидуальный образовательный маршрут».
2. Принципы и
этапы организации индивидуального образовательного маршрута.
План
Слайд 3Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:
«…
обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);
«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);
Слайд 4Индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность,
инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога.
Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.
Слайд 5Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого
субъекта в образовании.
ИОТ предполагает несколько направлений реализации:
-содержательный (вариативные/индивидуальные учебные планы и образовательные программы)
-деятельностный (пед.технологии, методы, средства);
-результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Слайд 6Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая
обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Слайд 7ИОМ- это образовательная программа, предназначенная для обучения конкретного обучающегося, направленная на
развитие его индивидуальных способностей.
Слайд 8ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности
к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
ИОМ – это определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика
Слайд 9Структура ИОМаршрута включает следующие компоненты:
1- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся
на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
2- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
3- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
6-результативный (формулирование ожидаемых результатов)
Слайд 10Технологические средства реализации ИОМ
Индивидуальная ПОП (на основе индивидуального учебного плана)
Индивидуальная ДПП
(профподготовка, переподготовка, повышение квалификационного разряда)
Индивидуальная ДОП (кружки, секции)
Дистанционное образование
Проектная деятельность
Конкурсная деятельность
И т.п????
Слайд 11
Основными принципами организации обучения по ИОМ являются:
1.Принцип интерактивности, выражающийся в
возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн уроки);
2.Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
Слайд 12
Основными принципами организации обучения по ИОМ являются:
3.Принцип гибкости, дающий возможность
участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
4.Принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
5.Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
Слайд 13
Основными принципами организации обучения по ИОМ являются:
6. Обеспечение субъектной позиции
обучающегося в разработке и реализации ИОМ, предполагающей привлечение к активному участию обучающегося в целеполагании, планировании, оценке результатов своей деятельности, а также в самодиагностике уровня своего развития;
7.Смещение акцента с обучения на учение, что предполагает перенос центра тяжести на самостоятельную работу одаренной личности;
8.Ориентация на творческую переработку новой учебной информации, предусматривающая наличие специальных учебных заданий на развитие исследовательских, творческих способностей, мыслительных операций.
Слайд 14Схема/Этапы
построения ИОМ в системе образования
Слайд 15Действия педагога
по организации индивидуального образовательного маршрута
Структурирование педагогического процесса -
согласование мотивов, целей, образовательных потребностей и ИОМ с возможностями образовательной среды
Сопровождение - осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ
Регулирование - обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности
Слайд 16Роль педагога заключается в том, чтобы:
направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося;
вооружить
его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы;
выделить критерии анализа работы;
рецензировать, оценить деятельность учащегося.
Учащиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.
Слайд 17Резюме
Проектирование и реализация ИОМ — это систематическая самоуправляемая деятельность обучающегося при
информационной поддержке преподавателя (за счет различных средств коммуникации).
Слайд 18Резюме
Сущность информационной поддержки преподавателя на различных этапах проектирования и реализации ИОМ
может быть различной:
рефлексия, развитие умений самодиагностики, способствующих пониманию учащимся себя;
проведение занятий, направленных на обобщение и систематизацию знаний и умений, а также на обучение операциям, входящим в состав действий обобщения и систематизации;
выполнение учащимися творческих работ;
предоставление групповой и индивидуальной консультативной предметной помощи;
помощь в проведении научного исследования и т. д.
Слайд 19Преимущества индивидуального образовательного маршрута
Слайд 20Индивидуальный образовательный маршрут
Чему учить?
Что должно измениться в личности?
Как учить? Как
воспитывать?
Как организовать педагогическое взаимодействие?
Слайд 21ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
2 часа в неделю, 72
часа в год
Условные обозначения:
Уровни качества (ЗУН) Уровни сложности (ЗУН)
высокий высокий
средний средний
Уровни творчества (критерии освоения программы)
высокий (самостоятельное выполнение по собственному замыслу)
средний
начальный (самостоятельное выполнение по предложенному эскизу)
Список учащихся
Б. Алина
К. Александра
К. Виктория
Ш. Валерия
Результат