Слайд 1Иллюстрация
Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Слайд 2Виды иллюстраций
Ботани́ческая иллюстрация — искусство изображения формы, цвета, деталей растений. Ботанические иллюстрации часто печатаются
рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах.
Техни́ческая иллюстра́ция — иллюстрация, цель которой научно и с достаточной документальной точностью наглядно изобразить тот объект, на который указывает автор текста...
Книжная иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования...
Слайд 5Виды книжных иллюстраций
Иллюстрация на обложке или на переплете
Фронтиспис
Заставка
Полосная иллюстрация
Полуполосная
Разворотная
Оборочная
Рисунки на полях
Концовка
Буквица
Слайд 6Различные виды верстки иллюстраций
Слайд 16Виды иллюстраций
Схемы
Таблицы
Карты
Фотографии
Учебные картины
Символы
Карикатуры
Плакаты
Слайд 17Искусство иллюстраций
В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных
в книгах, журналах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.
В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.
Слайд 18Широкое применение
Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле.
Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстраций не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники — художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы — пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник — вышивка, аппликация, оригами.
Слайд 19История возникновения иллюстраций
Первая точно датированная печатная книга "Апостол"
Иллюстрации к текстам
используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII века ей на смену пришла литография.
Слайд 20История
Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для
иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана — карикатуры. В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.
Слайд 21Золотой век иллюстраций
Золотой век иллюстраций начался, когда газеты, массовые журналы и
иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информаций, ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информаций иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.
Слайд 22Искусство книжной иллюстраций в России
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от
руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами. Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие, Юрьевское Евангелие, Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII—XV века) известны Оршанское Евангелие, Фёдоровское Евангелие, Сийское Евангелие, Галичское Евангелие, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово, Андрониково Евангелие, Аникиевское Евангелие, Буслаевская псалтирь, Геннадиевская Библия.
Слайд 23Первые иллюстрации
Древние рукописные книги
Евангелие
Слайд 24Появление гравюры
С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит
гравюра. В XVII—XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске. Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.
Слайд 25Иллюстрации в альбомах
С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к
популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина. В 1846—1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием "Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Слайд 26Художественные
В конце XIX века — начале XX века в отечественной книжной иллюстрации
проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907—1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916—1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эль Лисицкого.
Слайд 27О чем говорят иллюстрации
● О времени
● О временах года
● О местах
происшествия
● О странах
● О людях
и.т.д.
Весна
Лес
Татары
Индейцы
Америка
Древний мир