Слайд 1Исследовательская работа.
Сторожевые родовые башни балкарцев.
Работу выполнила ученица
10Б класса
МКОУ СОШ №9
Геляева Рая
Руководитель : Бозиева С.О.
Слайд 2План работы:
Введение:
1)Цели , задачи.
2)Башни Северного Кавказа.
3)Селения балкарцев.
Основная часть:
1)Сторожевая родовая башня князей
Абаевых.
2)Сторожевая родовая башня Жабоевых.
3)Критическое состояние башни.
4)Легенда «Жабо къала – замок людоеда»
Заключение:
1) Башни как символ.
2)Итог работы.
Слайд 3Цель , задача и проблема работы.
Цель :
Показать ценность
сторожевых башен балкарцев . Исторические события этих башен.
Задача :
Изучить памятники архитектуры.
Проблема :
Балкарские башни – ценные памятники архитектуры. За более 100 лет существования их ни разу не реставрировали.
Слайд 4Башни Северного Кавказа
Северный Кавказ — одно из немногих мест в
России, где сохранились сторожевые родовые башни — яркий пример самобытной горской культуры. Они находятся на склонах Главного Кавказского хребта: на территории Осетии, Дагестана, Ингушетии, Чечни и Кабардино-Балкарии.
Башни как произведения зодчества
С давних времен башни приковывали к себе внимание историков, путешественников и этнографов. Будучи одним из самых устойчивых типов сооружений, они появлялись в культурах различных народов на протяжении многих веков. Это сложные и дорогостоящие произведения зодчества.
На Северном Кавказе башни несли и жилую функцию, и оборонительную, именно поэтому они чаще всего были сторожевыми родовыми. Из-за вражеских нашествий бóльшая часть этих сооружений не сохранилась. Некоторые из башен были фамильными. По обычаю башня должна была строиться не более года, иначе род могли счесть неблагополучным; возводилась она обычно вблизи поселения. Ранние сторожевые башни (XV–XVII века) отличались от сторожевых родовых высотой и месторасположением.
Слайд 6Селения балкарцев.
Место определяет судьбу народов и отдельных людей, поэтому предки балкарцев
старались правильно расположить свои селения и дать им названия, способные защищать семьи и родовые узы, оберегать традиции и будущие поколения. Свидетельством этому являются остатки поселений в Верхней Балкарии, находящиеся в районе появления первых тюркских племен. Считается, что именно здесь происходило формирование ядра этнических балкарцев.
Слайд 7Селение на солнечном склоне…!
Верхняя Балкария .
Верхняя Балкария - это также целый
комплекс современных поселений, рядом с которыми расположены и руины многих аулов. Самым известным из них является Кюннюм-Эль, который хорошо был изучен археологами.
Местные жители говорят, что в название селения отражены особенности его географического расположения. Так, Кюннюм-Эль находится на юго-восточном холме Черекского ущелья, по которому проходит часть так называемых Солнечных долин. В буквальном переводе с тюркского языка "Кюннюм" - это как раз и есть солнечный склон, а "Эль" - местное название для аулов. Дословно, Кюннюм-Эль - поселение, расположенное на солнечном холме.До 1940-х гг. здесь проживали балкарцы, которых депортировали по каким-либо причинам. По местным традициям, данное обстоятельство свидетельствовало о плохой репутации места, поэтому здесь никто больше не проживал. Сохранились только остатки девяти террас, которые поддерживаются подпорными стенами. На каждой из них находились усадьбы - от трех до шести, каждая из которых имела двор, жилые и хозяйственные одноэтажные строения. Лучше всего сохранилась сторожевая башня, принадлежавшая семье местных князей Абаевых.
Слайд 9
Существует большое количество сторожевых родовых башен, но заинтересовали меня именно две.
Сторожевые башни рода Жабоевых и Абаевых.
Слайд 11Сторожевая родовая башня князей Абаевых.
Обжитой вид имела башня Абаевых в Черекском
ущелье. В нижнем этаже башни княжеское семейство жило еще в конце XIX века. Стены ее были оштукатурены известковым раствором, и белый силуэт ее зрительно являлся основным акцентом селения Куннюм. Особенностью этой башни, построенной, по-видимому, раньше Балкаруковской, являются характерные стрельчатые формы перекрытия двери и окна с внутренней стороны. Поскольку подобные приемы широко практиковались у соседей - осетин Дигорского ущелья, то принято связывать форму Абаевской башни с традициями осетинской башенной архитектуры. В отличие от большинства других башен, строгих по конструктивно-архитектурным объемам и совсем не имевшим декора, верхняя часть стен башни Абаевых была снабжена украшением в виде равноконечного креста. Эти фигуры, сделанные техникой выемки камня, впоследствии сильно попорчены владельцами башни за их ассоциацию с христианскими эмблемами. Возможно, башня строилась в эпоху, когда в этом крае еще сохранялись следы влияния христианства, а может быть, в строительстве принимали участие мастера христианской Осетии. Монументальность постройки - мощные стены башни у основания до 1,8 метра толщиной, ее высота до 17 метров - все говорит о силе и влиятельности могущественного рода, возводившего башню, как родовую крепость. Высокая строительная техника здесь отчетливо выявляется в обработке камня, кладке ровных, равномерно утончающихся кверху стен, чуть наклоненных вовнутрь, в приготовлении и умелом использования известкового раствора, в оштукатуренности стен устройстве межэтажных балочных перекрытий. Что касается возведения арочных проемов, то в этом отношении крепостная строительная практика в Балкарии по мастерству была ниже, чем у соседних народов.
Слайд 13Расположение и описание: Черекское ущелье. Башня распложена на левом берегу р.
Черек - Балкарский, в покинутом с. Кюнлюм. К настоящему времени, она сохранилась полностью. Однако, деревянные фрагменты сгнили и обвалились. В башне имеется несколько хозяйственных ям. На первом этаже сохранились бойницы и смотровые щели. В верхней части стен имеются сквозные равносторонние кресты
Принадлежность: Балкарское общество. Согласно преданию, башню построили по воле таубия Алимурзы Абаева.
Категория: памятники культуры (памятники архитектуры).
Состояние: критическое.
Назначение: боевые укрепления и замки.
Слайд 16Сторожевая родовая башня Жабоевых.
Расположение и описание: Хуламо-Безенгийское ущелье. Памятник расположен на правом берегу
р. Черек-Хуламо-Безенгийский, на скале, близ покинутого с. Жабоево. Это мощный средневековый феодальный замок. Ориентирован с юго-запада на северо-восток. Внутреннее пространство замка разделено на четыре помещения. В стенах много бойниц и окон, откуда просматриваются окрестности, они направлены в разные стороны для обстрела подступов. Внутри здания, в двух больших помещениях, предназначавшихся, для жилья, имелись ямы-хранилища, лежанки у стен и различные ниши. Общая площадь замка более 80 кв м, а толщина стен от 75 до 120 см.
Принадлежность: Хуламское общество. Предание говорит о принадлежности крепости балкарским таубиям Басиятовым – предкам Жабоевых.
Категория: памятники культуры (памятники архитектуры).
Состояние: критическое.
Назначение: боевые укрепления и замки.
Слайд 18Башня Жабоевых находится в критическом состоянии. Но люди , которым это
не безразлично пытаются предпринимать какие-либо меры. Например, моя родственница Гергокова Лейля Юсуповна обратилась к Президенту РФ, написав ему письмо о сохранении исторического наследия . Ответ не заставил себя ждать.
Слайд 22Легенда «Жабо къала- замок людоеда.»
Некто Чолур, потомок крымского хана, убил потомка
другого хана в споре из-за женщины, в связи с чем вынужден был уйти в бега. В бегах он дошёл до села Былым, что в долине Баксана, где и построил замок. Местные оказались недовольны, позвали кабардинского князя с отрядом, который разрушил замок в Былыме. Чолур снова ударился в бега, пришёл в место напротив нынешнего села Безенги в долине Черека Хуламского, построил новый замок, завёл жену и сыновей. Один из сыновей женился на сестре того парня, который разрушил старый замок Чолура. Другой женился на балкарке Жабо Бийкановой.
Когда он понял, что брат его невестки - его враг, он позвал того в гости, в гостях зарезал, расчленил и сварил из него суп. Но если оставить в стороне вопрос людоедства, остаётся не менее неприятная вещь - Чолур нарушил один из основных законов гор, закон гостеприимства.
Так или иначе, казан с супом из кабардинского князя был отправлен его родителям.
Слайд 23Ну так вот. Разумеется, родители расчленённого кабардинца не могли оставить так
страшное преступление Чолура. Они собрали карательный отряд и отправились в горы. К моменту их прибытия из замка разбежались почти все защитники. А вот Жабо спряталась в погребе. Бегать ей было совсем не с руки - она была беременна.
Когда карательный отряд, обыскав замок и никого не найдя, ушёл, Жабо вылезла и всё-таки убежала. Она добралась до дома, и её отец смог защитить её от кабардинцев. Вскоре Жабо родила сына. Чтобы кабардинцы не мстили ему, она дала сыну в качестве фамилии своё имя - он стал Жабоевым.
Впоследствии Жабоев вернулся в тот самый замок,наладил быт - ну, и замок стал называться по его фамилии
Слайд 24Много башенных комплексов и сторожевых родовых башен встречается и в восточной
части Балкарии, у границы с Северной Осетией.
Северокавказские башни символизируют честь рода, сплоченность и мужество, являясь вершиной строительного и архитектурного мастерства горцев Северного Кавказа.
Слайд 25Изучая эту тему, я решила поехать в В.Балкарию и осмотреть башню
. Было интересно посмотреть на жилища своих предков.
Слайд 26Используемая литература и ссылки на источники :
-Ю.Н.Асанов «Поселения, жилища и хозяйственные
постройки балкарцев.»
-Ю.С.Шукин «Материалы для изучения балкарцев» Москва 1913г.
-Альбом « Архитектурные сооружения Карачая и Балкарии»
-А.И.Робакидзе «Форма поселения в Балкарии»
-Журнал «Le Caucase Illustre» (Иллюстративный Кавказ №3 1890г.)
-Е.П.Алексеева «Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа.»
-http://assia.info/
-http://lions-guides.ru/kabardino-balkaria/sights-of-kabardino-balkaria/staroselye-tower
-http://www.myputnik.com/marshrut/kabardino-balkarskaya-respublika/bashnya-abaevyih/