Презентация, доклад на тему Формирование речи у детей с кохлеарной имплантацией как основа социально – педагогической реабилитации.

Содержание

Программа семинара1. Система работы с детьми в учреждении;2. Понятие о кохлеарной имплантации;3. Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией;4. Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой реабилитации детей с КИ;5. Специфика работы учителя

Слайд 1Тема семинара

Формирование речи у детей с кохлеарной имплантацией как основа социально

– педагогической реабилитации.
Тема семинараФормирование речи у детей с кохлеарной имплантацией как основа социально – педагогической реабилитации.

Слайд 2Программа семинара

1. Система работы с детьми в учреждении;
2. Понятие о кохлеарной

имплантации;
3. Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией;
4. Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой реабилитации детей с КИ;
5. Специфика работы учителя начальных по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации;
6. Особенности работы с родителями кохлеарно имплантированных детей ;
7. Психологические особенности и психологическое сопровождение детей с кохлеарной имплантацией;
8. Творческая деятельность детей с нарушением слуха.
Программа семинара1. Система работы с детьми в учреждении;2. Понятие о кохлеарной имплантации;3. Технология обучения детей с кохлеарной

Слайд 3


Система работы с детьми в учреждении.




Боков А.В.

Система работы с детьми в учреждении.Боков А.В.

Слайд 4


Понятие о кохлеарной имплантации.





Кичигина Н.Н.

Понятие о кохлеарной имплантации.Кичигина Н.Н.

Слайд 5Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией.





Юрина Г.П.

Технология обучения детей с кохлеарной имплантацией.Юрина Г.П.

Слайд 6Кохлеарная имплантация


Кохлеарная имплантация –самый современный метод помощи при глухоте.
Сама

операция это лишь первый шаг в процессе реабилитации: полноценного возвращения оглохшего или введения глухого ребенка в звучащий и говорящий мир.
Получив способность слышать, ребенок должен научиться использовать ее. Требуется обеспечить переход ребенка к коммуникации взаимодействия с окружающим миром.
Кохлеарная имплантация Кохлеарная имплантация –самый современный метод помощи при глухоте. Сама операция это лишь первый шаг в

Слайд 8Слуховой метод.

Для слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации используют слуховой

метод обучения речи, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи  Санкт-Петербурга.

Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

Девиз этого метода: «Слушай, думай и говори, слушая весь день».

Слуховой метод.Для слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации используют слуховой метод обучения речи, разработанный в НИИ

Слайд 9Слушай, думай и говори, слушая весь день.

Слушай, думай и говори, слушая весь день.

Слайд 10Основные положения « Слухового метода» обучения речи детей с КИ
1.

Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
2. Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ.
3.Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка;
4.Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи.



Основные положения « Слухового метода» обучения речи детей с КИ 1. Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации

Слайд 11Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей

после кохлеарной имплантации

1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
3 этап.  Языковой этап развития восприятия речи и собственной  речи.
4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.
Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации 1 этап. Начальный этап

Слайд 12Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия

как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ.

В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом.
  При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в

Слайд 13Цель специальной коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации.
Научить

воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые) понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.
Конечная цель - подготовка к обучению в общеобразовательной среде. В ходе осуществления коррекционно – педагогической помощи у имплантированных формируются виды речевой деятельности :
Слушание (аудирование), обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе.
Цель специальной коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации. Научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и

Слайд 14 Говорение, содействующее использованию средств языка в устной речи в

соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами и ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения, а также следованию в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка.
Говорение, содействующее использованию средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение

Слайд 15Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в

развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. 

1.Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.
2.Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время. Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, что оно должно быть направлено на:
структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.
формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.

Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих

Слайд 16Четвертое положение . Положение о ведущей роли родителей и семьи в

развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи.

Сотрудничество семьи со специалистами..
Систематическое консультирование.
Создание в семье постоянной речевой среды.
Ведение «Дневника наблюдений»
Родители не наблюдатели , а участники реабилитационного процесса.
Специалисты=ребенок=семья.
Четвертое положение . Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи

Слайд 17Условия успешности коррекционно-педагогической помощи.
Правильная настройка кохлеарного импланта;
Восприятие звуков, возможность

слушать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);
Развитие речевых навыков в ситуациях общения (взрослый/ ребенок, ребенок/ ребенок, взрослый/ дети);
Наличие позитивного опыта слухового восприятия и общения.
Участие в процессе оказания специальной помощи близких людей, родителей, братьев, сестер, бабушки, дедушки, сверстников, сурдопедагогов и др.

Условия успешности коррекционно-педагогической помощи. Правильная настройка кохлеарного импланта; Восприятие звуков, возможность слушать разные акустические сигналы (неречевые и

Слайд 18Технологии обучения детей.

Игровые ;
Проблемного обучения;
Коммуникативного обучения;
Компьютерные;
Личностно –

ориентированные;
Индивидуальные.
Технологии обучения детей.Игровые ; Проблемного обучения; Коммуникативного обучения; Компьютерные; Личностно – ориентированные; Индивидуальные.

Слайд 19Игровые технологии

Работа сурдопедагога ведется дифференцированно, с учетом различий в

развитии детей, наличии дополнительных нарушений и применением в связи с этим различных педагогических технологий.
Каждый учитель используя собственный профессиональный опыт , интуицию в своей педагогической деятельности совмещает различные технологии, и реализует их на конкретной теме , конкретном уроке. Хороших методистов существует ровно столько, сколько хороших учителей.


Игровые технологии  Работа сурдопедагога ведется дифференцированно, с учетом различий в развитии детей, наличии дополнительных нарушений и

Слайд 20Большинству игр присущи четыре главные черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь

по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ;
• творческий, импровизационный, активный характер деятельности,
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от

Слайд 21Виды игр

Деловая игра
Игровые технологии в среднем и старшем звене

используются в виде деловой игры . В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр. Они способствуют развитию коммуникационных
способностей,
мобилизации своих знаний,
навыков речевого общения,
понимание обстановки и
выбор правильной
линии поведения.

Виды игрДеловая игра  Игровые технологии в среднем и старшем звене используются в виде деловой игры .

Слайд 22 Для закрепления диалогической речи хорошо подходят ролевые игры и

деловой театр. В одном случае каждый исполняет свою роль, со своими репликами, в другом уму дается самостоятельный выбор при ведении диалога. Это дает возможность ученикам учиться ориентироваться в различных обстоятельствах.
Для закрепления диалогической речи хорошо подходят ролевые игры и деловой театр. В одном случае каждый

Слайд 23 Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения

.

При данной технологии активизируется речевая деятельность учащихся, развивается диалогическая речь, усваивается культура общения. Отношения учителя и ученика строятся как сотруднические и равные в речевом партнерстве. В большинстве упражнений усваиваются речевые единицы, лексическая и грамматическая стороны речи, фонетика языка.

Технология коммуникативного обучения –  обучение на основе общения .     При

Слайд 24 В процессе обучения все зависит от упражнений.
Упражнения специально организованы

для формирования навыка речевого общения.
Речевые упражнения на воспроизведение услышанного текста своими словами, описание внешности, картин, предметов.
В процессе обучения все зависит от упражнений. Упражнения специально организованы для формирования навыка речевого общения. Речевые

Слайд 25 Технология индивидуального обучения-
позволяет полностью адаптировать содержание, методы

и темпы учебной деятельности ребенка к его способностям.

Технология индивидуального обучения- позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его

Слайд 26Компьютерные технологии-общение ребенка с компьютером.
Компьютер- источник информации.
Можно приспособить компьютер

к индивидуальным особенностям ребенка.
В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Компьютерное тестирование-диагностика параметров и уровня обученности.
Компьютер – источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля, рабочий инструмент.


Компьютерные технологии-общение ребенка с компьютером. Компьютер- источник информации. Можно приспособить компьютер к индивидуальным особенностям ребенка. В любой

Слайд 27Личностно-ориентированное развивающее обучение.
Развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка с учетом его

личностного развития, индивидуальных особенностей, социального опыта.
Для каждого ученика составляется образовательная программа , носящая индивидуальны характер, основывающаяся на знании особенностей ученика как личности со всеми ей присущими особенностями.
Программа гибко приспособлена к возможностям ученика ,динамике его развития под влиянием обучения.

Личностно-ориентированное развивающее обучение. Развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка с учетом его личностного развития, индивидуальных особенностей, социального опыта.

Слайд 29Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой

реабилитации детей с КИ.



Бородина М.Л.
Работа по восстановлению устной коммуникации у детей после КИ. Этапы речевой реабилитации детей с КИ.Бородина М.Л.

Слайд 30Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию к жизни

ребёнка с нарушениями развития.


Абилитация глухого ребёнка включает развитие у него разных функций, отсутствующих из-за болезни или по другой причине, - умения слышать, понимать речь, говорить, а также помощь семье ребёнка.

Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию к жизни ребёнка с нарушениями развития.

Слайд 31Реабилитация - это адаптация к жизни человека, который утратил какую-либо функцию;

реабилитация – восстановление этой функции.

Реабилитация - это адаптация к жизни человека, который утратил какую-либо функцию; реабилитация – восстановление этой функции.

Слайд 32Кохлеарная имплантация (КИ) — это не только хирургическая операция, но и

система мероприя­тий, включающая отбор пациен­тов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую опе­рацию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Кохлеарная имплантация (КИ) — это не только хирургическая операция, но и система мероприя­тий, включающая отбор пациен­тов, комплексное

Слайд 334 этапа слухоречевой реабилитации:
Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия

с КИ. Длительность 3-12 недель. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6-18 мес. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией.

4 этапа слухоречевой реабилитации: Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 3-12 недель. Этот

Слайд 34 Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи. Длительность 5

и более лет. Главным, в этот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи. Длительность 5 и более лет. Главным, в этот

Слайд 35На первом этапе у детей с помощью КИ появляются:
- Реакции на

звуки разной громкости, на большом расстоянии, если внимание ребёнка привлечено к процессу слушания;
- Дети начинают слышать звуки, которые не слышали в с\а, в том числе тихие и удалённые;
Появляются устойчивые реакции на звуки во всём частотном диапазоне;
- У детей, не говоривших до имплантации, на этом этапе важно стимулировать голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию и самостоятельно.
На первом этапе у детей с помощью КИ появляются:- Реакции на звуки разной громкости, на большом расстоянии,

Слайд 36Факторы, которые отрицательно влияют на длительность 1 этапа:
Отсутствие СА до операции;

Наличие сопутствующих психических заболеваний;
Отсутствие интенсивных занятий со специалистами и родителями.
Факторы, которые отрицательно влияют на длительность 1 этапа:Отсутствие СА до операции; Наличие сопутствующих психических заболеваний; Отсутствие интенсивных

Слайд 37На втором этапе у ребёнка формируется:
- Непроизвольное и произвольное слуховое внимание;
-

Развивается слуховая и слухоречевая память;
- Способность запоминать разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы.

Факторы, которые отрицательно влияют на длительность 2 этапа:
- Наличие первичных центральных расстройств слуха, связанных с повреждением слуховых центров мозга.



На втором этапе у ребёнка формируется:- Непроизвольное и произвольное слуховое внимание;-  Развивается слуховая и слухоречевая память;-

Слайд 38 Третий этап самый длительный период слухоречевой реабилитации детей с КИ.

Он может длиться от 5 и боле лет. Длительность зависит от:
- От возраста имплантации (до 2 лет, 2-3 года, после 3 лет, после 5 лет;
- От постоянного использования с/а с раннего возраста;
- От состояния развития слуха, языковой системы, устной речи;
- От наличия у ребёнка сопутствующих нарушений (внимание, память, интеллект, речевые нарушении);
- От методики реабилитации и интенсивности занятий;
- От среды обучения (речевая/неречевая);
- От участия родителей в реабилитации.

Третий этап самый длительный период слухоречевой реабилитации детей с КИ. Он может длиться от 5 и

Слайд 39Четвёртый этап речевого развития определяется:
дальнейшим накоплением словарного запаса;
развитием грамматической системы;

развитие общих представлений об окружающем мире.

Показателем его достижения является:
умение ребёнка понять прочитанный сложный текст;
умение пересказать прочитанное;
умение общаться с разными людьми с помощью речи.

Четвёртый этап речевого развития определяется:дальнейшим накоплением словарного запаса; развитием грамматической системы; развитие общих представлений об окружающем мире.

Слайд 40Педагогическая диагностика состояния слуха и речи:
- Анамнез;
- Состояние лексики;
- Состояние слуха;
-

Восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов;
- Слуховое восприятие слов;
- Восприятие фраз;
- Обследование самостоятельной связной речи и восприятия текста;
- Звукопроизношение;
- Просодическая сторона речи;
- Нормы орфоэпии.

Педагогическая диагностика состояния слуха и речи:- Анамнез;- Состояние лексики;- Состояние слуха;- Восприятие на слух различных по фонетическому

Слайд 42Основные направления работы:
-Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.
-Работа

над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм, словесное ударение, логическое ударение, интонация).
-Работа по восприятию звуков русской речи.
-Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе (выбор разного объёма, в речевых рядах, по теме, на отрабатываемые звуки, родственные слова), при открытом выборе.
-Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки и др.
-Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты); тексты задач, диктанты, рассказы по картинке; отрывки из прочитанных книг, газетных заметок.
-Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по картине и по знакомому тексту, беседы на различные темы.
-Занятия по телефону.
-музыкально – ритмические занятия (музыка, текст).

Основные направления работы:-Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.-Работа над восприятием просодики речевых стимулов (сила,

Слайд 43 Общие требования к занятиям с имплантированным ребёнком:
Все упражнения вначале проводятся

на слухо-зрительной основе, а после того, как ребёнок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет. Можно переходить к работе на слух.

- Весь речевой материал для занятий должен быть понятен ребёнку: слова – по значению, предложения – по смыслу.

Общие требования к занятиям с имплантированным ребёнком:Все упражнения вначале проводятся на слухо-зрительной основе, а после того,

Слайд 44Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.

Специальные упражнения:
- Определение

различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные).
- Различение голоса человека среди других звуков, опо­знавание бытовых сигналов;
Дифференциация звучаний – сначала выбор из двух, заметно различающихся инструментов, затем берутся несколько музыкальных инструментов.
-Воспроизведение длительности звучаний (долгий или короткий звук).

Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.Специальные упражнения:- Определение различий между акустическими сигналами (одинаковые -

Слайд 46 Работа над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм,

словесное ударение, логическое ударение, интонация).
 
Громкость. С различной силой голоса педагог говорит «пи-пи-пи» или «кукареку». (Угадай, где мышонок: Далеко или близко? Какой петушок кричит: большой или маленький?)
 Высота. Предъявляются звуки, слова или предложения. Игровую ситуацию придумывает взрослый (Кто говорит: папа-медведь, мама-медведица или медвежонок?). Различение голосов папы, мамы, брата, бабушки (Угадай, кто тебя позвал?)
Ритмическая структура слова на материале словосочетаний. Ведётся работа над формированием ритмической структуры речи, ритма, темпа и интонации. В процессе этой работы учащиеся отхлопывают, оттопывают и рисуют ритмы. Учатся воспринимать и различать различный темп.
 
Работа над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм, словесное ударение, логическое ударение, интонация).  Громкость.

Слайд 47Логическое ударение в предложении.
Перед ребёнком выкладывается картинка (например, собака

сидит в будке). Педагог произносит предложение в вопросительной форме, меняя место логического ударении: Собака сидит в будке? Собака сидит в будке? Собака сидит в будке? Ребенок либо повторяет вопрос с воспроизведением интонации и логического ударения взрослого, или называет слово, несущее логическое ударение, т.е. фактически отвечает на вопрос.

Логическое ударение в предложении.  Перед ребёнком выкладывается картинка (например, собака сидит в будке). Педагог произносит предложение

Слайд 49Работа по восприятию звуков русской речи:
- Ребёнок учится слышать и выделять

звуки речи (изолированно и в слогах). Вот примерная последовательность работы:
- Идентификация гласных звуков ( а, о. у, и, э, ы);
- Дифференциация звонких и глухих согласных(п-б, т-д, к-г, ш-ж, ф-в, с-з);
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных(да-дя, мы-ми, ат-ать);
- Идентификация йотированных гласных (я, е. ё. ю);

Работа по восприятию звуков русской речи:- Ребёнок учится слышать и выделять звуки речи (изолированно и в слогах).

Слайд 50- Дифференциация и идентификация звуков (с-ш, ж-з, р-л);
- Дифференциация и идентификация

аффрикат и их составляющих (ц- т- с, ч-т-ш).
- Гласные звуки сначала предъявляются изолированно, затем в слогах.
Работа с согласными звуками в слогах проводится при малом закрытом выборе. Согласные звуки в зависимости от их качества предъявляются или только в слогах (взрывные), или в слогах и затем изолированно (фрикативные, плавные и сонорные).
 

- Дифференциация и идентификация звуков (с-ш, ж-з, р-л);- Дифференциация и идентификация аффрикат и их составляющих (ц- т-

Слайд 52Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе

(выбор разного объёма, в речевых рядах, по теме, на отрабатываемые звуки, родственные слова), при открытом выборе.

- Предъявление слов разной длины. Ребенок должен определить, какой длины слово: короткое, среднее, длинное.
- Идентификация слов при выборе из 2-3. (Угадай, какое слово я скажу? Перед ребенком картинки или написанные слова, например: дом-машина.)
- Восприятие и воспроизведение слов по темам: « Школа», «Класс», «Времена-года», « Домашние животные» и др.
Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе (выбор разного объёма, в речевых рядах,

Слайд 53Кроме того восприятие и воспроизведение следующих групп слов:
- Слова приветствия (добрый

день, здравствуй, привет);
- Слова прощания (до свидания, всего хорошего);
- Слова вежливости (пожалуйста, спасибо, будьте добры);
- Вопросительные слова (где, когда, зачем);
- Названия дней недели;
- Названия месяцев;
- Названия чисел;
- Личные местоимения;
- Слова-поручения (дай, положи, реши);
- Глаголы в разном времени (спит, спала, будет спать);
- Однокоренные слова.

Кроме того восприятие и воспроизведение следующих групп слов:- Слова приветствия (добрый день, здравствуй, привет);- Слова прощания (до

Слайд 55Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами

на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки и др.
Педагог составляет словосочетания с отрабатываемыми словами. Восприятие предложений по теме. Составляется 10-15 предложений, вопросов, например, по теме «Дикие животные»:
- назови домашних животных;
- назови детеныша животного;
- назови ласково;
- зимой медведь спит в берлоге;
- чем питается заяц?;
- где живет лиса?;
- и т.д.
 
Ребенок слушает предложения, зная тему. Повторяет или отвечает на вопрос.
 



Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки

Слайд 57Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты);

тексты задач, диктанты, рассказы по картинке; отрывки из прочитанных книг, газетных заметок.
- Узнавание знакомых стихотворений, строчек из стихотворений («Повтори», «Продолжи»).
- Узнавание текста знакомых загадок («Повтори», «Отгадай»).
- Узнавание знакомых сказок, их пересказ, повторное восприятие перефразированного текста знакомой сказки.
- Восприятие текстов арифметических задач с последующим их решением.
- Восприятие на слух самостоятельно прочитанных ранее текстов, отрывков из любимых книг, их повторение или пересказ.
- Составление и последующее восприятие рассказа по серии картинок.
- Восприятие на слух незнакомых отрывков из книг, журналов, газетных статей.
 

Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты); тексты задач, диктанты, рассказы по картинке;

Слайд 59 Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по

картине и по знакомому тексту, беседы на различные темы.

- Чтение по ролям знакомых сказок и стихотворений, где есть диалог («Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц»).
- Восприятие ответов на собственные вопросы (в начале на спонтанные, затем по заданию: «Спроси у бабушки, где большая кастрюля».
- Восприятие вопросов по рассмотренной и затем закрытой картинке, по серии картинок, по знакомому тексту и т.д. с последующими ответами на них.
- Восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы) например, о прочитанной книге, о сегодняшнем дне в школе и т.д.)

Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по картине и по знакомому тексту, беседы

Слайд 61 Занятия по телефону.
Здесь работа ведётся с детьми с хорошей

речью.
Это может быть как групповое занятие, так и индивидуальное занятие, где роли распределены: учитель – ученик, ученик – ученик (ситуативный словарь подбирается самими учащимися).
 

Занятия по телефону. Здесь работа ведётся с детьми с хорошей речью. Это может быть как групповое

Слайд 63Музыкально-ритмические занятия:
Используются произведения песенного характера, небольшие музыкальны пьесы, русские народные песни.


Содержание работы характеризуется прослушиванием, определением характера музыкального произведения,
- Воспитывается слуховое внимание к характеру музыки, к различным певческим голосам.

Музыкально-ритмические занятия:Используются произведения песенного характера, небольшие музыкальны пьесы, русские народные песни. Содержание работы характеризуется прослушиванием, определением характера

Слайд 65 Работа по развитию речи у кохлеарно имплантированных детей идет

параллельно с развитием слухового восприятия по следующим направлениям:
- расширение словаря;
- развитие грамматической стороны речи;
- формирование внятной, интонационно – оформленной речи.
 

Работа по развитию речи у кохлеарно имплантированных детей идет параллельно с развитием слухового восприятия по

Слайд 69
Особенности работы с родителями кохлеарно имплантированных детей.






Балаганская Е.А.

Особенности работы с родителями кохлеарно имплантированных детей.Балаганская Е.А.

Слайд 70Достижение заветной цели – соответствие уровня слухоречевого развития имплантированного ребёнка уровню

нормально развивающегося ребёнка – возможно только при определённых условиях, важнейшее из которых активное участие семьи в процессе слухо-речевой реабилитации.

Достижение заветной цели – соответствие уровня слухоречевого развития имплантированного ребёнка уровню нормально развивающегося ребёнка – возможно только

Слайд 71Принятие родителями ситуации нарушения развития ребенка:
Шок → Отрицание → Агрессия

→ Торги → Признание и боль → Принятие

То, как родители прошли эти этапы, на каком этапе они находятся сейчас - определяет основную направленность их деятельности и взаимодействия с людьми.

Принятие родителями ситуации нарушения развития ребенка: Шок → Отрицание → Агрессия → Торги → Признание и боль

Слайд 72 Основные аспекты педагогического просвещения и консультирования родителей:
Развитие речевого слуха

и речи в онтогенезе.
Перспективы слухо-речевого развития ребенка в зависимости от уровня его слухо-речевого развития до операции кохлеарной имплантации.
Условия эффективности слухо-речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации.
Выбор образовательного маршрута.
Направления деятельности родителей и других членов семьи.
Содержание деятельности родителей и других членов семьи.
Возможные проблемы.

Основные аспекты педагогического просвещения и консультирования родителей: Развитие речевого слуха и речи в онтогенезе. Перспективы слухо-речевого

Слайд 73Речевой слух:
способность к слуховому вниманию и пониманию слов,
умение воспринимать

и различать разные качества речи: тембр, выразительность
фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка.

Речевой слух: способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр,

Слайд 74Развитие речи в онтогенезе:
Подготовительный этап

Этап становления активной (экспрессивной речи)

Основной этап развития речи

Этап сознательного усвоения речи

Развитие речи в онтогенезе: Подготовительный этап Этап становления активной (экспрессивной речи) Основной этап развития речи Этап сознательного

Слайд 754 уровня слухо-речевого развития ребенка до операции:
I низкий

II средний

III выше среднего

IV

оптимальный

4 уровня слухо-речевого развития ребенка до операции:I низкийII среднийIII выше среднегоIV оптимальный

Слайд 76Условия эффективности слухо-речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации:
ребенок должен постоянно

носить КИ, и процессор КИ должен быть исправен и хорошо настроен;

ребенок должен находиться в речевой среде;

слухо-речевое развитие ребенка должно осуществляться постоянно: на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, в естественных жизненных ситуациях;

во время занятий следует исключить шумы, заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка (есть занавески, ковры, мебель);

семья ребенка должна быть активным и главным участником слухо-речевой реабилитации ребенка.

Условия эффективности слухо-речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации: ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен

Слайд 77Выбор образовательного маршрута:
учет возможностей ребенка

соблюдение оптимальных условий проведения слухо-речевой

реабилитации: наличие речевой среды, возможность проведения специальных коррекционных занятий и др.

Выбор образовательного маршрута: учет возможностей ребенка соблюдение оптимальных условий проведения слухо-речевой реабилитации: наличие речевой среды, возможность проведения

Слайд 78Направления деятельности родителей и других членов семьи:
Развитие слухового восприятия
Работа

над формированием словарного запаса и грамматики
Развитие звукопроизносительных навыков речи
Развитие представлений об окружающем мире, общих когнитивных навыков, внимания
Развитие крупной моторики
Развитие мелкой моторики

Направления деятельности родителей и других членов семьи: Развитие слухового восприятия Работа над формированием словарного запаса и грамматики

Слайд 79Пособия для родителей:
Слушай, учись и говори. Практическое пособие для педагогов

и родителей. – Исток Аудио Мед.
Дневник для занятий с ребенком LittlEars. – MED-EL.

Пособия для родителей: Слушай, учись и говори. Практическое пособие для педагогов и родителей. – Исток Аудио Мед.

Слайд 80Содержание деятельности родителей и других членов семьи:
помочь ребенку пользоваться своим

слухом, постоянно привлекая его внимания к миру звуков;
разговаривать с ребенком даже, когда он вас ещё не понимает;
использовать разнообразные игры, упражнения и ситуации для развития слуха и речи;
использовать повторяющиеся ежедневно ситуации и действия как естественные уроки по развитию умения понимать речь и говорить;
использовать предметы домашнего обихода для обучения ребенка;
поддерживать интерес ребенка к занятиям.

Содержание деятельности родителей и других членов семьи: помочь ребенку пользоваться своим слухом, постоянно привлекая его внимания к

Слайд 81Возможные проблемы:

повзрослев, ребенок может захотеть сделать выбор самостоятельно, принадлежать ему

к миру глухих или слышащих;

слухо-речевая реабилитация может быть неэффективной при несоблюдении условий.

Возможные проблемы: повзрослев, ребенок может захотеть сделать выбор самостоятельно, принадлежать ему к миру глухих или слышащих; слухо-речевая

Слайд 82 Для успешной реабилитации имплантированного ребенка особое значение имеет

деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи.
 

Для успешной реабилитации имплантированного ребенка особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть