Слайд 1Крошка хлеба – это много или мало?
Работу выполнил: Заскин Константин
Руководители: Устименко
Ирина Борисовна, учитель физики, Ивасько Галина Александровна, учитель технологии
Школа-интернат № 19 ОАО «Российские железные дороги».
г. Новокузнецк
Слайд 2
Цель исследования: Призвать к бережному отношению и уважению к хлебу
Гипотеза:
если мы будем больше знать о цене, отданной за буханку хлеба, то мы будем бережнее относиться и к хлебу, и к труду.
Актуальность проблемы в том, что в наше время нет достаточно уважительного, бережного отношения к хлебу, а с неуважения к крошке хлеба начинается неуважение к человеку, к труду и к самому себе.
Слайд 3Задачи исследования:
теоретически исследовать инновации в хлебопечении в разных странах и в
разных веках;
Изучить цену хлеба в годы коллективизации, военные, блокадные годы, и в наше время;
Изучить статические данные о влиянии разных видов хлеба на наше здоровье;
Предложить способы продления жизни хлеба, и способы его хранения;
Исследовать цену крошек хлеба и цену труда человека, вложенного в производство хлеба.
Слайд 4История хлеба
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Долгое
время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде,
затем научились растирать их между камнями, получая крупу,
и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
Слайд 5 Примерно шесть с половиной - пять
тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.
Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали.
Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства
Слайд 6 Высоко ценили хлеб на Руси.
О хлебе в народе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным.
Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.
Слайд 7Хлебные традиции
Каждая страна знаменита своими собственными национальными рецептами хлеба. Мексика
- это маисовые лепешки. Германия - претцель, фладен, сапельброт. Ирландия - содовый хлеб, фадж (картофельный хлеб). Швеция - лефсе. Франция – круассаны, бриоши. Шотландия - овсяный хлеб-пирог. Итальянские хлеба - фокачча, чиабатта, гриссини, розетта. На Украине очень популярны паляницы и арнауты. А национальное еврейское блюдо – багели. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти . У азербайджанцев популярен чурек.
В России тоже богатые традиции выпечки хлеба. Чего стоят только калачи, ватрушки, пироги, знаменитый черный хлеб, булки с изюмом
Слайд 8Классификация и ассортимент хлеба
Вид хлеба определяется
видом муки, из которой он изготовлен. Так, хлебные изделия бывают ржаными, пшеничными и ржано-пшеничными.
По способу выпечки хлеб подразделяют на формовой и подовый.
В зависимости от сорта ржаной муки хлеб бывает из обойной, обдирной и сеяной муки, а пшеничный - из обойной, 1-го, 2-го и высшего сортов.
К булочным изделиям относятся батоны, плетеные изделия, булки, сайки, калачи, булочная мелочь и др.
К сдобным изделиям относят сдобу обыкновенную, булочки сдобные и витушки сдобные.
Диетические хлебные изделия. Они предназначены для лечебно- профилактического питания.
Изделия с добавлением морской капусты - для людей с йодной недостаточностью.
Хлебцы отрубные с лецитином - для людей пожилого возраста с сердечно- сосудистыми заболеваниями.
Слайд 9Производство хлеба
К основному сырью относят муку, воду, соль,
дрожжи и определенные культуры молочно-кислых бактерий; к дополнительному - жиры, сахар, молоко, яйца, солод, изюм, мак, пряности и др.
Мука используется хлебопекарная пшеничная и ржаная различных сортов. Перед замесом мука просеивается.
Пищевую соль, сахар растворяют в нагретой до 30 °С воде. Жиры растапливают и процеживают.
При замесе теста основное и дополнительное сырье смешивают в соответствии с рецептурой.
Существуют два традиционных способа приготовления пшеничного теста - опарный (двухфазный) и безопарный (однофазный). При опарном способе вначале готовят опару, для чего берут половину количества муки, 2/3 воды, все дрожжи. Опара бродит 3-4,5 ч. К готовой опаре добавляют оставшиеся компоненты, предусмотренные рецептурой, и замешивают тесто, которое бродит 1-1,5 ч. При безопарном способе все предусмотренное рецептурой сырье замешивают сразу. В процессе брожения тесто один или два раза обминают (перебивают). Расстойка сформованного теста проводится перед посадкой его в печь.
Выпекают хлеб в хлебопекарных печах при температуре 210- 280 °С в течение 10-80 мин в зависимости от размера изделий
Слайд 10Определение качества хлеба.
Форма хлеба должна быть
правильной, без боковых выплывов, не мятой, с несколько выпуклой верхней коркой. Поверхность должна быть гладкой, для отдельных видов изделий - шероховатой, без крупных трещин и подрывов; булки, батоны - с надрезами. Корка должна иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого в зависимости от сорта, без подгорелости и бледности. Толщина корки хлеба должна быть не более 4 мм.
Состояние мякиша. Хлеб должен быть хорошо пропеченным, не липким и не влажным на ощупь, без комочков, пустот и следов непромеса, с равномерной пористостью, эластичным. Мякиш после легкого нажатия пальцами должен принимать первоначальную форму, быть свежим.
Вкус и запах должны быть свойственными данному виду хлеба.
Слайд 11Болезни хлеба.
Хлеб — скоропортящийся продукт, служит
хорошей средой для развития микрофлоры.
Плесневение вызывают многие виды плесневых грибов (зеленая, голубая, белая плесени). Наблюдается при хранении хлеба в сырых, плохо вентилируемых помещениях. Через трещины в хлебе плесневые грибы попадают в мякиш хлеба и разлагают питательные вещества с образованием токсичных веществ с неприятными вкусом и запахом.
Картофельную болезнь вызывают картофельная и сенная палочки. Споры этих бактерий могут попасть в хлеб вместе с мукой. Болезнь обычно развивается в пшеничном хлебе летом, когда температура воздуха достигает 30 °С и выше. Появляются грязные пятна, неприятные вкус и запах, мякиш становится тягучим, липким, образуются вещества, вызывающие расстройство пищеварения.
Меловую болезнь вызывают дрожжевые грибы. На мякише хлеба появляются пятна или налет белого цвета. Заболевший хлеб приобретает специфические вкус и запах, однако токсичных веществ в нем не обнаружено. Обычно такой хлеб в пищу непригоден, но возможно его использование на корм скоту.
Слайд 12Польза и вред хлеба
Хлеб - важный
источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот. Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб - источник организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.
Если раньше при приготовлении хлеба использовались природные дрожжи и закваски, такие как солод, то сейчас добавляются искусственные термофильные дрожжи, сахаромицеты. Потребляя такой дрожжевой хлеб, мы нарушаем естественную микрофлору кишечника. А это может привести к дисбактериозу.
Слайд 13 Из чего состоит себестоимость булки хлеба?
60% - мука и пищевкусовое сырьё,
15% - зарплата работникам хлебозавода,
10% - транспортные расходы,
10% - амортизация оборудования,
5% - расходы на электроэнергию.
В магазине хлеб стоит уже на 20-30% больше – это торговые накрутки.
По словам хлебопеков производство хлеба в настоящее время не приносит доходов, а в ряде регионов является убыточным.
Цены на хлеб регулируются правительством и местными властями, поэтому поднять отпускную цену невозможно.
Слайд 15Исследовательская работа
Цель исследования: определить потери хлеба
при его нарезке.
Среднесуточная норма хлеба для учащихся школ : пшеничный хлеб – 175г на человека, ржаной хлеб – 100 г на человека.
В нашей школе 180 учащихся. За сутки в школе съедается 99 булок хлеба.
При нарезке хлеба в среднем с одной булки хлеба теряется 4г, за одни сутки при нарезке хлеба мы выбрасываем 0, 396 г хлеба.
В год потери хлеба только от нарезки составляют больше 71 кг. А это 142 булки хлеба.
Слайд 17 В Новокузнецке 104 школы, из них 94 – общеобразовательные школы
и 10 школ-интернатов.
В этих учебных заведениях обучаются 50843 человека.
Учащиеся нашего города в день съедают 28000 булок хлеба в день.
224 булки в сутки теряются при нарезке хлеба для детей в школах нашего города.
В учебный год естественные потери составляют 40320 булок хлеба!
Слайд 18
Страшнее потери хлеба от нашей безграмотности и
безалаберности. Подсчитано, что ежегодно 5% выпеченного хлеба выбрасывается на помойку. Это полтора миллиона тонн хлеба в год!
Всегда следует помнить, что хлеб, который мы едим, является результатом кропотливого и тяжелого труда многих людей, поэтому и относиться к нему надо с уважением и бережно.
БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!
Слайд 19
Покупать хлеба столько, сколько требуется для семьи,
не меньше, но и не больше.
Хранить же хлеб следует в закрытой посуде, хлебнице, так он дольше сохранит свежесть.
Для того, чтобы вернуть свежесть черствому хлебу, нужно подогреть его в духовке или микроволновой печи.
Используйте черствый хлеб для приготовления гренок, шарлоток, пудингов, запеканок и многих других вкусных блюд.
Советы:
Слайд 20Информация
http://www.bread.tj/
http://www.kraushka.ru/