Презентация, доклад на тему Формы и методы обучения

Содержание

Понятие методов обучения Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока. Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей

Слайд 1Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации

методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.
Понятие методов, приемов обучения.  Функции обучения, требования к ним.  Проблема классификации методов обучения в современной

Слайд 2Понятие методов обучения
Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания

цели, задачи урока.
Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.
Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.
М.О. отражают:
Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Понятие методов обучения Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока. Метод – это

Слайд 3Понятие приемов обучения
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона

метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Приемы обучения подразделяются на:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Понятие приемов обученияПрием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению

Слайд 4Словесные методы (методы изложения)
1
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения

или описания.
Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.
Используется:
Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не знают;
Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или помогает закрепить материал).
Особенности:
Постановка познавательной задачи;
Ясно осознаваемое теоретическое положение;
Строгий, тщательный подбор фактического материала;
Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию и дедукцию;
Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.
Формулировку выводов;
Дополнительные разъясняющие моменты.

Словесные методы (методы изложения)1Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания.Объяснение – форма овладения теоретическим

Слайд 5.
Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер.

Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение
Требования к рассказу:
Определенность темы и содержания;
Эмоциональность;
Наличие плана;
Соблюдение структуры;
Сочетание с другими методами обучения.

Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях. Продолжительность рассказа не более 10-15 мин. в начальных классах, 30-40 мин.- для старших.


.Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий,

Слайд 6Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.
Требования к

беседе:
Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;
Умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.
Беседа – это всегда система вопросов, не простой набор элементов.
Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.
Беседа, как метод обучения удобна для получения обратной связи. Учитель легко может определить степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и сложный метод обучения.




Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Требования к беседе:Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых

Слайд 7Беседы бывают:
По назначению:
Вводные или организующие;
Сообщения новых знаний (катехизические, эвристические, сократические, герменические);
Синтезирующие

или закрепляющие;
Контрольно-коррекционные.


Беседы бывают:По назначению:Вводные или организующие;Сообщения новых знаний (катехизические, эвристические, сократические, герменические);Синтезирующие или закрепляющие;Контрольно-коррекционные.

Слайд 8Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из форм

овладения учебным материалом.
Требования:
Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;
Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
Учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;
Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;
Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материла.

Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из  форм овладения учебным материалом. Требования: Каждый ученик

Слайд 9Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления

ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.
План самостоятельной работы:
Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;
Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;
Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;
Самоанализ, самоконтроль;
Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.
Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.
Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а также для самоконтроля.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций

Слайд 10Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую

учебную деятельность.

Требования к демонстрации:
Объект должен быть хорошо виден всем;
В момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать, нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции.

Методы программированного обучения – учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причем каждая последующая порция может быть усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.Требования к демонстрации:Объект должен быть

Слайд 11Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.



Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).

Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.

Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы. Репродуктивные методы – форма овладения учениками

Слайд 12Характеристика методов обучения
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы - если ученики

получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.
Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий.

Характеристика методов обученияСловесные, наглядные и практические методы.Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе

Слайд 13Требования к методам обучения
Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.
Научность

методов.
Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.


Требования к методам обученияНаправленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.Научность методов.Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям

Слайд 14Проблема классификации методов обучения
Всякая классификация имеет определенное основание. Методы обучения подразделяются

на группы по определенному признаку.

Классификации бывают:
По преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические);

По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Проблема классификации методов обученияВсякая классификация имеет определенное основание. Методы обучения подразделяются на группы по определенному признаку. Классификации

Слайд 15Проблема выбора методов обучения
М.О. зависят:
От общих и конкретных целей обучения.
От психологических,

возрастных особенностей школьника.
От анатомо-физических особенностей организма учащихся, работоспособности, утомляемости, особенности нервной, сосудистой и т.д. систем организма.
От материально-технической оснащенности школы.
От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в опыте учителей.

Проблема выбора методов обученияМ.О. зависят:От общих и конкретных целей обучения.От психологических, возрастных особенностей школьника.От анатомо-физических особенностей организма

Слайд 16Классификация методов обучения И. Лернера и М.Н.Скаткина

По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).

Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).

Классификация методов обучения  И. Лернера и М.Н.Скаткина

Слайд 17Классификация методов обучения Махмутова М.И.

1. Методы преподавания
Информационно- сообщающий;
Объяснительный;
Инструктивно-практический;
Объяснительно-побуждающий;
Побуждающий.

2. Методы учения
Исполнительный;
Репродуктивный;
Продуктивно-практический;
Частично-поисковый;
Поисковый.
Классификация методов обучения  Махмутова М.И.       1. Методы преподавания Информационно- сообщающий;Объяснительный;Инструктивно-практический;Объяснительно-побуждающий;Побуждающий.

Слайд 18Активные методы обучения
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит

продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.

АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.
Демьяненко-Кононерский.

АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.

Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
Активные методы обученияАМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер. Селевко Г.К.АМО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть