Слайд 1
Грузозахватные
приспособления автомобильного крана.
Разработала: Староверова В.В.
Слайд 2Неправильная подборка строп привела к падению груза
Достаточная прочность и
долговечность конструкции грузозахватного приспособления – одно из важных условий обеспечения безопасности при производстве работ кранами.
Слайд 3 Изготовление, эксплуатация и хранение грузозахватных устройств и приспособлений
регламентируются правилами Ростехнадзора. Основные требования, предъявляемые к устройствам и приспособлениям, как к оборудованию, применяемому при выполнении погрузочно-разгрузочных, монтажных и других работ:
изготовление грузозахватных устройств и приспособлений, как правило, должно осуществляться централизованно, по заранее разработанной и утвержденной технической документации;
эксплуатацию грузозахватных устройств и приспособлений необходимо обеспечивать в соответствии с правилами Ростехнадзора;
грузозахватные устройства и приспособления должны иметь номера и клейма и быть зарегистрированы в журнале учета и хранения организаций, изготовляющих и эксплуатирующих их;
Слайд 4
грузозахватные устройства и приспособления в обязательном порядке должны подвергаться до
эксплуатации техническому освидетельствованию;
техническое освидетельствование грузозахватных устройств и приспособлений должно возлагаться на лицо, осуществляющее в данной организации надзор за грузоподъемными машинами и механизмами, при участии лица, ответственного за исправное состояние указанных устройств и приспособлений;
первичное техническое освидетельствование грузозахватных устройств и приспособлений, которые изготовляются на заводах централизованно, выполняется отделом технического контроля завода-изготовителя перед отправкой их потребителям.
Слайд 5 Стропы бывают следующих видов:
канатные, изготовляемые из стальных канатов;
цепные, изготовляемые
из круглозвенных цепей;
текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.
Слайд 6 Канатные стропы общего назначения согласно
РД 10-33-93 бывают следующих типов:
Ветвевые , предназначенные для зацепки грузов:
1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 20 т;
4СК(четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 32 т.
Слайд 7Универсальные, предназначенные для обвязки грузов:
УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) —
грузоподъемность 0,5... 32 т;
УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5... 32 т.
Слайд 8Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
Заплетка заключается в
том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Слайд 9Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической
биркой с указанием:
порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
грузоподъемности стропа в тоннах;
даты испытаний (месяц, год).
Слайд 10Браковка канатных строп:
Стропальщик перед началом работы и перед каждым использованием обязан
проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок.
Признаки и нормы браковки стропов:
отсутствие или повреждение маркировочной бирки;
число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает
4 для участка стропа 3dK; , 6 для участка стропа 6dk;
16 для участка стропа 30dK ;
надрывы, трещины навесных звеньев и крюков;
износ поверхности навесных звеньев, крюков или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;
выступающие концы проволок заплетки;
признаки смещения каната в заплетке или втулке.
износ поверхности навесных звеньев, крюков или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения
на 10 %;
отсутствие на крюках предохранительных замков;
Слайд 11
деформации (выпадение) коушей или их износ более чем на 15
%;
трещины на опрессованных втулках;
Остаточные деформации , приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 5% ( крюк разогнут) ;
обрыв пряди каната;
деформации стальных канатов: перекручивание,
заломы, перегибы,
узлы, раздавливание и т.п.;
Слайд 12Цепные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:
1СЦ (одноветвевой строп
цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;
2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 16 т;
ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.
4СЦ ( четырехветвевой строп цепной ) – грузоподьемностью свыше 25 т.
Слайд 13Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической
биркой с указанием:
порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
грузоподъемности стропа в тоннах;
даты испытаний (месяц, год).
Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак.
В отдельных случаях изготовители указывают дополнительную информацию:
обозначение стропа
длину и т. п.
Слайд 14Нормы браковки гибких элементов цепных стропов:
наличие трещин, надрывов, расслоения металла в
звеньях цепи;
наличие
погнутости звеньев цепи;
уменьшение диаметра звена вследствие износа и других механических повреждений более 10 %;
удлинение (вытяжка) звена цепи более 3 % от первоначального
размера.
Слайд 15Изготавливают текстильные стропы следующих типов:
1. Ветвевые:
1СТ(одноветвевой строп текстильный)—грузоподъемность 0,5... 12,5 т;
2СТ(двухветвевой строп текстильный)—грузоподъемность 0,5...
15 т;
ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;
4СТ(четырехветвевой строп текстильный)—грузоподъемность 1... 12,5 т.
Слайд 162. Универсальные:
СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
СТК (строп текстильный
кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузоподъемность 1... 100 т.
Слайд 17Для изготовления текстильных стропов применяют
Синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные
ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты.
Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества
бесконечных кольцевых полимерных волокон,
заключенных в защитный кожух (рукав).
Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
Слайд 18На каждый текстильный строп пришивается
Этикетка (бирка) , на которой указывают
сведения, необходимые
при его эксплуатации:
обозначение стропа;
товарный знак предприятия-
изготовителя;
название материала, из
которого строп изготовлен;
грузоподъемность стропа
при использовании основных
способов строповки;
рабочая длина;
дата испытания;
номер стропа.
Слайд 19Нормы браковки текстильных строп:
отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о
стропе;
узлы на стропе;
поперечные порезы или разрывы ленты;
разрыв шва у основания петли;
сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;
повреждение более 10 % площади поперечного сечения ленты;
расслоение нитей лент
Слайд 20Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и
крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов
Плоскостные траверсы применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви.
Слайд 21
Признаки браковки траверс:
отсутствие клейма 3 или бирки;
трещины (обычно возникают в сварочных швах);
деформации балок,
распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;
повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Слайд 22Для предотвращения несчастных случаев при разрыве строп к страповке конструкций предъявляют
следующие требования:
Строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
Трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
Использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным ( приспособления должны быть инвентарными);
Расстроповка должна производится на расстоянии ( без подъема стропальщика к месту строповки);
Строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а так же ее падение и опрокидывание.
Слайд 23Расчет стальных канатов и строп
Расчет канатов крановых механизмов, канатов и
цепей для изготовления стропов ведут по методу допускаемых нагрузок по формуле P / F ≥ k, где P – разрывное усилие каната в целом ( агрегатная прочность) , принимаемое при проектировании механизмов крана по данным ГОСТа , а при замене каната - по его сертификату , Кн ; F- наибольшая рабочая нагрузки в ветви каната с учетом КПД полиспаста ( без учета динамических нагрузок ) , кН ; k – коэффициент запаса прочности. Расчет одноветвевых стропов также ведут по P ≥ Fk В случае применения многоветвевых стропов , ветви которых работают в наклонном к вертикальной оси положении наибольшую рабочую нагрузку в одной ветви определяют по формуле F = Gгр/(сos a n ) = M Gгр/n , Gгр – вес поднимаемого груза, kH ; n – число ветвей стропа ; a – угол наклона ветви стропа к вертикальной оси, рад ; m – коэффициент , зависящий от угла a.
Слайд 24Пример расчета
Рассчитать и выбрать канатные стропы для подъема стальной плиты
1 массой m = 7,6 т. Необходимые для расчета размеры a = 2,8 м, b = 4,2 м , h = 2,7 м. Строповка плиты в четыре ветви 2. Решение 1. Расстояние между точками AB ( по диагонали плиты )
2. Длина одной ветви стропа
3. Угол наклона ветви к вертикали
4. Вес поднимаемой плиты по закону Ньютона
Слайд 255.Рабочая нагрузка в одной ветви стропа
6. C учетом коэффициента запаса прочности разрывное усилие каната
Выбираем канат 18-Г-1-0-P-1764(180) ГОСТ 7668-80 или готовый строп 4СК-8/3780 ОСТ 24.090.48-79, выполненный из того же каната.
Слайд 26Съемные грузозахватные устройства
Жесткие
Гибкие
Канатные
Цепные
Одноветвевые
Многоветвевые
1СК
3СК
2СК
4СК
1СЦ
Траверсы
Тара
Ковши, бадьи
2СЦ
3СЦ
4СК
Универсальные
Прямолинейные УСК1
Замкнутые (кольцевые) УСК2
Замкнутые (кольцевые)
Слайд 27Захваты
Зажимные
Притягивающие
Поддерживающие
Чалочные крюки
Дистанционное
Автоматическое (полуавтоматическое)
Ручное
Управление
Звенья
Карабины
Рамные (вилы)
Поддоны
Стропо-штыревые
Клещевые
Эксцентриковые
Клиновые
Винтовые
Вакуумные