познавательные
мотивы (к новому
содержанию)
ориентировка на
моральные нормы
(справедливость, взаимо-
помощь, правдивость)
основы гражданс-
кой идентичности:
когнитивный, эмоциональ-
но-ценностный, деятель-
ностный компоненты
интерес к способам
действий
дифференциация
конвенциональных
и моральных норм
децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций
Личностные действия (НШ)
Самоопределение
самооценка:
дифференцированность
оценок, рефлексивность
адекватность суждений об
успехах/неуспехах в учёбе
социальные мотивы
(стремление быть полезным)
учебные мотивы
мотивация
достижения
стремление к
самооизменению
основы проектиро-
вания будущего
принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм
адекватность оценки
аргументированность
КТО Я?
ЗАЧЕМ Я?
ЧТО МНЕ
ДОРОГО?
конвенциональный
и постконвенцио-
нальный уровень
морального сознания
децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций
Самоопределение:
жизненное,
личностное
профессиональное
самооценка:
прогностическая
корригирующая
ретроспективная
социальные мотивы
стремление быть полезным,
социальное сотрудничество,
саморазвитие
учебные и познава-
тельные мотивы
интерес к способам познания,
устойчивые личностные
интересы
стремление к
самоизменению
принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм
Личностные действия (ОШ)
КТО Я?
ЗАЧЕМ Я?
ЧТО МНЕ
ДОРОГО?
планирование
способ
действия
контроль
коррекция
коммуникация при
взаимодействии
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Метапредметные действия
проектно
-исследов.
деятельн.
Как я умею
организовать
свою работу
Как я умею
общаться
Как я могу
работать
со знанием
Активно участвуют в работе, инициативны, вклад в работу значителен. Проявляют стремление к лидерству, часто становятся лидерами, но и готовы работать в команде «на вторых ролях»
В конфликт стараются не вступать, но могут стать и инициатором.
Разрешить конфликт стремятся конструктивно: переговорами и поиском оптимального решения
Прислушиваются к партнёру, стараются учесть его позицию, если считают верной
Достаточно высоко оценивают свои усилия, средняя самооценка 6,5 баллов (по 10-ти балльной шкале)
сегодня стремимся:
~5
~15
~80
~15
~20-25
~15
~60-65
~7
сегодня имеем в НШ:
Сегодня: неопределённость
противоречивость,
альтернативы
Раньше:
предсказуемость
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.)
3,6%
Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие
20,3%
Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности
39,6%
Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие
29,2%
Ниже уровня 1
7,3%
Россия
3,6%
Учащиеся успешно разрешают проблемы с множественными дополнительными условиями, удерживают в уме необходимую фоновую информацию.
Постоянно отслеживают темп работы и принимают необходимые меры для обеспечения согласованной работы всех членов команды в соответствии с выполняемыми функциями.
Могут контролировать продвижение в разрешении проблемы, видят препятствия, которые надо преодолеть, и недостатки, которые необходимо устранить.
Способны проявлять инициативу и выполнять действия, способствующие преодолению препятствий и разрешению конфликтов.
Уделяют равное внимание как проблемам сотрудничества, так и содержательным аспектам разрешаемой проблемы задачи.
Способны находить эффективные пути решения проблемы и предпринять необходимые меры для решения поставленной проблемы.
Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)
Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие
20,3%
Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)
Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности
39,6%
Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)
Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие
29,2%
Результаты PISA-2015: совместное
разрешение проблем (15-летние)
я
МЫ
Я и Другой
Я
учебная
несамосто-
ятельность
коллективная учебная
самостоятельность
индивидуальная
учебная само-
стоятельность
Учебная самостоятельность:
важнейшие компоненты
Учебное сотрудничество:
важнейшие компоненты
Позиционное сотрудничество
Оценочная самостоятельность
Целостный
социально
ориентиро-
ванный
взгляд
на мир
Освоение систематических
знаний, их интеграция и перенос
Приобретение ценностных
установок, морально-
нравственных ориентиров
Знаки и символы
Ролевые игры с самодельными куклами
+
–
?
Дидактические игры
Целесообразные
средства
Учимся обращаться друг к другу
Осваиваем формулы для фиксации позиций: “Согласен”, “Не согласен”, “Я считаю так же. Я тоже”, “Я думаю иначе. Я не так”, “Сомневаюсь”
Осваиваем формулы для прояснения пози-ций и порядка обсуждения: “Говорим по очереди”, “А ты как думаешь?”, “Хочу задать вопрос”, “Хочу ответить”, “Понятно ли я говорю?”, “Непонятно, поясни, пожалуйста»,
Учимся действовать с ситуации несогласия:
О чём спорят и о чём не спорят?
Как надо и как не надо спорить?
Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав?
Осваиваем формулы для ситуации конфликта: “С чем мы все согласны?”, “В чём расходимся?”, “Как это можно проверить?”, “Как докажешь?”
Учимся разрешать конфликты, противоречия
Осваиваем формулы для выработки общего решения: “С чего начнём?”, “Какой план?”, “Какими способами действуем?”, “Как делим работу?”
Учимся распределять обязанности: как определить, кому что лучше поручить?
Нужно ли определять личный вклад в общую работу и когда? Как это лучше делать?
Что делает лидер? Хороший лидер
Поисковая активность
(по В.С.Ротенбергу)
перебор вариантов, их анализ, рефлексия
целенаправленный поиск, анализ результатов, рефлексия, коррекция
Поисковая активность
в учебном процессе
Выдвигать предпо-ложения и искать способы их проверки
Сомневаться
сходство
отличия
отличия
Задавать вопросы
(от “шестерки слуг” к “хорошим” исследова-тельским вопросам)
Есть у меня шестерка слуг: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? Зачем?
Задаем вопрос тому, кто изображен на рисунке
Какой вопрос поможет тебе узнать больше/новое о …
Представь себе …
Задай вопрос герою
«У нас в классе гость». Готовимся к интервью
ДО ВСТРЕЧИ
О чём мы спросим гостя?
Как ты думаешь, что он ответит на твой вопрос? Это то, что ты хотел услышать? Как тебе стоит изменить вопрос?
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ
Какой вопрос оказался самым интересным?
Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, НШ
Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ
Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ
Осваиваем инструменты и приёмы
поисковой деятельности, ОШ
Курс DASH, университет Гавайи
Francis M. Pottenger III, Carol Ann Brennan и др.
31 окт. 20 …г. Антон К.
Когда нужно ставить Ь?
(печь и меч)
Место для гипотез и “открытий”
31 сент. 20 …г. Маша Л.
Откуда птицы знают, куда лететь?
Исследование требует
умения наблюдать
критического мышле-ния (включая владение логическими операциями)
информационной грамотности (включая владение общими схемами решений и знако-символь-ными средствами)
коммуникативных умений
рефлексии
ответственности
Какие проводим учебные
исследования? Примеры
Какие проводим учебные
исследования? Примеры
Результаты международного сравнительного
исследования ITL. РОССИЯ. Распределение
баллов за разные типы заданий
Удержание связи замысла и реализации – условие и основа
Самоопределения, поиска идентичности
Присвоения знания
Умений выбирать стратегии, принимать решения, совершать ответственные действия, управлять временем
Коммуникативных умений, рефлексии, сотрудничества
Педагогические следствия:
Задача: удержать и от необосноснованного фантазирования, и от ухода в простое исполнительство
Формы и приёмы: расширение возможностей для выбора
проекты разной степени трудности
проекты разной продолжительности
конкретизация тематики
соисполнительство в «масштабном» (например, общешкольном) проекте
Проект как триада: замысел – реализация – продукт
Единство замысла и реализации
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
реальное время
время конкретного действия
обратный отсчет
1
3
2
4
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Формы и приемы: обязательное (лучше – негласное) управление проектом учителем:
фиксированное время «промежуточных финишей» – консультаций, обсуждений, предзащит и т.п.
постепенно нарастающая продолжительность проекта (от одного-двух дней, до 1-го месяца)
«обозримое» время проекта, его материализация
Важно помнить: полностью самостоятельные ученические проекты невозможны!
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Точка развития – самовыражение
Именно на этой основе формируется и развивается идентичность, способность к самоопределению (кто Я?), самотождественность.
Временная: преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего
Социально-ролевая: и самотождественность, и адекватность ситуации
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Формы и приемы: расширение возможностей для выбора и «проб»
«пробы» в индивидуальных и групповых проектах
«пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе
«пробы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах)
«пробы» в различных областях знаний, в т.ч. – выполнение межпредметных проектов
«пробы» различных сфер человеческой деятельности
обязательность самооценки и рефлексии
Важно помнить: презентации, выставки достижений, праздники и т.п. не должны подменять собой самооценку и рефлексию
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Точка развития – способность к принятию ответственных решений и осуществлению ответственных действий
Важно, в частности, помнить: подпись и ссылки на использованные источники (материалы, сайты, прецеденты и т.п.) обязательны.
Работы, содержащие плагиат, не рассматриваются и не оцениваются!
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Точка развития – поиск средств - основа способ-ности становиться субъектами собственных знаний
Важно помнить: проектное задание должно предполагать применение освоенных знаний и способов деятельности в новых, «непохожих» на обучающие, ситуациях (лучше – максимально приближенных к реальным)
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
С чем связан развивающий потенциал
проектной деятельности?
Какие виды проектов используем?
По типу деятельности:
Какие виды проектов используем?
По другим основаниям:
Фазы и “промежуточные финиши”
разработка и защита проектной идеи
период реализации с рабочими консультациями
подготовка итогового продукта с рабочими консультациями
предзащита
презентация
Какие виды проектов используем?
По другим основаниям:
Какие виды проектов используем?
По другим основаниям:
Какие виды проектов используем?
По другим основаниям:
Формирование оценочной
самостоятельности. Общие принципы
Формирование оценочной
самостоятельности. Общие принципы
Оценочная самостоятельность:
основные компоненты
Сижу прямо
Пишу разборчиво
…
Демонстрация действия
Отделяю
слова
Сижу прямо
Пишу аккуратно
…
Тренировка действия в группе
Отличается в 2-3х местах
критерий
шкала
Тренировка действия. Самооценка
Отличается в 2-3х местах
Будь к себе
построже
Молодец!
Будь к себе
добрее
оценка
ребенка
оценка
учителя
оценка
учителя
Оцениваем за главное: пример.
Учимся правилам взаимооценки
Задание 2. Сделать из круга(кругов) рисунок
Задание 1. Дорисовать
до круга.
«Безопасные» и «рискованные» работы (работаем “по правилам” и “на свой страх и риск”)
[Г.А.Цукерман и др.]
место для сомнений
?
–
+
место для оценки
Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Интегральное
описание критерия
например:
базовый – повышенный
Аналитическое
описание критерия
(балльная оценка)
1 кл.
3 кл
4 кл, декабрь
Задание (4 кл.). Прочитай названия животных: тигр, пчела, страус, карась, лось, стрекоза, заяц, щука.
Заполни таблицу. Расположи названия животных в нужных ячейках.
Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов …
Самостоятельное составление проверочных заданий, критериальной базы, схем, моделей
“Лестницы продвижения”,
“Листы продвижения”
9) ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ (критериев, удачных мест, ошибок, оценок, способов действий, удачных стратегий …)
представлять информацию в разных форматах
различать факты, мнения и оценки
сент
окт
нояб
дек
Осваиваем инструменты и приёмы
текущей оценочной деятельности
(лист продвижения)
10) Карта понятий
Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Лист самооценки (по результатам проверочной работы)
Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
Лист самооценки (по результатам урока)
Формирующая оценка:
некоторые приёмы и техники
ЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ НАУЧИЛИСЬ
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ
НАБЛЮДЕНИЯ
ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
в классе,
в школе,
в стране
Francis M. Pottenger III, Carol Ann Brennan и др.
Учим фиксировать наблюдения,
учим рефлексии
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть