Слайд 1Работу подготовила
учитель технологии
Моу школы №11
г.о. Жуковский
Акопян Анна Норайровна
Формы организации учебного процесса
Слайд 2Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических
занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д.
Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов.
Слайд 3Лекции
Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к
учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Слайд 4Три основных типа лекций
информационная лекция
вводная лекция
обзорная лекция
В зависимости от предмета изучаемой
дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.
Слайд 5Видеолекции
Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть
дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции.
Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Недостатком этой технологии является ее дороговизна. Кроме того, вуз, осуществляющий учебный процесс, и периферийные учебные центры могут быть территориально сильно разнесены по часовым поясам.
Слайд 6Мультимедиа лекции
Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные
обучающие программы.
Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
Слайд 7Практические занятия
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях
идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Слайд 8Практические занятия по решению задач
На первом этапе необходимо предварительное ознакомление обучающихся
с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров.
На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. В этом случае возрастает роль преподавателя и тьютора. Общение преподавателя с обучающимися в основном ведется с использованием on-line технологий.
На третьем этапе выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. Выполнение таких контрольных заданий может проводиться как в off-line, так и on-line режимах в зависимости от содержания, объема и степени значимости контрольного задания.
Слайд 9Лабораторные работы
Лабораторные занятия, как правило, проводятся в несколько этапов.
Первый этап представляет
собой введение в лабораторный практикум и предполагает знакомство с измерительными приборами, методами измерения различных величин, методикой статистической обработки результата, графическими или какими-либо иными методами представления полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется пониманию обучающимися таких фундаментальных понятий лабораторных работ как "цель работы", "задачи эксперимента", "выводы" из полученных результатов, рекомендации по их использованию.
Слайд 10На втором этапе проводится работа с тренажерами, имитирующими реальную установку, объекты
исследования, условия проведения эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента, позволяет избежать пустых затрат времени при работе с реальными экспериментальными установками и объектами.
Третий этап представляет собой выполнение эксперимента в реальных условиях. Для этого может быть использован режим удаленного доступа к экспериментальной установке или материальная база филиала.
Организация и проведение лабораторных работ при дистанционном обучении не исключают непосредственного общения преподавателя со студентами, но оно имеет место, главным образом, на заключительном этапе.
Слайд 11Семинарские занятия
Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса,
их методологическая и методическая проработка.
просеминары
семинары
спецсеминары
Большая часть семинаров может быть проведена с использованием on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
Слайд 12Эффективность сетевых семинаров определяется условиями и технологиями их проведения, которые несколько
усложняются по сравнению с традиционным аудиторным семинарским занятием.
Организация сетевых семинаров предполагает три этапа
подготовительный
основной
заключительный
Слайд 13На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг
учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме on-line.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.
На заключительном этапе работа спецсеминаров может быть организована через итоговый контроль, проведенный с помощью электронной почты или итоговое обсуждение в режиме chat.
Слайд 14Консультации
При дистанционном обучении могут быть организованы:
"очные" консультации, проводимые тьютором в учебном
центре (филиале); они составляют 10-15 % времени, отводимого учебным планом на консультации;
off-line консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;
on-line консультации; проводимые преподавателем курса, например, с помощью программы mirk; они составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.
Слайд 15Контроль качества знаний
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих,
мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, проверки данных самоконтроля.
Тематический контроль предполагает оценку результатов определенной темы или раздела программы. Он может быть организован с помощью тех же педагогических средств, что и текущий контроль - с помощью тестов, контрольных работ, а также рефератов, коллоквиумов и др.
Рубежный и итоговый контроль может быть организован в виде тестов, рефератов, творческих работ, решения задач, итогового экзамена и др.
Слайд 16Самостоятельная работа студентов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения,
направленным на первичное овладение знаниями. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в среднем во всем мире составляет 1:3,5.
Организация индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся в системе ДО предполагает, как и при очном обучении, использование новейших педагогических технологий
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В системе дистанционного обучения особенно эффективно организуется репродуктивный уровень самостоятельной работы студентов.
Слайд 17Научно-исследовательская работа студентов
Организация научно-исследовательской работы студентов при очном обучении традиционно сводится
к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.
Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.
Слайд 18Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее
определенной и проработанной структуры. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. При этом взаимодействие между студентами и преподавателем при дистанционном обучении может осуществляться с использованием как off-line, так и on-line технологий.
Слайд 19Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников
целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.
Следует отметить некоторые трудности, возникающие при организации подобного рода учебно-познавательной деятельности. Прежде всего, это низкая пропускная способность каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную технологию ДО - видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции.
Слайд 20Вместе с тем, проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества:
возможности
мультимедиа представления материала;
оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах;
опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов;
возможность одновременно работать в группе и индивидуально;
фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.
Слайд 21Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы при дистанционном обучении, основными субъектами
учебного процесса остаются студент и преподаватель. Соучастие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе, и при дистанционном обучении. Поэтому основным требованием к технологиям дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии.