Слайд 1Тема семинара
Формирование речи у детей с кохлеарной имплантацией как основа социально
– педагогической реабилитации.
Слайд 2Программа семинара
1. Система работы с детьми в учреждении;
2. Понятие о кохлеарной
имплантации;
3. Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией;
4. Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой реабилитации детей с КИ;
5. Специфика работы учителя начальных по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации;
6. Особенности работы с родителями кохлеарно имплантированных детей ;
7. Психологические особенности и психологическое сопровождение детей с кохлеарной имплантацией;
8. Творческая деятельность детей с нарушением слуха.
Слайд 3
Система работы с детьми в учреждении.
Боков А.В.
Слайд 4
Понятие о кохлеарной имплантации.
Кичигина Н.Н.
Слайд 5Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией.
Юрина Г.П.
Слайд 6Кохлеарная имплантация
Кохлеарная имплантация –самый современный метод помощи при глухоте.
Сама
операция это лишь первый шаг в процессе реабилитации: полноценного возвращения оглохшего или введения глухого ребенка в звучащий и говорящий мир.
Получив способность слышать, ребенок должен научиться использовать ее. Требуется обеспечить переход ребенка к коммуникации взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 8Слуховой метод.
Для слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации используют слуховой
метод обучения речи, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи Санкт-Петербурга.
Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.
Девиз этого метода: «Слушай, думай и говори, слушая весь день».
Слайд 9Слушай, думай и говори, слушая весь день.
Слайд 10Основные положения « Слухового метода» обучения речи детей с КИ
1.
Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
2. Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ.
3.Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка;
4.Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи.
Слайд 11Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей
после кохлеарной имплантации
1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
3 этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.
4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.
Слайд 12Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия
как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ.
В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом.
При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Слайд 13Цель специальной коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации.
Научить
воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые) понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.
Конечная цель - подготовка к обучению в общеобразовательной среде. В ходе осуществления коррекционно – педагогической помощи у имплантированных формируются виды речевой деятельности :
Слушание (аудирование), обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе.
Слайд 14 Говорение, содействующее использованию средств языка в устной речи в
соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами и ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения, а также следованию в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка.
Слайд 15Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в
развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ.
1.Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.
2.Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время. Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, что оно должно быть направлено на:
структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.
формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.
Слайд 16Четвертое положение . Положение о ведущей роли родителей и семьи в
развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи.
Сотрудничество семьи со специалистами..
Систематическое консультирование.
Создание в семье постоянной речевой среды.
Ведение «Дневника наблюдений»
Родители не наблюдатели , а участники реабилитационного процесса.
Специалисты=ребенок=семья.
Слайд 17Условия успешности коррекционно-педагогической помощи.
Правильная настройка кохлеарного импланта;
Восприятие звуков, возможность
слушать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);
Развитие речевых навыков в ситуациях общения (взрослый/ ребенок, ребенок/ ребенок, взрослый/ дети);
Наличие позитивного опыта слухового восприятия и общения.
Участие в процессе оказания специальной помощи близких людей, родителей, братьев, сестер, бабушки, дедушки, сверстников, сурдопедагогов и др.
Слайд 18Технологии обучения детей.
Игровые ;
Проблемного обучения;
Коммуникативного обучения;
Компьютерные;
Личностно –
ориентированные;
Индивидуальные.
Слайд 19Игровые технологии
Работа сурдопедагога ведется дифференцированно, с учетом различий в
развитии детей, наличии дополнительных нарушений и применением в связи с этим различных педагогических технологий.
Каждый учитель используя собственный профессиональный опыт , интуицию в своей педагогической деятельности совмещает различные технологии, и реализует их на конкретной теме , конкретном уроке. Хороших методистов существует ровно столько, сколько хороших учителей.
Слайд 20Большинству игр присущи четыре главные черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь
по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ;
• творческий, импровизационный, активный характер деятельности,
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 21Виды игр
Деловая игра
Игровые технологии в среднем и старшем звене
используются в виде деловой игры . В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр. Они способствуют развитию коммуникационных
способностей,
мобилизации своих знаний,
навыков речевого общения,
понимание обстановки и
выбор правильной
линии поведения.
Слайд 22 Для закрепления диалогической речи хорошо подходят ролевые игры и
деловой театр. В одном случае каждый исполняет свою роль, со своими репликами, в другом уму дается самостоятельный выбор при ведении диалога. Это дает возможность ученикам учиться ориентироваться в различных обстоятельствах.
Слайд 23 Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения
.
При данной технологии активизируется речевая деятельность учащихся, развивается диалогическая речь, усваивается культура общения. Отношения учителя и ученика строятся как сотруднические и равные в речевом партнерстве. В большинстве упражнений усваиваются речевые единицы, лексическая и грамматическая стороны речи, фонетика языка.
Слайд 24 В процессе обучения все зависит от упражнений.
Упражнения специально организованы
для формирования навыка речевого общения.
Речевые упражнения на воспроизведение услышанного текста своими словами, описание внешности, картин, предметов.
Слайд 25 Технология индивидуального обучения-
позволяет полностью адаптировать содержание, методы
и темпы учебной деятельности ребенка к его способностям.
Слайд 26Компьютерные технологии-общение ребенка с компьютером.
Компьютер- источник информации.
Можно приспособить компьютер
к индивидуальным особенностям ребенка.
В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Компьютерное тестирование-диагностика параметров и уровня обученности.
Компьютер – источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля, рабочий инструмент.
Слайд 27Личностно-ориентированное развивающее обучение.
Развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка с учетом его
личностного развития, индивидуальных особенностей, социального опыта.
Для каждого ученика составляется образовательная программа , носящая индивидуальны характер, основывающаяся на знании особенностей ученика как личности со всеми ей присущими особенностями.
Программа гибко приспособлена к возможностям ученика ,динамике его развития под влиянием обучения.
Слайд 29Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой
реабилитации детей с КИ.
Бородина М.Л.
Слайд 30Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию к жизни
ребёнка с нарушениями развития.
Абилитация глухого ребёнка включает развитие у него разных функций, отсутствующих из-за болезни или по другой причине, - умения слышать, понимать речь, говорить, а также помощь семье ребёнка.
Слайд 31Реабилитация - это адаптация к жизни человека, который утратил какую-либо функцию;
реабилитация – восстановление этой функции.
Слайд 32Кохлеарная имплантация (КИ) — это не только хирургическая операция, но и
система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Слайд 334 этапа слухоречевой реабилитации:
Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
с КИ. Длительность 3-12 недель. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.
Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6-18 мес. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией.
Слайд 34 Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи. Длительность 5
и более лет. Главным, в этот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.
Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.
Слайд 35На первом этапе у детей с помощью КИ появляются:
- Реакции на
звуки разной громкости, на большом расстоянии, если внимание ребёнка привлечено к процессу слушания;
- Дети начинают слышать звуки, которые не слышали в с\а, в том числе тихие и удалённые;
Появляются устойчивые реакции на звуки во всём частотном диапазоне;
- У детей, не говоривших до имплантации, на этом этапе важно стимулировать голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию и самостоятельно.
Слайд 36Факторы, которые отрицательно влияют на длительность 1 этапа:
Отсутствие СА до операции;
Наличие сопутствующих психических заболеваний;
Отсутствие интенсивных занятий со специалистами и родителями.
Слайд 37На втором этапе у ребёнка формируется:
- Непроизвольное и произвольное слуховое внимание;
-
Развивается слуховая и слухоречевая память;
- Способность запоминать разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы.
Факторы, которые отрицательно влияют на длительность 2 этапа:
- Наличие первичных центральных расстройств слуха, связанных с повреждением слуховых центров мозга.
Слайд 38 Третий этап самый длительный период слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Он может длиться от 5 и боле лет. Длительность зависит от:
- От возраста имплантации (до 2 лет, 2-3 года, после 3 лет, после 5 лет;
- От постоянного использования с/а с раннего возраста;
- От состояния развития слуха, языковой системы, устной речи;
- От наличия у ребёнка сопутствующих нарушений (внимание, память, интеллект, речевые нарушении);
- От методики реабилитации и интенсивности занятий;
- От среды обучения (речевая/неречевая);
- От участия родителей в реабилитации.
Слайд 39Четвёртый этап речевого развития определяется:
дальнейшим накоплением словарного запаса;
развитием грамматической системы;
развитие общих представлений об окружающем мире.
Показателем его достижения является:
умение ребёнка понять прочитанный сложный текст;
умение пересказать прочитанное;
умение общаться с разными людьми с помощью речи.
Слайд 40Педагогическая диагностика состояния слуха и речи:
- Анамнез;
- Состояние лексики;
- Состояние слуха;
-
Восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов;
- Слуховое восприятие слов;
- Восприятие фраз;
- Обследование самостоятельной связной речи и восприятия текста;
- Звукопроизношение;
- Просодическая сторона речи;
- Нормы орфоэпии.
Слайд 42Основные направления работы:
-Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.
-Работа
над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм, словесное ударение, логическое ударение, интонация).
-Работа по восприятию звуков русской речи.
-Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе (выбор разного объёма, в речевых рядах, по теме, на отрабатываемые звуки, родственные слова), при открытом выборе.
-Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки и др.
-Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты); тексты задач, диктанты, рассказы по картинке; отрывки из прочитанных книг, газетных заметок.
-Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по картине и по знакомому тексту, беседы на различные темы.
-Занятия по телефону.
-музыкально – ритмические занятия (музыка, текст).
Слайд 43 Общие требования к занятиям с имплантированным ребёнком:
Все упражнения вначале проводятся
на слухо-зрительной основе, а после того, как ребёнок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет. Можно переходить к работе на слух.
- Весь речевой материал для занятий должен быть понятен ребёнку: слова – по значению, предложения – по смыслу.
Слайд 44Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.
Специальные упражнения:
- Определение
различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные).
- Различение голоса человека среди других звуков, опознавание бытовых сигналов;
Дифференциация звучаний – сначала выбор из двух, заметно различающихся инструментов, затем берутся несколько музыкальных инструментов.
-Воспроизведение длительности звучаний (долгий или короткий звук).
Слайд 46 Работа над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм,
словесное ударение, логическое ударение, интонация).
Громкость. С различной силой голоса педагог говорит «пи-пи-пи» или «кукареку». (Угадай, где мышонок: Далеко или близко? Какой петушок кричит: большой или маленький?)
Высота. Предъявляются звуки, слова или предложения. Игровую ситуацию придумывает взрослый (Кто говорит: папа-медведь, мама-медведица или медвежонок?). Различение голосов папы, мамы, брата, бабушки (Угадай, кто тебя позвал?)
Ритмическая структура слова на материале словосочетаний. Ведётся работа над формированием ритмической структуры речи, ритма, темпа и интонации. В процессе этой работы учащиеся отхлопывают, оттопывают и рисуют ритмы. Учатся воспринимать и различать различный темп.
Слайд 47Логическое ударение в предложении.
Перед ребёнком выкладывается картинка (например, собака
сидит в будке). Педагог произносит предложение в вопросительной форме, меняя место логического ударении: Собака сидит в будке? Собака сидит в будке? Собака сидит в будке? Ребенок либо повторяет вопрос с воспроизведением интонации и логического ударения взрослого, или называет слово, несущее логическое ударение, т.е. фактически отвечает на вопрос.
Слайд 49Работа по восприятию звуков русской речи:
- Ребёнок учится слышать и выделять
звуки речи (изолированно и в слогах). Вот примерная последовательность работы:
- Идентификация гласных звуков ( а, о. у, и, э, ы);
- Дифференциация звонких и глухих согласных(п-б, т-д, к-г, ш-ж, ф-в, с-з);
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных(да-дя, мы-ми, ат-ать);
- Идентификация йотированных гласных (я, е. ё. ю);
Слайд 50- Дифференциация и идентификация звуков (с-ш, ж-з, р-л);
- Дифференциация и идентификация
аффрикат и их составляющих (ц- т- с, ч-т-ш).
- Гласные звуки сначала предъявляются изолированно, затем в слогах.
Работа с согласными звуками в слогах проводится при малом закрытом выборе. Согласные звуки в зависимости от их качества предъявляются или только в слогах (взрывные), или в слогах и затем изолированно (фрикативные, плавные и сонорные).
Слайд 52Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе
(выбор разного объёма, в речевых рядах, по теме, на отрабатываемые звуки, родственные слова), при открытом выборе.
- Предъявление слов разной длины. Ребенок должен определить, какой длины слово: короткое, среднее, длинное.
- Идентификация слов при выборе из 2-3. (Угадай, какое слово я скажу? Перед ребенком картинки или написанные слова, например: дом-машина.)
- Восприятие и воспроизведение слов по темам: « Школа», «Класс», «Времена-года», « Домашние животные» и др.
Слайд 53Кроме того восприятие и воспроизведение следующих групп слов:
- Слова приветствия (добрый
день, здравствуй, привет);
- Слова прощания (до свидания, всего хорошего);
- Слова вежливости (пожалуйста, спасибо, будьте добры);
- Вопросительные слова (где, когда, зачем);
- Названия дней недели;
- Названия месяцев;
- Названия чисел;
- Личные местоимения;
- Слова-поручения (дай, положи, реши);
- Глаголы в разном времени (спит, спала, будет спать);
- Однокоренные слова.
Слайд 55Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами
на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки и др.
Педагог составляет словосочетания с отрабатываемыми словами. Восприятие предложений по теме. Составляется 10-15 предложений, вопросов, например, по теме «Дикие животные»:
- назови домашних животных;
- назови детеныша животного;
- назови ласково;
- зимой медведь спит в берлоге;
- чем питается заяц?;
- где живет лиса?;
- и т.д.
Ребенок слушает предложения, зная тему. Повторяет или отвечает на вопрос.
Слайд 57Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты);
тексты задач, диктанты, рассказы по картинке; отрывки из прочитанных книг, газетных заметок.
- Узнавание знакомых стихотворений, строчек из стихотворений («Повтори», «Продолжи»).
- Узнавание текста знакомых загадок («Повтори», «Отгадай»).
- Узнавание знакомых сказок, их пересказ, повторное восприятие перефразированного текста знакомой сказки.
- Восприятие текстов арифметических задач с последующим их решением.
- Восприятие на слух самостоятельно прочитанных ранее текстов, отрывков из любимых книг, их повторение или пересказ.
- Составление и последующее восприятие рассказа по серии картинок.
- Восприятие на слух незнакомых отрывков из книг, журналов, газетных статей.
Слайд 59 Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по
картине и по знакомому тексту, беседы на различные темы.
- Чтение по ролям знакомых сказок и стихотворений, где есть диалог («Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц»).
- Восприятие ответов на собственные вопросы (в начале на спонтанные, затем по заданию: «Спроси у бабушки, где большая кастрюля».
- Восприятие вопросов по рассмотренной и затем закрытой картинке, по серии картинок, по знакомому тексту и т.д. с последующими ответами на них.
- Восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы) например, о прочитанной книге, о сегодняшнем дне в школе и т.д.)
Слайд 61 Занятия по телефону.
Здесь работа ведётся с детьми с хорошей
речью.
Это может быть как групповое занятие, так и индивидуальное занятие, где роли распределены: учитель – ученик, ученик – ученик (ситуативный словарь подбирается самими учащимися).
Слайд 63Музыкально-ритмические занятия:
Используются произведения песенного характера, небольшие музыкальны пьесы, русские народные песни.
Содержание работы характеризуется прослушиванием, определением характера музыкального произведения,
- Воспитывается слуховое внимание к характеру музыки, к различным певческим голосам.
Слайд 65 Работа по развитию речи у кохлеарно имплантированных детей идет
параллельно с развитием слухового восприятия по следующим направлениям:
- расширение словаря;
- развитие грамматической стороны речи;
- формирование внятной, интонационно – оформленной речи.
Слайд 69
Особенности работы с родителями кохлеарно имплантированных детей.
Балаганская Е.А.
Слайд 70Достижение заветной цели – соответствие уровня слухоречевого развития имплантированного ребёнка уровню
нормально развивающегося ребёнка – возможно только при определённых условиях, важнейшее из которых активное участие семьи в процессе слухо-речевой реабилитации.
Слайд 71Принятие родителями ситуации нарушения развития ребенка:
Шок → Отрицание → Агрессия
→ Торги → Признание и боль → Принятие
То, как родители прошли эти этапы, на каком этапе они находятся сейчас - определяет основную направленность их деятельности и взаимодействия с людьми.
Слайд 72 Основные аспекты педагогического просвещения и консультирования родителей:
Развитие речевого слуха
и речи в онтогенезе.
Перспективы слухо-речевого развития ребенка в зависимости от уровня его слухо-речевого развития до операции кохлеарной имплантации.
Условия эффективности слухо-речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации.
Выбор образовательного маршрута.
Направления деятельности родителей и других членов семьи.
Содержание деятельности родителей и других членов семьи.
Возможные проблемы.
Слайд 73Речевой слух:
способность к слуховому вниманию и пониманию слов,
умение воспринимать
и различать разные качества речи: тембр, выразительность
фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка.
Слайд 74Развитие речи в онтогенезе:
Подготовительный этап
Этап становления активной (экспрессивной речи)
Основной этап развития речи
Этап сознательного усвоения речи
Слайд 754 уровня слухо-речевого развития ребенка до операции:
I низкий
II средний
III выше среднего
IV
оптимальный
Слайд 76Условия эффективности слухо-речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации:
ребенок должен постоянно
носить КИ, и процессор КИ должен быть исправен и хорошо настроен;
ребенок должен находиться в речевой среде;
слухо-речевое развитие ребенка должно осуществляться постоянно: на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, в естественных жизненных ситуациях;
во время занятий следует исключить шумы, заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка (есть занавески, ковры, мебель);
семья ребенка должна быть активным и главным участником слухо-речевой реабилитации ребенка.
Слайд 77Выбор образовательного маршрута:
учет возможностей ребенка
соблюдение оптимальных условий проведения слухо-речевой
реабилитации: наличие речевой среды, возможность проведения специальных коррекционных занятий и др.
Слайд 78Направления деятельности родителей и других членов семьи:
Развитие слухового восприятия
Работа
над формированием словарного запаса и грамматики
Развитие звукопроизносительных навыков речи
Развитие представлений об окружающем мире, общих когнитивных навыков, внимания
Развитие крупной моторики
Развитие мелкой моторики
Слайд 79Пособия для родителей:
Слушай, учись и говори. Практическое пособие для педагогов
и родителей. – Исток Аудио Мед.
Дневник для занятий с ребенком LittlEars. – MED-EL.
Слайд 80Содержание деятельности родителей и других членов семьи:
помочь ребенку пользоваться своим
слухом, постоянно привлекая его внимания к миру звуков;
разговаривать с ребенком даже, когда он вас ещё не понимает;
использовать разнообразные игры, упражнения и ситуации для развития слуха и речи;
использовать повторяющиеся ежедневно ситуации и действия как естественные уроки по развитию умения понимать речь и говорить;
использовать предметы домашнего обихода для обучения ребенка;
поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Слайд 81Возможные проблемы:
повзрослев, ребенок может захотеть сделать выбор самостоятельно, принадлежать ему
к миру глухих или слышащих;
слухо-речевая реабилитация может быть неэффективной при несоблюдении условий.
Слайд 82 Для успешной реабилитации имплантированного ребенка особое значение имеет
деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи.