Презентация, доклад на тему ФГОС -метапредметность

Содержание

Круг обсуждаемых вопросовУниверсальные учебные действия (УУД) – необходимый компонент базового содержания общего образо-вания. Структура и состав метапред-метных и личностных действийФормируем навыки позиционного учебного сотрудничества (навыки учения в общении)Формируем навыки поисковой актив-ности Формируем оценочную самостоятель-ность школьников

Слайд 1О.Б. Логинова
апрель, 2018
ФГОС: новые компоненты содержания общего образования.
Достижение метапредметных результатов

О.Б. Логиноваапрель, 2018ФГОС: новые компоненты содержания общего образования.Достижение метапредметных результатов

Слайд 2Круг обсуждаемых вопросов
Универсальные учебные действия (УУД) – необходимый компонент базового содержания

общего образо-вания. Структура и состав метапред-метных и личностных действий

Формируем навыки позиционного учебного сотрудничества (навыки учения в общении)

Формируем навыки поисковой актив-ности

Формируем оценочную самостоятель-ность школьников
Круг обсуждаемых вопросовУниверсальные учебные действия (УУД) – необходимый компонент базового содержания общего образо-вания. Структура и состав метапред-метных

Слайд 3Смыслообразование:
мотивация учения
Морально-этическая
ориентация
внутренняя пози-
ция школьника
(положительное отношение
к школе, урокам, социальным
нормам

поведения, способам
оценки, коллективу)

познавательные
мотивы (к новому
содержанию)

ориентировка на
моральные нормы
(справедливость, взаимо-
помощь, правдивость)

основы гражданс-
кой идентичности:
когнитивный, эмоциональ-
но-ценностный, деятель-
ностный компоненты

интерес к способам
действий

дифференциация
конвенциональных
и моральных норм

децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций

Личностные действия (НШ)

Самоопределение

самооценка:
дифференцированность
оценок, рефлексивность
адекватность суждений об
успехах/неуспехах в учёбе

социальные мотивы
(стремление быть полезным)

учебные мотивы

мотивация
достижения

стремление к
самооизменению

основы проектиро-
вания будущего

принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм

адекватность оценки

аргументированность

КТО Я?

ЗАЧЕМ Я?

ЧТО МНЕ
ДОРОГО?

Смыслообразование:мотивация ученияМорально-этическаяориентациявнутренняя пози-   ция школьника(положительное отношениек школе, урокам, социальнымнормам поведения, способамоценки, коллективу)познавательные   мотивы

Слайд 4Смыслообразование:
развитие мотивов
учения
Морально-этическая
ориентация
Я-концепция и
идентичность
личности:
Я-прошлое VS Я-настоящее
VS

Я-будущее;
Я-реальное VS Я-идеальное
социальная идентичность

конвенциональный
и постконвенцио-
нальный уровень
морального сознания

децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций

Самоопределение:
жизненное,
личностное
профессиональное

самооценка:
прогностическая
корригирующая
ретроспективная

социальные мотивы
стремление быть полезным,
социальное сотрудничество,
саморазвитие

учебные и познава-
тельные мотивы
интерес к способам познания,
устойчивые личностные
интересы

стремление к
самоизменению

принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм

Личностные действия (ОШ)

КТО Я?

ЗАЧЕМ Я?

ЧТО МНЕ
ДОРОГО?

Смыслообразование:развитие мотивовученияМорально-этическаяориентацияЯ-концепция и   идентичность   личности:Я-прошлое VS Я-настоящееVS Я-будущее;Я-реальное VS Я-идеальноесоциальная идентичность

Слайд 5регулятивные
коммуникативные
познавательные
целеполагание
речевые средства, в
т.ч. с опорой на ИКТ
работа с

инфор-
мацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ

планирование

способ
действия

контроль

коррекция

коммуникация при
взаимодействии

использование
моделей, знаков
и символов,схем

логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение

чтение

ИКТ

Оценка по
результатам
выполнения

Оценка в
процессе
выполнения

Метапредметные действия

проектно
-исследов.
деятельн.

Как я умею
организовать
свою работу

Как я умею
общаться

Как я могу
работать
со знанием

регулятивныекоммуникативныепознавательныецелеполаганиеречевые средства, в   т.ч. с опорой на ИКТработа с инфор-   мацией: поиск,

Слайд 6Портрет успешного ученика
(по данным мониторингов, НШ, 2013-2015)
Обладают целостным видением учебной задачи;

могут наметить план действий и воплотить замысел

Активно участвуют в работе, инициативны, вклад в работу значителен. Проявляют стремление к лидерству, часто становятся лидерами, но и готовы работать в команде «на вторых ролях»

В конфликт стараются не вступать, но могут стать и инициатором.
Разрешить конфликт стремятся конструктивно: переговорами и поиском оптимального решения

Прислушиваются к партнёру, стараются учесть его позицию, если считают верной

Достаточно высоко оценивают свои усилия, средняя самооценка 6,5 баллов (по 10-ти балльной шкале)

Портрет успешного ученика(по данным мониторингов, НШ, 2013-2015)Обладают целостным видением учебной задачи; могут наметить план действий и воплотить

Слайд 7Сегодня важно повысить
“КПД” общего образования
традиционно
низкий уровень
базовый уровень
повышенный
и высокий уровень
~10-20
~40-50
~20-40
~7
из них –

круглые отличники

сегодня стремимся:

~5

~15

~80

~15

~20-25

~15

~60-65

~7

сегодня имеем в НШ:

Сегодня важно повысить“КПД” общего образованиятрадиционнонизкий уровеньбазовый уровеньповышенныйи высокий уровень~10-20~40-50~20-40~7из них – круглые отличникисегодня стремимся:~5~15~80~15~20-25~15~60-65~7сегодня имеем в НШ:

Слайд 8Почему нужно повысить КПД общего
образования? Новые вызовы
Важнейшим становится умение принимать
грамотные и

ответственные решения
в ситуации неопределённости

Сегодня: неопределённость
противоречивость,
альтернативы

Раньше:
предсказуемость

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.)

Почему нужно повысить КПД общегообразования? Новые вызовыВажнейшим становится умение приниматьграмотные и ответственные решенияв ситуации неопределённостиСегодня: неопределённостьпротиворечивость,альтернативы Раньше:предсказуемостьДетей

Слайд 9Особенности достижений учащихся
из разных групп: регуляция

Особенности достижений учащихсяиз разных групп: регуляция

Слайд 10Особенности достижений учащихся
из разных групп: коммуникация
презентация
конфликты
инициатива
децентрация
лидерство

Особенности достижений учащихсяиз разных групп: коммуникацияпрезентацияконфликтыинициативадецентрациялидерство

Слайд 11Распределение учащихся по уровням
достижений: 2013 – 2015 г.г. (10-летние)

Распределение учащихся по уровнямдостижений: 2013 – 2015 г.г. (10-летние)

Слайд 12Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)
Описание уровня
Уровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих

сложную проблему И предполагающих сложное взаимодействие

3,6%

Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие

20,3%

Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности

39,6%

Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие

29,2%

Ниже уровня 1

7,3%

Россия

Результаты PISA-2015: совместноеразрешение проблем (15-летние)Описание уровняУровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих сложную проблему И предполагающих сложное взаимодействие

Слайд 13Уровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих сложную проблему И предполагающих сложное

взаимодействие

3,6%

Учащиеся успешно разрешают проблемы с множественными дополнительными условиями, удерживают в уме необходимую фоновую информацию.
Постоянно отслеживают темп работы и принимают необходимые меры для обеспечения согласованной работы всех членов команды в соответствии с выполняемыми функциями.
Могут контролировать продвижение в разрешении проблемы, видят препятствия, которые надо преодолеть, и недостатки, которые необходимо устранить.
Способны проявлять инициативу и выполнять действия, способствующие преодолению препятствий и разрешению конфликтов.
Уделяют равное внимание как проблемам сотрудничества, так и содержательным аспектам разрешаемой проблемы задачи.
Способны находить эффективные пути решения проблемы и предпринять необходимые меры для решения поставленной проблемы.

Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)

Уровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих сложную проблему И предполагающих сложное взаимодействие 3,6%	Учащиеся успешно разрешают проблемы с

Слайд 14 Учащиеся могут выполнять многошаговое задание, в котором требуется интеграция разрозненной информации,

часто в условиях сложной, динамично развивающейся ситуации.
Они могут распределять и согласовывать роли членов команды, определять информацию, нужную данному участнику.
Они могут указать, какая информация нужна для решения проблемы, запросить её от соответствующего члена команды и указать на ошибку, если предоставленная информация неверна.
Могут помочь членам команды разрешить конфликтную ситуацию путём переговоров.

Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие

20,3%

Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)

Учащиеся могут выполнять многошаговое задание, в котором требуется интеграция разрозненной информации, часто в условиях сложной, динамично развивающейся

Слайд 15 Учащиеся могут помочь разрешению проблемы путём обсуждения с членами команды действий,

которые следует выполнить.
Они могут в инициативном порядке подобрать информацию, которая другим членом команды не запрашивалась.
Эти учащиеся понимают, что не все члены команды имеют одну и ту же информацию и могут различать их позиции в ходе взаимодействии.
Они могут помочь команде выработать общее понимание мер, необходимых для решения проблемы.
Они могут запрашивать дополнительную информацию, необходимую для решения проблемы, требовать от членов группы подтверждения или заключения договора о том, какой подход будет реализовываться.
Учащиеся, достигающие верхней границы 2-го уровня, могут в инициативном порядке предложить следующий логически обоснованный шаг, или предложить новый подход для решения проблемы.

Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности

39,6%

Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)

Учащиеся могут помочь разрешению проблемы путём обсуждения с членами команды действий, которые следует выполнить.	Они могут в инициативном

Слайд 16 Учащиеся могут предоставить запрашиваемую информацию и выполнить действия по реализации принятого

плана после получения подсказки.
Эти учащиеся могут подтвердить действия или предложения, сделанные другими членами группы.
Они, как правило, сосредоточены на собственных действиях в группе.
При поддержке членов группы и при работе над простой проблемой эти учащиеся могут помочь найти решение рассматриваемой проблемы

Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие

29,2%

Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)

Учащиеся могут предоставить запрашиваемую информацию и выполнить действия по реализации принятого плана после получения подсказки.	Эти учащиеся могут

Слайд 17Хочу учиться!
Могу учиться!
Владею необходимыми
инструментальными
и понятийными средствами
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты
УУД – основа учебной
самостоятельности школьников

Хочу учиться!Могу учиться!Владею необходимымиинструментальнымии понятийными средствами ЛичностныерезультатыМетапредметныерезультатыПредметныерезультатыУУД – основа учебнойсамостоятельности школьников

Слайд 18Основной результат образования:
развитие личности учащихся средствами
учебной деятельности
Основной вектор развития – становление
и

развитие учебной самостоятельности:
от умения сотрудничать к умению учиться

я

МЫ

Я и Другой

Я

учебная
несамосто-
ятельность

коллективная учебная
самостоятельность

индивидуальная
учебная само-
стоятельность

Основной результат образования:развитие личности учащихся средствамиучебной деятельностиОсновной вектор развития – становлениеи развитие учебной самостоятельности:от умения сотрудничать к

Слайд 19Умею слушать и слышать
другое мнение, стараюсь его
учесть, если считаю верным
Позиционное сотрудничество
(учение

в общении)

Учебная самостоятельность:
важнейшие компоненты

Умею слушать и слышатьдругое мнение, стараюсь егоучесть, если считаю вернымПозиционное сотрудничество(учение в общении)Учебная самостоятельность:важнейшие компоненты

Слайд 20Умею наблюдать, задавать вопросы,
видеть противоречия, сомневаться
проверять предположения …
(2) Поисковая активность
Учебное

сотрудничество:
важнейшие компоненты
Умею наблюдать, задавать вопросы,видеть противоречия, сомневатьсяпроверять предположения … (2) Поисковая активностьУчебное сотрудничество:важнейшие компоненты

Слайд 21Исследую свои сильные и слабые
стороны, могу ставить личные цели
(3) Самопознание и

самооценка

Учебное сотрудничество:
важнейшие компоненты

Исследую свои сильные и слабыестороны, могу ставить личные цели(3) Самопознание и самооценкаУчебное сотрудничество:важнейшие компоненты

Слайд 22Учитель: миссия
Учитель создаёт условия для
инициирования детского действия
поисковой активности (на базе позиционного

сотрудничества, обсуждений, вовлечения в учебные исследования, воспитания привычки сомневаться)
самопознания (за счёт подбора “мировоззренчес-ких” заданий, вовлечения в проектную и оценочную деятельность)
обретения системного взгляда на мир, единой, целостной картины мира
осознания моральных норм и ценностей
Учитель: миссияУчитель создаёт условия дляинициирования детского действияпоисковой активности (на базе позиционного сотрудничества, обсуждений, вовлечения в учебные исследования,

Слайд 23Важнейшие целевые установки
педагога и пути их достижения
Учебная
самостоя-
тельность
Поисковая активность,
учебная проектная и

исследо-
вательская деятельность

Позиционное сотрудничество

Оценочная самостоятельность

Целостный
социально
ориентиро-
ванный
взгляд
на мир

Освоение систематических
знаний, их интеграция и перенос

Приобретение ценностных
установок, морально-
нравственных ориентиров

Важнейшие целевые установки педагога и пути их достиженияУчебнаясамостоя-тельностьПоисковая активность,учебная проектная и исследо-вательская деятельностьПозиционное сотрудничествоОценочная самостоятельностьЦелостныйсоциальноориентиро-ванныйвзглядна мирОсвоение систематическихзнаний,

Слайд 24
Формируем навыки позиционного учебного сотрудничества – навыки “учения в общении”

Формируем навыки позиционного учебного сотрудничества – навыки “учения в общении”

Слайд 25Базовое умение: способность
выслушать и услышать партнёра
Первый шаг: освоение культурных
форм и формул

взаимодействия
со сверстниками и с взрослыми

Знаки и символы

Ролевые игры с самодельными куклами

+


?

Дидактические игры

Целесообразные
средства

Базовое умение: способностьвыслушать и услышать партнёраПервый шаг: освоение культурныхформ и формул взаимодействиясо сверстниками и с взрослымиЗнаки и

Слайд 26Базовое умение: способность
выслушать и услышать партнёра
Первый шаг: освоение культурных
форм и формул

взаимодействия
со сверстниками и с взрослыми

Учимся обращаться друг к другу

Осваиваем формулы для фиксации позиций: “Согласен”, “Не согласен”, “Я считаю так же. Я тоже”, “Я думаю иначе. Я не так”, “Сомневаюсь”

Осваиваем формулы для прояснения пози-ций и порядка обсуждения: “Говорим по очереди”, “А ты как думаешь?”, “Хочу задать вопрос”, “Хочу ответить”, “Понятно ли я говорю?”, “Непонятно, поясни, пожалуйста»,

Базовое умение: способностьвыслушать и услышать партнёраПервый шаг: освоение культурныхформ и формул взаимодействиясо сверстниками и с взрослымиУчимся обращаться

Слайд 27Базовое умение: способность
выслушать и услышать партнёра
Первый шаг: освоение культурных
форм и формул

взаимодействия
со сверстниками и с взрослыми

Учимся действовать с ситуации несогласия:
О чём спорят и о чём не спорят?
Как надо и как не надо спорить?
Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав?

Осваиваем формулы для ситуации конфликта: “С чем мы все согласны?”, “В чём расходимся?”, “Как это можно проверить?”, “Как докажешь?”

Учимся разрешать конфликты, противоречия

Осваиваем формулы для выработки общего решения: “С чего начнём?”, “Какой план?”, “Какими способами действуем?”, “Как делим работу?”

Базовое умение: способностьвыслушать и услышать партнёраПервый шаг: освоение культурныхформ и формул взаимодействиясо сверстниками и с взрослымиУчимся действовать

Слайд 28Учим сотрудничать
Осознание необходимости сотрудничать.
В каких случаях лучше работать вместе?
Какую работу лучше

делать вместе, а какую – одному?

Учимся распределять обязанности: как определить, кому что лучше поручить?

Нужно ли определять личный вклад в общую работу и когда? Как это лучше делать?

Что делает лидер? Хороший лидер

Учим сотрудничатьОсознание необходимости сотрудничать.В каких случаях лучше работать вместе?Какую работу лучше делать вместе, а какую – одному?Учимся

Слайд 29Формируем навыки поисковой активности

Формируем навыки поисковой активности

Слайд 30Поисковая активность – деятельность, направленная на изменение ситуации без определённого прогноза

результа-тов, но при постоянном учёте как полу-ченных результатов, так и степени эффективности поиска

Поисковая активность
(по В.С.Ротенбергу)

перебор вариантов, их анализ, рефлексия

целенаправленный поиск, анализ результатов, рефлексия, коррекция

Поисковая активность – деятельность, направленная на изменение ситуации без определённого прогноза результа-тов, но при постоянном учёте как

Слайд 31умение наблюдать и задавать вопросы
обсуждение и оценка версий, гипотез, мнений, аргументации…
поиск

информации (фактов, мнений, оценок…)
поиск, открытие и преобразование понятийных средств и способов действий
фиксация результатов поиска в виде моделей (знаков или схем), преобразование и применение
поощрение в системе оценки поисковой деятельности, умения слушать и учитывать точку зрения партнера

Поисковая активность
в учебном процессе

умение наблюдать и задавать вопросыобсуждение и оценка версий, гипотез, мнений, аргументации…поиск информации (фактов, мнений, оценок…)поиск, открытие и

Слайд 32Формируем навыки поисковой
деятельности школьников
Визуализировать информацию, работать со схемами, памятками, опорами…
Наблюдать,

чтобы увидеть проблему

Выдвигать предпо-ложения и искать способы их проверки

Сомневаться

сходство

отличия

отличия

Задавать вопросы
(от “шестерки слуг” к “хорошим” исследова-тельским вопросам)

Формируем навыки поисковой деятельности школьниковВизуализировать информацию, работать со схемами, памятками, опорами…Наблюдать, чтобы увидеть проблемуВыдвигать предпо-ложения и искать

Слайд 33Базовое умение:
учимся задавать вопросы
Уточняющие («ЛИ»-вопросы):

Верно ли …
Надо ли …
Должен ли …
Восполняющие

(непрямые вопросы):

Есть у меня шестерка слуг: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? Зачем?
Задаем вопрос тому, кто изображен на рисунке
Какой вопрос поможет тебе узнать больше/новое о …
Представь себе …
Задай вопрос герою

Базовое умение:учимся задавать вопросыУточняющие («ЛИ»-вопросы):Верно ли …Надо ли …Должен ли …Восполняющие (непрямые вопросы):Есть у меня шестерка слуг:

Слайд 34Учимся задавать
«хорошие» вопросы
Узнай загаданное слово
Угадай, о чем спросили
Что случилось? Почему? Разгадай

ситуацию

«У нас в классе гость». Готовимся к интервью
ДО ВСТРЕЧИ
О чём мы спросим гостя?
Как ты думаешь, что он ответит на твой вопрос? Это то, что ты хотел услышать? Как тебе стоит изменить вопрос?
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ
Какой вопрос оказался самым интересным?

Учимся задавать«хорошие» вопросыУзнай загаданное словоУгадай, о чем спросилиЧто случилось? Почему? Разгадай ситуацию«У нас в классе гость». Готовимся

Слайд 35высказывать предположения (например, в ответ на вопрос учителя “А ты как

думаешь?”)
предлагать возможные способы проверки высказанных предположений:
обращаться к личному опыту
прибегать к рассуждениям и аргументации
прибегать к эксперименту, измерительным инструментам,
обращаться к словарям, справочникам, учебной литературе и т.п.
обращаться к поиску аналогов, связей, к опорным схемам и моделям
использовать проверку на соответствие различным критериям

Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, НШ

высказывать предположения (например, в ответ на вопрос учителя “А ты как думаешь?”)предлагать возможные способы проверки высказанных предположений:обращаться

Слайд 36выявлять противоречия
рассматривать любое утверждения с разных позиций
искать факты, противоречащие сказанному
выявлять

и формулировать проблему
ставить “хороший” вопрос исследования (такой, на который стоит искать ответ и возможно его найти в рамках отведенного времени)

Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ

выявлять противоречиярассматривать любое утверждения с разных позицийискать факты, противоречащие сказанному выявлять и формулировать проблемуставить “хороший” вопрос исследования

Слайд 37высказывать предположения и предла-гать возможные способы их проверки
обращаться к надёжным источникам

информации (словарям, справочникам и текстам, картам, статистике, хронологии и т.д.)
прибегать к разумным и адекватным методам проверки (наблюдениям, эксперименту, измерениям, опросу, анкетированию, интервью, моделированию, пробным образцам и др.)
прибегать к рассуждениям, аргументации, в том чис-ле с опорой на мнения и оценки экспертов, личный и чужой опыт,
обращаться к поиску аналогов, связей, к опорным схемам и моделям, использовать проверку на соответствие различным критериям

Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ

высказывать предположения и предла-гать возможные способы их проверкиобращаться к надёжным источникам информации (словарям, справочникам и текстам, картам,

Слайд 38использовать различные методы и способы фиксации информации
делать выписки
записывать тезисы и основные

выводы
строить таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, опорные схемы и т.п.
использовать рубрикацию, алфавитные и тематические указатели

Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ

использовать различные методы и способы фиксации информацииделать выпискизаписывать тезисы и основные выводыстроить таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, опорные

Слайд 39Учим наблюдать, ставить вопросы
КНИГА ТАЙН и ОТКРЫТИЙ:

Вопросы, гипотезы, открытия

Курс DASH, университет Гавайи

Francis M. Pottenger III, Carol Ann Brennan и др.

31 окт. 20 …г. Антон К.
Когда нужно ставить Ь?
(печь и меч)
Место для гипотез и “открытий”




31 сент. 20 …г. Маша Л.
Откуда птицы знают, куда лететь?


Учим наблюдать, ставить вопросы  КНИГА ТАЙН и ОТКРЫТИЙ:  Вопросы, гипотезы, открытияКурс DASH, университет ГавайиFrancis M.

Слайд 40Журнал научных наблюдений
Учим фиксировать наблюдения
Курс DASH, университет Гавайи
Francis M. Pottenger III,

Carol Ann Brennan и др.
Журнал научных наблюденийУчим фиксировать наблюденияКурс DASH, университет ГавайиFrancis M. Pottenger III, Carol Ann Brennan и др.

Слайд 41Особые формы учебной работы, имеющие высокий развивающий потенциал: Учебное исследование

Особые формы учебной работы, имеющие высокий развивающий потенциал:  Учебное исследование

Слайд 42Развивающий потенциал
исследовательской деятельности
Этапы исследования
постановка вопроса
поиск ответа на вопрос, личностное осмысление, «открытие»
представление

и открытое обсужде-ние результатов, рефлексия
Новый вопрос


Исследование требует
умения наблюдать
критического мышле-ния (включая владение логическими операциями)
информационной грамотности (включая владение общими схемами решений и знако-символь-ными средствами)
коммуникативных умений
рефлексии
ответственности





Развивающий потенциалисследовательской деятельностиЭтапы исследованияпостановка вопросапоиск ответа на вопрос, личностное осмысление, «открытие»представление и открытое обсужде-ние результатов, рефлексияНовый вопросИсследование

Слайд 43Какие проводим
учебные исследования?
Фактология и понятийный аппарат: углубление понимания и выявление связей

Ключевые

идеи: закономерности, области и границы применимости, прогнозы

Методология и философия познания: проблемы этики и ответственности, вопросы познаваемости мира, взаимосвязи и взаимозависимость


Какие проводимучебные исследования?Фактология и понятийный аппарат: углубление понимания и выявление связейКлючевые идеи: закономерности, области и границы применимости,

Слайд 44ФАКТЫ и ПОНЯТИЯ
«А что, если…?»: догадки, эксперименты и игры с различными

возможностями и т.п.
Собираем данные
Ищем информацию
Устанавливаем связи
Исследуем модели


Какие проводим учебные
исследования? Примеры

ФАКТЫ и ПОНЯТИЯ«А что, если…?»: догадки, эксперименты и игры с различными возможностями и т.п.Собираем данныеИщем информациюУстанавливаем связиИсследуем

Слайд 45ИДЕИ и ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Устанавливаем связи
Исследуем системы
Делаем прогнозы
Углубляем понимание (используя универ-сальные понятия, систематизируя

и обоб-щая, рассматривая в ином контексте и др.)
Проясняем и переоцениваем идеи
Создаем и проверяем теорию

Какие проводим учебные
исследования? Примеры

ИДЕИ и ЗАКОНОМЕРНОСТИУстанавливаем связиИсследуем системыДелаем прогнозыУглубляем понимание (используя универ-сальные понятия, систематизируя и обоб-щая, рассматривая в ином контексте

Слайд 46МЕТОДОЛОГИЯ и ФИЛОСОФИЯ
Занимаем определённую позицию и аргументированно её защищаем
Какие проводим учебные
исследования?

Примеры
МЕТОДОЛОГИЯ и ФИЛОСОФИЯЗанимаем определённую позицию и аргументированно её защищаемКакие проводим учебныеисследования? Примеры

Слайд 47Примеры учебных исследований:
Язык и литература
Обобщаем и систематизируем: Что общего в мифах,

легендах и сказках?
Анализируем ключевые идеи: Что можно извлечь из мифа? Чему он меня может научить?
Приглашение к дискуссии: Содержат ли мифы истину?
Анализируем ключевые идеи: Известно, что в России всегда было особое отношение к литературе: «поэт в России больше, чем поэт». Не может ли это быть связано с особенностями древнерусской литературы?
Изучаем и оцениваем: Много ли слэнга в моей речи? Насколько это приемлемо?
Создаем и проверяем теорию: Как появляется и развивается язык улицы?

Примеры учебных исследований:Язык и литератураОбобщаем и систематизируем: Что общего в мифах, легендах и сказках?Анализируем ключевые идеи: Что

Слайд 48Примеры учебных исследований:
История. Обществознание
Обобщаем и систематизируем: В чём прояви-лось влияние идей

эпохи Просвещения на ход российской истории?
Анализируем ключевые идеи: Как революци-онные политические изменения сказываются на жизни простых людей?
Приглашение к дискуссии: Может ли один человек изменить мир?
Приглашение к дискуссии: Являются ли революции неизбежной частью человеческой истории?
Создаем и проверяем теорию: Как соотно-сятся конкуренция и кооперация?

Примеры учебных исследований:История. ОбществознаниеОбобщаем и систематизируем: В чём прояви-лось влияние идей эпохи Просвещения на ход российской истории?Анализируем

Слайд 49Примеры учебных исследований:
Математика
Обобщаем и применяем: Как определить, перпендикулярны ли две прямые?
Анализируем

ключевые идеи: В каких случаях полезна оценка значения/решения?
Приглашение к дискуссии: Что более свойственно природе – порядок или хаос?
Обобщаем и систематизируем: Что значит найти решение функции? Как это можно сделать?
Приглашение к дискуссии: Насколько велика бесконечность?
Создаем и проверяем теорию: Как появились числа?

Примеры учебных исследований:МатематикаОбобщаем и применяем: Как определить, перпендикулярны ли две прямые?Анализируем ключевые идеи: В каких случаях полезна

Слайд 50Примеры учебных исследований:
Естественные науки
Обобщаем и систематизируем: Какие техноло-гии позволяют получать и

использовать электрическую энергии в промышленных масштабах?
Анализируем ключевые идеи: Как развива-ются, уточняются и преобразуются модели (вещества, эволюции …)?
Приглашение к дискуссии: Каковы социальные и экономические последствия использования атомной энергии?
Устанавливаем связи: Можно ли по следу определить скорость тела?
Приглашение к дискуссии: Кто может/должен иметь право работать с генетическим матери-алом? Следует ли это контролировать? Как?
Примеры учебных исследований:Естественные наукиОбобщаем и систематизируем: Какие техноло-гии позволяют получать и использовать электрическую энергии в промышленных масштабах?Анализируем

Слайд 51Особые формы учебной работы, имеющие высокий развивающий потенциал: учебный проект

Особые формы учебной работы, имеющие высокий развивающий потенциал:  учебный проект

Слайд 52Среди заданий всех типов – чаще или реже – встречаются задания,

получающие наивысшие оценки по инновационной деятельностной шкале. Особое место среди них занимают проекты и задания проектного типа

Результаты международного сравнительного
исследования ITL. РОССИЯ. Распределение
баллов за разные типы заданий

Среди заданий всех типов – чаще или реже – встречаются задания, получающие наивысшие оценки по инновационной деятельностной

Слайд 53Почему мы выбираем проекты?
Развивающий потенциал
проектной деятельности
Этапы проекта
Замысел: в идеале – постановка

личных целей
Реализация: путь от задачи – к способу, поиск и отбор средств, адекватных замыслу
Продукт: представле-ние и открытое обсуж-дение результатов, рефлексия


Удержание связи замысла и реализации – условие и основа
Самоопределения, поиска идентичности
Присвоения знания
Умений выбирать стратегии, принимать решения, совершать ответственные действия, управлять временем
Коммуникативных умений, рефлексии, сотрудничества





Почему мы выбираем проекты?Развивающий потенциалпроектной деятельностиЭтапы проектаЗамысел: в идеале – постановка личных целейРеализация: путь от задачи –

Слайд 54Точка развития – способность удерживать связь исходной идеи и ее воплощения.
Именно

на этой основе преодолевается «магическое сознание», формируются и развиваются
умения выбирать стратегии и принимать решения,
умения совершать ответственные действия,
умения управлять временем и др.



Педагогические следствия:

Задача: удержать и от необосноснованного фантазирования, и от ухода в простое исполнительство

Формы и приёмы: расширение возможностей для выбора
проекты разной степени трудности
проекты разной продолжительности
конкретизация тематики
соисполнительство в «масштабном» (например, общешкольном) проекте


Проект как триада: замысел – реализация – продукт
Единство замысла и реализации



С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

Точка развития – способность удерживать связь исходной идеи и ее воплощения.Именно на этой основе преодолевается «магическое сознание»,

Слайд 552. Четыре времени проекта.
Точка развития: Управление временем:
умение строить искусственное время



ЗАПУСК
ФИНИШ
осознание временного

интервала

реальное время

время конкретного действия

обратный отсчет

1

3

2

4

С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

2. Четыре времени проекта.Точка развития: Управление временем:умение строить искусственное времяЗАПУСКФИНИШосознание временного интервалареальное времявремя конкретного действияобратный отсчет 1324С

Слайд 562. Управление временем. Педагогические задачи и возможные решения



Задача: научить видеть, соотносить,

отслежи-вать все виды времени, управлять ими



Формы и приемы: обязательное (лучше – негласное) управление проектом учителем:
фиксированное время «промежуточных финишей» – консультаций, обсуждений, предзащит и т.п.
постепенно нарастающая продолжительность проекта (от одного-двух дней, до 1-го месяца)
«обозримое» время проекта, его материализация



Важно помнить: полностью самостоятельные ученические проекты невозможны!


С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

2. Управление временем. Педагогические задачи и возможные решенияЗадача: научить видеть, соотносить, отслежи-вать все виды времени, управлять имиФормы

Слайд 573. «Продукт» проекта – это всегда преобразование
Ученический проект: изменение самого автора,

возможность увидеть себя в «продукте»



Точка развития – самовыражение
Именно на этой основе формируется и развивается идентичность, способность к самоопределению (кто Я?), самотождественность.
Временная: преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего
Социально-ролевая: и самотождественность, и адекватность ситуации


С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

3. «Продукт» проекта – это всегда преобразованиеУченический проект: изменение самого автора, возможность увидеть себя в «продукте»Точка развития

Слайд 583. Самопознание и самоопределение



Задача: удержать и от предрешенности, и от принятия

чужой идентичности, и от диффузии идентичности, и от рискованных самоиспытаний



Формы и приемы: расширение возможностей для выбора и «проб»
«пробы» в индивидуальных и групповых проектах
«пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе
«пробы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах)
«пробы» в различных областях знаний, в т.ч. – выполнение межпредметных проектов
«пробы» различных сфер человеческой деятельности
обязательность самооценки и рефлексии






Важно помнить: презентации, выставки достижений, праздники и т.п. не должны подменять собой самооценку и рефлексию


С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

3. Самопознание и самоопределениеЗадача: удержать и от предрешенности, и от принятия чужой идентичности, и от диффузии идентичности,

Слайд 594. Проект – изначально потенциально ответственная ситуация. «ПОДПИСЬ»: признание авторства и

принятие ответственности



Точка развития – способность к принятию ответственных решений и осуществлению ответственных действий


Важно, в частности, помнить: подпись и ссылки на использованные источники (материалы, сайты, прецеденты и т.п.) обязательны.
Работы, содержащие плагиат, не рассматриваются и не оцениваются!

С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

4. Проект – изначально потенциально ответственная ситуация. «ПОДПИСЬ»: признание авторства и принятие ответственности Точка развития – способность

Слайд 605. Проект и средства его реализации. Ситуация проектирования вынуждает школьников идти

не от способа к задаче, а ОТ ЗАДАЧИ К СПОСОБУ, т.е. выводит за рамки чисто учебных тренировочных ситуаций.
Это – необходимое условие субъективации (присвоения) собственных знаний.




Точка развития – поиск средств - основа способ-ности становиться субъектами собственных знаний


Важно помнить: проектное задание должно предполагать применение освоенных знаний и способов деятельности в новых, «непохожих» на обучающие, ситуациях (лучше – максимально приближенных к реальным)

С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

5. Проект и средства его реализации. Ситуация проектирования вынуждает школьников идти не от способа к задаче, а

Слайд 616. Проект и коммуникация:
взаимодействие при общении
коммуникация в ходе презентация

7. Проект

и сотрудничество (групповые, парные проекты):
принятие согласованных решений
работа над общим продуктом
разделение ответственности

С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?

6. Проект и коммуникация:взаимодействие при общениикоммуникация в ходе презентация 7. Проект и сотрудничество (групповые, парные проекты):принятие согласованных

Слайд 62Групповые проекты: инструментарий
Спецификация: регуляция

Групповые проекты: инструментарийСпецификация: регуляция

Слайд 63Групповые проекты: инструментарий
Спецификация: коммуникация

Групповые проекты: инструментарийСпецификация: коммуникация

Слайд 64Информационно-познавательные (обновляемая информация для сайтов, сценарии роле-вых и дидактических игр и

постановок, рефераты, … )
Исследовательские (по ведущему методу познания):
социальные (опрос)
экспериментально-поисковые
теоретические
Прикладные (по типу производимого продукта):
конструкторско-технологические (изделия, приборы, макеты, сайты, модели … )
литературно-художественные (литературные произведения, инсценировки, мультфильмы, альбомы… )
социальные (выставки, ярмарки, общественные обсуждения, благотворительные акции …)

Какие виды проектов используем?

По типу деятельности:

Информационно-познавательные (обновляемая информация для сайтов, сценарии роле-вых и дидактических игр и постановок, рефераты, … )Исследовательские (по ведущему

Слайд 65Направленность содержания:
младшие школьники: овладение способами учебной деятельности, поддержка инициативности, воображения, творчества
подростки:

экспериментирование, самостоятель-ность осмысления, применение
выпускники: опыт успешной, целесообразной и результативной деятельности, профессиональное самоопределение

Различная сложность

Обязательность или альтернативность

Полнота используемых средств (прежде всего, – использование ИКТ)

Какие виды проектов используем?

По другим основаниям:

Направленность содержания:младшие школьники: овладение способами учебной деятельности, поддержка инициативности, воображения, творчестваподростки: экспериментирование, самостоятель-ность осмысления, применениевыпускники: опыт успешной,

Слайд 66Продолжительность
краткосрочные: на уроке, к следующему уроку
среднесрочные: от нескольких дней до месяца
долгосрочные:

от месяца до полугодия/года
пролонгированные (лонгитьюдные)

Фазы и “промежуточные финиши”
разработка и защита проектной идеи
период реализации с рабочими консультациями
подготовка итогового продукта с рабочими консультациями
предзащита
презентация

Какие виды проектов используем?

По другим основаниям:

Продолжительностькраткосрочные: на уроке, к следующему урокусреднесрочные: от нескольких дней до месяцадолгосрочные: от месяца до полугодия/годапролонгированные (лонгитьюдные)Фазы и

Слайд 67Иерархичность и “масштабность”
“свой” собственный, в т.ч. итоговый
самостоятельная часть общего проекта
часть масштабного

проекта (типа “Праздник цивилизаций” )

Руководство проектом
1 учитель/педагог/руководитель
монопредметный (лингвистический, экономический …)
внепредметный
несколько педагогов
межпредметный
полипредметный
комплексный (например, ЕГЭ)
школьная команда

Какие виды проектов используем?

По другим основаниям:

Иерархичность и “масштабность”“свой” собственный, в т.ч. итоговыйсамостоятельная часть общего проектачасть масштабного проекта (типа “Праздник цивилизаций” )Руководство проектом1

Слайд 68Состав участников: численность
индивидуальный
групповой
парный
в малой группе (до 4-6 человек)
в большой группе (до

10-12 человек)
общеклассный (несколько малых групп или подгрупп не более 12 человек)
общешкольный, разновозрастный
открытый состав участников (типа WIKI)
Состав участников: постоянство состава
неизменяемый состав
изменяемый состав
ротируемый
планируемый (на разные этапы)
вынужденный

Какие виды проектов используем?

По другим основаниям:

Состав участников: численностьиндивидуальныйгрупповойпарныйв малой группе (до 4-6 человек)в большой группе (до 10-12 человек)общеклассный (несколько малых групп или

Слайд 69Формируем оценочную самостоятельность школьников

Формируем оценочную самостоятельность школьников

Слайд 70Можно начинать только на основе первичного освоения форм взаимодействия – со

взрослы-ми и со сверстниками
Разумно начинать с оценочного суждения ребенка
Оценка не должна быть глобальной: нужна предельная дифференциация
Самооценка соотносится с оценкой взрослого там, где есть объективные критерии и введе-ны правила (шкалы)
Ребенок имеет право на сомнение
Оценивать можно только то, чему учат

Формирование оценочной
самостоятельности. Общие принципы

Можно начинать только на основе первичного освоения форм взаимодействия – со взрослы-ми и со сверстникамиРазумно начинать с

Слайд 71Оценке подлежат только действия учеников и демонстрируемые ими результаты, но не

их личные качества.
Доброжелательность оценки.
При несоблюдении ребёнком правил следует избегать персонифицированной оценки, заменяя непосредствен-ное обращение к ребёнку обращением к посреднику (например, куклам)
Критерии оценивания и алгоритм выставле-ния отметки всем заранее известны.
В идеале они вырабатываются педагогами и учащимися совместно

Формирование оценочной
самостоятельности. Общие принципы

Оценке подлежат только действия учеников и демонстрируемые ими результаты, но не их личные качества.Доброжелательность оценки.При несоблюдении ребёнком

Слайд 72овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексии
овладение представлениями о критериях, шкалах, нормах

оценки
овладение правилами и формулами оценки и оценочных суждений

Оценочная самостоятельность:
основные компоненты

овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексииовладение представлениями о критериях, шкалах, нормах оценкиовладение правилами и формулами оценки и

Слайд 73Осваиваем инструменты и приёмы
оценочной деятельности
Безударные
гласные
Нет ошибок
Много ошибок
2-3 ошибки
критерий
шкала
Волшебная линеечка (Дембо-Рубинштейн)


Осваиваем инструменты и приёмыоценочной деятельностиБезударныегласные Нет ошибокМного ошибок2-3 ошибкикритерийшкалаВолшебная линеечка (Дембо-Рубинштейн)

Слайд 74Этапы формирования (1 – 4 этапы)

Этапы формирования (1 – 4 этапы)

Слайд 75Пишу красиво
Красивее не бывает
Совсем не красиво
“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)
1) Начинает учитель с

помощниками у доски: “Я красиво написала?”

Сижу прямо

Пишу разборчиво


Демонстрация действия

Отделяю
слова

Пишу красивоКрасивее не бываетСовсем не красиво“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)1) Начинает учитель с помощниками у доски: “Я красиво написала?”Сижу

Слайд 76Дифференцированная оценка, совместная разработка критериев, шкал
Пишу правильно
“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)
2) Продолжение: работа

в паре/группе по кругу. Соотнесение и обсуждение чужих и своей оценок, выработка общего понимнания (вначале – не более 2-х объективированных критериев):

Сижу прямо

Пишу аккуратно


Тренировка действия в группе

Дифференцированная оценка, совместная разработка критериев, шкалПишу правильно“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)2) Продолжение: работа в паре/группе по кругу. Соотнесение и

Слайд 77Дифференцированная оценка, совместная разработка критериев, шкал
Пишу правильно
Не отличается
Сильно отличается
“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)
3)

Самооценка правильности.
Новое задание, например, записать под диктовку и сверить с образцом на доске.
Договариваемся о критерии и шкале.

Отличается в 2-3х местах

критерий

шкала

Тренировка действия. Самооценка

Дифференцированная оценка, совместная разработка критериев, шкалПишу правильноНе отличаетсяСильно отличается“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)3) Самооценка правильности.Новое задание, например, записать под

Слайд 78Адекватность самооценки
Пишу правильно
Не отличается
Сильно отличается
“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)
4) Соотнесение самооценки и оценки

учителя.
Проверка учителем самооценки ребенка, отметка о своем согласии/несогласии с этой оценкой

Отличается в 2-3х местах

Будь к себе
построже

Молодец!

Будь к себе
добрее

оценка
ребенка

оценка
учителя

оценка
учителя

Адекватность самооценкиПишу правильноНе отличаетсяСильно отличается“Волшебная линеечка” (Дембо-Рубинштейн)4) Соотнесение самооценки и оценки учителя.Проверка учителем самооценки ребенка, отметка о

Слайд 79Этапы формирования (5 – 7 этапы)

Этапы формирования (5 – 7 этапы)

Слайд 80Этапы формирования (8 – 11 этапы)

Этапы формирования (8 – 11 этапы)

Слайд 81Оцениваем за главное. Введение двух разных критериев «правильность» и «оригинальность» на

разных заданиях, например:


Оцениваем за главное: пример.
Учимся правилам взаимооценки

   

Задание 2. Сделать из круга(кругов) рисунок

Задание 1. Дорисовать
до круга.

Оцениваем за главное. Введение двух разных критериев «правильность» и «оригинальность» на разных заданиях, например: 					 Оцениваем за

Слайд 82Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Учитель даёт сигнал ученику:
выделяем удачные места
указываем, что

надо исправить
даем напоминание, пример

«Безопасные» и «рискованные» работы (работаем “по правилам” и “на свой страх и риск”)
[Г.А.Цукерман и др.]

Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиУчитель даёт сигнал ученику:выделяем удачные местауказываем, что надо исправитьдаем напоминание, пример«Безопасные» и «рискованные»

Слайд 833) Дети дают сигнал учителю:
“место для сомнений” и “место для оценки”

(у доски)
“знаки сомнения” (в тетради, работе)
“светофор” (в тетради)
“цветовые дорожки” (на уроке)
письмо учителю, …

место для сомнений

?


+

место для оценки

Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники

3) Дети дают сигнал учителю:“место для сомнений” и “место для оценки” (у доски)“знаки сомнения” (в тетради, работе)“светофор”

Слайд 84Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
4) Критериальная взаимооценка
5) Критериальная самооценка
Критериальная оценка: два

подхода

Интегральное
описание критерия
например:
базовый – повышенный

Аналитическое
описание критерия
(балльная оценка)

Формирующая оценка:некоторые приёмы и техники4) Критериальная взаимооценка5) Критериальная самооценкаКритериальная оценка: два подходаИнтегральноеописание критериянапример:базовый – повышенныйАналитическоеописание критерия(балльная оценка)

Слайд 85Пример 1. Критериальная оценка
Метапредметные результаты
Интегральное описание критерия
Критерий: Навыки исследования.
Формулировка вопросов. Постановка

проблемы

1 кл.

3 кл

4 кл, декабрь

Пример 1. Критериальная оценкаМетапредметные результатыИнтегральное описание критерияКритерий: Навыки исследования.Формулировка вопросов. Постановка проблемы1 кл.3 кл4 кл, декабрь

Слайд 86Интегральное описание критерия
Критерий: Навыки исследования. Планирование
Пример 2. Критериальная оценка
Метапредметные результаты

Интегральное описание критерияКритерий: Навыки исследования. ПланированиеПример 2. Критериальная оценкаМетапредметные результаты

Слайд 87Интегральное описание критерия
Критерий: Навыки исследования.
Сбор и организация данных
Пример 3. Критериальная оценка
Метапредметные

результаты
Интегральное описание критерияКритерий: Навыки исследования.Сбор и организация данныхПример 3. Критериальная оценкаМетапредметные результаты

Слайд 88Аналитическое описание критерия
Критерий: систематизация объектов по указанному признаку, максимальный балл 2
Пример

4. Критериальная оценка
Предметные результаты

Задание (4 кл.). Прочитай названия животных: тигр, пчела, страус, карась, лось, стрекоза, заяц, щука.
Заполни таблицу. Расположи названия животных в нужных ячейках.

Аналитическое описание критерияКритерий: систематизация объектов по указанному признаку, максимальный балл 2Пример 4. Критериальная оценкаПредметные результаты	Задание (4 кл.).

Слайд 89Аналитическое описание критерия
Верный ответ
Пример 4. Критериальная оценка
Предметные результаты

Аналитическое описание критерияВерный ответПример 4. Критериальная оценкаПредметные результаты

Слайд 90Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Самостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений,

обсуждений …) и мониторинг их выполнения

Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов …

Самостоятельное составление проверочных заданий, критериальной базы, схем, моделей

Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиСамостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполненияСамостоятельное

Слайд 91Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Учитель, а затем дети самостоятельно отслеживают продвижение

в освоении системы планируемых результатов, например, на основе списка тематических результатов – как предметных, так и метапредметных

“Лестницы продвижения”,
“Листы продвижения”

9) ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ (критериев, удачных мест, ошибок, оценок, способов действий, удачных стратегий …)

Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиУчитель, а затем дети самостоятельно отслеживают продвижение в освоении системы планируемых результатов, например,

Слайд 92
Ученик А. работа с информацией
строить поисковый запрос;
отбирать надёжные источники

информации;

представлять информацию в разных форматах

различать факты, мнения и оценки

сент

окт

нояб

дек

Осваиваем инструменты и приёмы
текущей оценочной деятельности
(лист продвижения)

Ученик А. работа с информациейстроить поисковый запрос;отбирать надёжные источники информации;представлять информацию в разных форматахразличать факты,

Слайд 93Температура
Погода
Давление
Влажность
Сила и
направление
ветра
Осадки
Облачность
Дождь
Снег
+

Оцениваем: меру продвижения к упорядоченной схеме научных понятий

и знаний от неупорядо-ченного, случайного, неполного набора элементов, бытовых понятий, факторов. То есть, оцениваем:
структуру, полноту, соответствие науке, точность примеров …

10) Карта понятий

Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники

ТемператураПогодаДавлениеВлажностьСила инаправлениеветраОсадкиОблачностьДождьСнег+ – Оцениваем: меру продвижения к упорядоченной схеме научных понятий и знаний от неупорядо-ченного, случайного, неполного

Слайд 94Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Самооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая

диагностику (пример для НШ)
Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиСамооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая диагностику (пример для НШ)

Слайд 95Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Самооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику

(пример листа самооценки, НШ)
Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиСамооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику (пример листа самооценки, НШ)

Слайд 96Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Самооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая

диагностику (пример для ОШ)
Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиСамооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая диагностику (пример для ОШ)

Слайд 97Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Самооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику

(пример листа самооценки, ОШ)
Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиСамооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику (пример листа самооценки, ОШ)

Слайд 98Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Листы самооценки
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Что понравилось/не понравилось
Что было

легко/трудно
Что помогло/что помешало
Что бы сделал иначе в другой раз
Формирующая оценка:некоторые приёмы и техникиЛисты самооценки ЛИСТ САМООЦЕНКИЧто понравилось/не понравилосьЧто было легко/трудноЧто помогло/что помешалоЧто бы сделал иначе

Слайд 991) Выполнение этой работы мне понравилось/не
понравилось потому, что ______________________
2) Наиболее трудным

мне показалось ___________
3) Самым интересным было __________________
4) Если бы я выполнял(а) эту работу еще раз, я бы по-другому _________________________________
5) Я бы хотел(а) попросить своего учителя ______


Лист самооценки (по результатам проверочной работы)

Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники

1) Выполнение этой работы мне понравилось/непонравилось потому, что ______________________2) Наиболее трудным мне показалось ___________3) Самым интересным было

Слайд 1001) Сегодня на уроке я научился(лась) ЧЕМУ? ____________
2) Самым неожиданным

для меня сегодня стало ЧТО? ____
3) Сегодня на уроке я узнал(а) ЧТО? ___________________
4) Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше сделать ЧТО? ____
5) Осталось непонятным ЧТО? ________________________
6) Сегодня на уроке я был(а) КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? _______________________________________


Лист самооценки (по результатам урока)

Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники

1) Сегодня на уроке я научился(лась) ЧЕМУ? ____________ 2) Самым неожиданным для меня сегодня стало ЧТО? ____3)

Слайд 101 МЫ ВЕДЕМ УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Курс DASH, университет Гавайи
ДАТА
ПОГОДА
состояние, значки,
температура,
дождь,
направление

и скорость ветра
...

ЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ НАУЧИЛИСЬ

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ
НАБЛЮДЕНИЯ

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
в классе,
в школе,
в стране

Francis M. Pottenger III, Carol Ann Brennan и др.

Учим фиксировать наблюдения,
учим рефлексии

МЫ ВЕДЕМ УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРЬКурс DASH, университет ГавайиДАТАПОГОДАсостояние, значки, температура,дождь,направление и скорость ветра ...ЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ

Слайд 102Спасибо за внимание!
Ольга Борисовна Логинова
olg9527@yandex.ru

Спасибо за внимание!Ольга Борисовна Логиноваolg9527@yandex.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть