Слайд 1
Этнолингвистика
Выполнила:
Винокурова Светлана Михайловна
МБОУ СОШ №17
Слайд 2Этнолингвистика
(от греч. éthnos – племя, народ) и лингвистика, антрополингвистика, этносемантика, направление
в языкознании, занимающееся исследованием взаимоотношений языка и культуры (этнической психологии).Этнолингвистика занимается исследованием традиционной народной культуры и менталитета того или иного этноса. Это филологическая наука, использующая данные языка (общенародного и диалектного), фольклора, этнографии, истории, культурологии, художественной литературы, психологии и других гуманитарных дисциплин
Слайд 3Возникновение
Как самостоятельное направление этнолингвистика возникла в США в конце 19
– начале 20 вв. в рамках так называемой «культурной антропологии» (или, по американской традиции, собственно «антропологии», от греч. nthropos «человек») – комплексной науки, предметом которой является всестороннее исследование культуры с использованием этнографических, лингвистических, археологических и других методов.
Слайд 4У истоков этнолингвистики в России стоят такие выдающиеся отечественные ученые, как
Алексей Александрович Шахматов, Евфимий Федорович Карский, Дмитрий Константинович Зеленин, Надежда Павловна Гринкова, Борис Александрович Ларин. Большое значение для этнолингвистики имела теория языковых союзов, и в частности труды Николая Сергеевича Трубецкого. Сыграли свою роль и работы Виктора Максимовича Жирмунского, Мелитины Александровны Бородиной, Агнии Васильевны Десницкой. В последние десятилетия XX в. и до сих пор самоопределению этнолингвистики как особой дисциплины способствуют работы Никиты Ильича Толстого, Светланы Михайловны Толстой, Стелы Евгеньевны Никитиной.
Слайд 5Алексей Александрович Шахматов
(5 (17) июня 1864, Нарва — 16 августа
1920, Петроград)
«… язык не хранилище слов и звуков, а отражение внутреннего мира человека, истории, культуры, быта…Он облагораживает и историю, и религию, и литературу...»
великий русский филолог и историк, языковед, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы; участвовал в подготовке реформы русской орфографии,
осуществленной в 1917—1918 гг.
Слайд 6Трубецкой Николай Сергеевич
(1890 - 1938)
выдающийся русский лингвист,
историк
языка, славист, теоретик
структурализма, активный деятель
Московского лингвистического
кружка, один из идеологов и
основателей Пражской
фонологической школы.
Слайд 7Никита Ильич Толстой
(15 апреля 1923, Вршац, Королевство СХС — 27
июня 1996, Москва, Россия)
советский и российский славист, филолог и фольклорист, доктор филологических наук,
профессор. Академик АН СССР (1987;
член-корреспондент 1984).
Лауреат Демидовской премии 1994 года.
Автор нескольких сотен работ по истории
славянских литературных языков,
диалектологии славянства, старославян-
скому и церковнославянскому языку,
этнолингвистике и лексикологии.
Был основоположником советской
этнолингвистики. Создал собственную
этнолингвистическую научную школу, опиравшуюся на огромный полевой материал, собранный в экспедициях в Полесье
Слайд 8«Этнолингвистический словарь славянских древностей
Словарь состоит из субстантивов (орудия
труда, посуда и утварь, одежда, пища, предметы — атрибуты человека и животных в виде шерсти, волос, ногтей, рогов и т.д.), таких объектов, как растения, животные, лица (персонажи, име- на), время и календарь, локативы (пространство — правое и левое, верх и низ и т.д., географические объекты, ритуально значимые и мифические места и т.п.), атрибутивы (качества, признаки — свойства и способности человека и животных и т.д.), действия (обряды, ритуалы, игры, обычаи — свадьба, похороны, жертва, танец, кумовство и т.д.
Слайд 9Алекса́ндр Серге́евич Герд
(23 июня 1936 года — 2 мая 2016
года)
советский и российский учёный, доктор филологических наук, почетный профессор СПБГУ, заведующий кафедрой математической лингвистики филологического факультета СПбГУ.
Слайд 10Этнолингвистика в изучении народной художественной культуры очень актуальна, так как недостаточно
изучена лингвистическая терминология, культурная терминология, мало известны лингвистические методы анализа фольклорного текста.
Этнолингвистические проблемы в основном изучаются в рамках филологии, а не системе специализации по народной художественной культуре.
Слайд 11В этнолингвистике выделяются два направления
1. диахроническая этнолингвистика — использует язык
и лингвистические методы для исследования прошлого, истории и культуры народа;
2. синхроническая этнолингвистика — рассматривает язык и методы языкознания как способ изучения и решения актуальных социальных и национальных проблем.
Слайд 12( А. С. Герд. Введение этнолингвистику)
этнолингвистика — это дисциплина, лежащая на
пересечении языкознания, этнографии и социологии.
Предметом языкознания является естественный язык, его структура и законы;
предмет этнографии — это народы, их история и культура;
предмет социологии — это общество как единое целое, его структура и развитие. Таким образом, предметом этнолингвистики, соответственно, является язык в его соотношении с народом, место языка и его роль в обществе.
Слайд 13Этнолингвистика основывается на трех ключевых понятиях
стереотип,
профилирование
картина мира
Слайд 14Стереотип
«представление о предмете, сформировавшееся в рамках определенного коллективного опыта и определяющее
то, что этот предмет собой представляет, как он выглядит, как действует, как воспринимается человеком и т.п.; в то же время это представление, которое воплощено в языке, доступно нам через язык и принадлежит коллективному знанию о мире». Понимание стереотипизации нашло отражение в «Словаре народных стереотипов и символов».
Слайд 15Профилирование
«профиль образа предмета – это свойство закрепленного за предметом представления (стереотипа),
состоящее, с одной стороны, в своеобразном отборе и структурировании аспектов, в которых истолкован предмет;
с другой стороны, оно зависит от типа относящихся к этим аспектам конкретных качественных характеристик».
Обе стороны «связаны с познавательной и культурной базой языка, принятой говорящим точкой зрения, типом знания о мире, типом мышления, системой образцов и ценностей».
Слайд 16«Картина мира»
как факт обыденного сознания воспроизводится пофрагментно в лексических единицах языка,
однако сам язык непосредственно этот мир не отражает, он отражает лишь способ представления (концептуализации) этого мира национальной языковой личностью, и поэтому выражение «языковая картина мира» в достаточной мере условно: образ мира, воссоздаваемый по данным одной лишь языковой семантики, скорее карикатурен и схематичен, поскольку его фактура сплетается преимущественно из отличительных признаков, положенных в основу категоризации и номинации предметов, явлений и их свойств, и для адекватности языковой образ мира корректируется эмпирическими знаниями о действительности, общими для пользователей определенного естественного языка.
Слайд 17Наиболее значительные результаты в коммуникативно ориентированной этнолингвистике связаны с направлением, именуемым
«этнографией речи» или «этнографией коммуникации». В рамках этого направления изучаются модели речевого поведения, принятые в той или иной культуре, в той или иной этнической или социальной группе.
В российской этнолингвистике особое место занимают исследования на стыке этнолингвистики, фольклористики и сравнительно-исторического языкознания. В первую очередь это исследовательская программа, посвященная этноязыковой и этнокультурной истории славянских народов. В рамках этой программы составляются этнолингвистические атласы, картографируются обряды, верования; изучается структура кодифицированных славянских текстов определенных жанров в соотнесении с данными сравнительно-исторических и археологических исследований.
Слайд 18Сегодня, на рубеже веков, происходит интеграция наук, науки взаимодействуют между собой,
и этнолингвистика – один из примеров такого взаимодействия. Каждый народ создает свою модель мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей. При этом язык, религия, антропологические признаки этноса могут повторяться у других народов, единственное же, что отличает не только армянина от финна, но и русского от украинца, – это духовная культура, насыщенная обрядами, ритуалами, верованиями, представлениями, находящими свое выражение прежде всего в языке и фольклоре.
Слайд 19Литература
Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого
Этнолингвистика: современное состояние и
перспективы. Толстая Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор (Институт славяноведения РАН. Зав. сектором этнолингвистики и фольклора)
https://ru.wikipedia.org/w
http://iling.spb.ru/publications.html
http://www.ruthenia.ru/folklore/Tolstaja.html
http://www.philology.ru/linguistics1/tolstoy-95a.htm