Слайд 1Игровые методы
в преподавании русского языка и литературы
Коневцова Татьяна Борисовна,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ МО Плавский район
«Плавская средняя общеобразовательная школа №3»
2012 год
Слайд 2Главная задача государственной образовательной политики на современном этапе –
создание условий
для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.
Слайд 3Для реализации
познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются
современные образовательные технологии, дающие возможность
повышать качество образования,
более эффективно использовать учебное время,
снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Слайд 4В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в
учебном процессе.
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Проектные методы обучения
Исследовательские методы в обучении
Лекционно-семинарско-зачетная система
Технология использования в обучении игровых методов
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Систему инновационной оценки «портфолио»
И другие технологии
Слайд 5Игровые технологии
в воспитании и обучении самые древние. Именно поэтому дидактическая
игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Цели обращения к игровым технологиям на уроках русского языка и литературы :
приобретение конкретных практических навыков,
закрепление их на уровне методики,
перевод знаний в опыт.
Слайд 6 Игра
приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки,
помогает по-новому взглянуть на
привычный урок,
способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету,
делает процесс обучения более эффективным.
Слайд 7
В современной школе игровые методы используются в следующих случаях:
в качестве
самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы.
Слайд 8Педагогическая игра обладает существенным признаком –
чётко поставленной целью обучения и соответствующим
ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Слайд 9 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, то есть в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 10Игра (педагогическая или дидактическая) —
это форма организации обучения, воспитания и развития
личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию с опорой на максимальную самоорганизацию учащихся при моделировании опыта человеческой деятельности.
Слайд 11Современные исследования показывают,
что значение педагогических и дидактических возможностей игровых методов
достаточно велико, так как:
активизируется и интенсифицируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности;
воссоздаются межличностные отношения, моделирующие реальные условия социальной жизни;
варьируется проблемность учебного материала за счет нивелирования сложностей его освоения;
расширяется и углубляется процесс творческого самоопределения учащихся.
Слайд 12Существует несколько классификаций игровых методов
1. По типу взаимодействия учащихся с информацией
.
2. По роли ученика в игровой деятельности.
Слайд 13По типу
взаимодействия учащихся с информацией выделяют:
обучающие;
контролирующие;
обобщающие.
Слайд 14Обучающей будет игра, если
учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения
и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Слайд 15 Контролирующей будет игра,
дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке
ранее полученных знаний.
Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.
Слайд 16 Обобщающие игры
требуют интеграции знаний.
Они способствуют установлению метапредметных связей,
направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Слайд 17По роли ученика в игровой деятельности все игровые методы делятся на
соревновательные
ролевые
Слайд 18Игры – соревнования,
не требующие вхождения в роль, можно применять на
уроке для проверки и актуализации знаний учеников.
Опрос, проводимый в форме викторины, кроссворда, аукциона, конкурса «знатоков» (КВНа), гораздо интереснее школьникам, особенно если вопросы придумывает одна команда, а отвечает на них другая.
Слайд 19Пример 1
При изучении и повторении темы «Лексика» можно использовать
игру «Аукцион». Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Эту игру можно проводить при работе над синонимами, устаревшими словами, неологизмами и так далее.
Задание: подберите синонимы к слову «горячий» (чай). Победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, называет последний из них.
Слайд 20Пример 2
После чтения второго тома «Войны и мира» степень освоения
текста можно проверить с помощью организованного между рядами (учениками) соревнования:
кто больше узнает сцен и героев, изображенных на рисунках художника А. В. Николаева к роману Льва Николаевича Толстого.
Слайд 22Пример 3
При изучении романа А. Н. Толстого «Петр Первый» можно провести
«литературный хоккей».
Назначаем (или выбираем ) капитанов, «вратаря», «группу защиты» и «группу нападения», которая готовит 15-20 вопросов команде противника по тексту романа, у учащихся появляется стимул прочитать книгу.
ХОД ИГРЫ: «группа нападения» задает вопрос «группе защиты» противника. Если она ответит – её очередь «нападать». Если нет, то вопрос-«мяч» пасуется «вратарю». Если тот не знает ответа – команде засчитывается гол. Счёт ведут выбранные судьи. Не вошедшие в число игроков ученики становятся активными болельщиками.
Слайд 23Дидактические игры наподобие спортивных могут быть использованы для проверки знаний учащихся,
уровня первоначального освоения текста.
Но задачи анализа произведения с их помощью не решить.
Слайд 24Промежуточная игровая методика, когда ролевой трансформации еще пока не требуется, -
брейнсторминг -
коллективный «мозговой штурм» какой-либо проблемы.
Его можно использовать
для решения учениками серьезных литературоведческих вопросов,
для анализа небольших по объему, но сложных по содержанию произведений,
на этапе обобщающего повторения,
при сопоставлении разных литературоведческих и языковых явлений.
Слайд 25Данная методика состоит из этапов:
1. генерация идей;
2. их критическое
осмысление.
«Мозговой штурм» проводится как групповая работа:
каждая группа получает для «микроштурма» какую-либо частную задачу с последующим коллективным обсуждением.
Слайд 26Например, для самостоятельного анализа сложной по всем элементам поэтики и авторской
позиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» этот прием может быть использован следующим образом:
С помощью преподавателя учащиеся вспоминают, что им известно о времени создания поэмы, об истории работы А. А. Блока над рукописью, о её литературных и жизненных источниках;
Учащиеся получают для группового «мозгового штурма» темы-задания типа: «Смысл названия поэмы», «Символика цветов в поэме». «Эволюция центрального образа», «Почему в конце поэмы появляется Христос?»;
Сообщения групп о результатах работы, её коллективное обсуждение и оформление высказанных суждений с помощью учителя в стройную законченную концепцию.
Слайд 27Учебно-ролевые игры, психологическую основу которых составляет механизм воображения, делятся на несколько
видов:
с принятием учащимися определенных ролевых функций (масок);
с использованием сказочного сюжета;
фантазирования;
деловые игры.
Слайд 28Игры первого вида, когда школьники становятся «актерами»,
лучше всего использовать, когда
необходимо ввести учеников в отдаленное от них время действия героев, в сложный, противоречивый мир произведения, во взаимоотношения персонажей.
Игры такого типа:
«литературные суды»
«пресс-конференции»
«круглые столы»
«литературные кафе»
«театр»
Слайд 29Игры с использованием сказочного сюжета
Их отличительной особенностью является воображаемое привлечение
к учебным действиям сказочных (волшебных) персонажей.
Урок такого типа можно провести в 5 классе, например, по теме «Обозначение мягкости согласных на письме». В роли сказочных персонажей выступят волшебник Мягкий Знак со своими ассистентами – Частями Речи, а также заслуженные артисты республики Фонетики Мягкие Согласные. Учащиеся должны разобраться в сущности ролей, выполняемых этими героями.
Слайд 30Игры-фантазирования
Их сущность заключается в создании с помощью воображения высокого эмоционального
подъема и умственного напряжения.
В своих «Воспоминаниях» В. В. Вересаев рисует яркую картину игр, с помощью которых он в детстве учил наизусть латинские исключения. Просто так зубрить латинские исключения скучно и утомительно. Но если представить себе, что перед тобой неприятельская крепость, которую нужно во что бы то ни стало взять, если уподобить каждый воспроизведенный глагол очередному удару по крепостной стене, ситуация фантастическим образом преображается…
Слайд 31Деловые игры
построены на проигрывании ролей, но только не художественных
(персонифицированных),
а профессиональных (функциональных).
В этих играх моделируются, воспроизводятся с необходимыми видоизменениями условия профессиональной деятельности.
Слайд 32Основными признаками деловой игры как формы обучения являются:
1. Наличие проблемы, требующей решения.
2. Моделирование
игровой ситуации, аналогичной социальной, профессиональной или научной проблеме.
3. Наличие участников игры, выполняющих игровые роли.
4. Активное взаимодействие игроков между собой и с педагогом.
5. Использование дополнительной игровой атрибутики.
6. Высокое эмоциональное напряжение участников.
7. Импровизационный характер действий игроков.
Слайд 33Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
Подготовительный. Включает разработку сценария
— условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
Анализ и оценка результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Слайд 34Примером может служить деловая игра «Редакция» (более узко – «Корректор»).
С одной стороны, работа редакции непосредственно основывается на знании русского языка и литературы, к которому должны стремиться учащиеся,
а с другой – этот вид деятельности может рассматриваться каждым учеником как вполне допустимый объект его профессионального выбора.
Слайд 35Примерные задания для игры «Корректор».
1. Найди ошибку в выборе слова.
После теплых
атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
Из передовой бригады он перешёл в отсталую.
В центре города построен памятник герою.
Слайд 36Примерные задания для игры «Корректор».
2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметку?
В
первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных учёным гибридах.
Слайд 37Примерные задания для игры «Корректор».
3. Исправьте ошибки в толковании слов.
Западня –
квартира с окнами на запад.
Маховик – регулировщик на перекрёстке.
Гривенник – щётка для гривы.
4. Найди лишнее слово.
Петя ушиб колено ноги.
Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
Собрание пройдёт в декабре месяце.
Многие города были превращены в руины и развалины.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
Слайд 38Результативность дидактических игр зависит от
систематического использования,
целенаправленного построения их программ,
сочетания с
обычными дидактическими упражнениями.
Слайд 39Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы
помогает снять ряд
трудностей, связанных с запоминанием материала,
вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания,
способствует развитию познавательного интереса к учебным предметам,
способствует обогащению словарного запаса обучающихся,
расширяет их кругозор,
воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Слайд 40Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!