Слайд 1ГБПОУ Троицкий Технологический Техникум
Доклад
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках учебной практики
Октябрьское
2020
Автор: Поберей Е.И.
Мастер п/о
Слайд 2Цель: Разработать и поделиться с коллегами комплексом педагогических условий
для формирования у обучающихся качеств гражданина и патриота в рамках
уроков учебной
практики.
Задачи:
1) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
2) организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
3) поделиться с коллегами обеспечением возможностями для самореализации, социализации подростков;
4) демонстрировать коллегам значимость своей деятельности, и востребованности обществом проявления гражданских и патриотических качеств.
Слайд 3Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в
техникуме строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 «О рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ»;
Слайд 4Методическое обеспечение:
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической
(предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания, в том числе через методические объединения учителей-предметников гуманитарного цикла и классных руководителей;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия
Организация гражданско-патриотического воспитания в техникуме – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Реализация образовательных программ гражданско-патриотического воспитания обучающихся происходит на уроках учебной практики.
Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в техникуме является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:
ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности обучающихся и педагогов;
обеспечение взаимосвязи воспитания обучающихся, совершенствование сотрудничества родителей, обучающихся, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;
формирование готовности, стремления и умения обучающихся реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;
обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся, что требует осуществлять диагностику, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого обучающегося.
Слайд 5Библиографический список
Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России./ Педагогика. 2003.-
№9
Лутовинов В.И. Современное понимание гражданско-патриотического воспитания российской молодежи./ Молодежь и общество.- 2007. - №3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/614047/
Слайд 6Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках учебной практики
Автор: Поберей Е.И., мастер производственного
обучения «ТТТ»
Слайд 7Патриотизм. Разные люди вкладывают в это слово разные мысли, чувства и
понятия. Некоторые даже не задумываются над этим понятием, просто относят себя к патриотам своей Родины. Что же такое патриотизм? Это, прежде всего - чувство долга перед Родиной, где ты родился, вырос. Родина это то место, за которое ты чувствуешь себя ответственным, волнуешься за его развитие и благополучие. Именно эти приоритеты я считаю особо важными в воспитании подрастающего поколения. Это залог нашего дальнейшего благополучия, потому что страна, где есть патриоты - процветающая страна.
Слайд 8События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная дифференциация, отрицание духовных
ценностей оказали негативное влияние на сознание социальных и возрастных групп, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно-российского патриотического сознания.
Слайд 9Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в современном обществе.
Для чего необходимо провести и скоординировать многоплановую работу в этом направлении. Эта работа должна включать в себя комплекс мероприятий по формированию патриотического чувства и сознания граждан:
Слайд 10Уважаемые коллеги! Технология любого опыта подразумевает ответы на три вопроса
Что делаю?
Как
делаю?
Для чего делаю?
Слайд 11Что я делаю?
Что же я делаю в рамках гражданско-патриотического воспитания обучающихся?
Я
создаю условия при которых обучающиеся проявляют гражданственность, как проявление стремления к социальной активности, духовного единства,проявления патриотических чувств и культуры межнационального и межконфессионального общения.Как создание соответствующее желанию студентов изучать историю страны, района, создавать ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, за те события,которые происходили в прежний период .
Слайд 12как делаю?
Качественное образование и воспитание - это образование и воспитание, при
котором создаются благоприятные условия для развития личности. Одним из средств повышения качества образования и воспитания является применение новых педагогических технологий на уроках учебной практики: Проблемное обучение. Наиболее активно использую в своей работе технологию развития критического мышления, т.к. данная технология лежит в основе метапредметного подхода и позволяет формировать универсальные учебные действия.
Оптимальный результат достигается тогда, когда гражданственность, патриотизм проявляются в социальной практике общества через конкретные действия его представителей.
Слайд 13для чего делаю?
Я часто задаю себе вопрос: «Для чего я это
делаю?» И сам себе отвечаю: «Прежде всего для того, чтобы через уроки учебной практики заложить в обучающихся любовь к малой родине». Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родного техникума, села, города.
Реализация современного подхода к преподаванию способствует не только гражданско-патриотическому воспитанию, но и раскрытию творческого потенциала личности обучающегося.
Кроме того можно говорить о метапредметных результатах. Практика позволяет сделать вывод, что мои студенты умеют работать с различными источниками информации, умеют анализировать, обобщать, систематизировать, умеют планировать свою деятельность, делать выводы, презентовать свою работу.
Слайд 14Наш филиал является первой ступенью в профессиональную жизнь для многих людей,
где сменяемость контингента происходит ежегодно и обучение длится три года. На третьем году обучения происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку. И мы призваны прививать эти качества обучающимся всеми доступными способами!!!
Слайд 15Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на уроках
учебной практики, например, урок по теме: «История отечественного тракторостроения». Важно учитывать, чтобы обучающиеся в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия (личностно-ориентированные подход и актуализация личностного опыта обучающихся). На данном уроке я применяю технологию проблемного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на знания обучающихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.
Слайд 16 Тематика уроков учебной практики дает студентам широкое представление о чрезвычайных ситуациях
локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения. Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить обучающимся в случае нестандартной ситуации не растеряться самому и помочь попавшим в сложные ситуации близким и окружющим!
Слайд 171. Совершенствование деятельности учебных заведений в области патриотического воспитания. В частности
применение гражданско-патриотического подхода на уроках учебной практики, проведение бесед, рассказов о достоинствах с/х техники находящейся на базе филиала, о технике, которая после стольких лет критических нагрузок , способна выполнять задачи по помощи аграриям в их нелёгком но почётном труде. Также благодаря кому и каким операциям проведённым над этой техникой, она смогла вынести такой срок службы.
Слайд 182. Развитие духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства гордости за
своё учебное заведение, чувство локтя товарища, любовь к профессии, сознательность в выполнении заданий наставника, сохранения вверенного ему инструмента и приспособлений, также соблюдение техники безопасности при работе с действующими механизмами с/х техники ,воспитание в обучающемся верности своей профессии,понимание всей ответственности которая будет возложена на него в будущем и как избежать многих негативных ситуаций с которыми ему придётся столкнуться в дальнейшем.
Слайд 19 Конечными результатами этой работы должны стать социально-экономический, духовный и культурный
подъем, укрепление государства и его обороноспособности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание Россиян будут в огромной степени способствовать успешному решению государственных проблем и определять будущее России.