Слайд 1Электронный учебник
А.С.Макаренко«О воспитании»
Выполнила: учитель математики
«Удачинская СОШ» филиал МБОУ «Большеулуйская СОШ»
Зайцева Лариса Ивановна
Слайд 2Содержание
1. Введение
2. Жизнь и педагогическая деятельность
3.Основные положения педагогической теории
3.1.
Цель воспитания
3.2. Воспитание в коллективе
3.3.Организационное строение коллектива
3.4. Самоуправление, его органы
3.5. Перспектива
3.6. Традиции, стиль, тон жизни коллектива
3.7. Методы индивидуального воздействия
4. Проблемы школьного воспитания
4.1. Методы воспитания
4.2. Дисциплина, режим, поощрение и наказание
4.3. Педагогика индивидуального действия
5. Лекции о воспитании детей
5.1. Общие условия семейного воспитания
5.2. О родительском авторитете
5.3. Игра
5.4. Семейное хозяйство
5.5.Воспитание в труде
6. Дидактический тест
Слайд 31.Введение
А.С. Макаренко – педагог самобытный, который самоотверженно служил делу воспитания. Его
творчество заслуженно вызывает интерес читателей. Его произведения привлекают опытных и совсем юных педагогов, родителей и любых читателей, которые знакомые с его творчеством. Секрет постоянного и прочного внимания к педагогическим сочинениям кроется в том, что работа с детьми заполняла всю его жизнь. Его постоянный педагогический поиск подан в педагогических сочинениях искренне и ярко.
А.С.Макаренко считал, что важно видеть цель воспитательной работы, определять перспективы жизни воспитанников и самой школы, накапливать традиции, которые украшают жизнь школьников, во многом облегчают его.
Проблемы нравственного, патриотического воспитания, приобщения детей к самостоятельной трудовой деятельности – это проблемы не утратившие, своей актуальности и в современном мире.
Опыт Макаренко уникален, никому не удавалось воспроизвести его. Его идеи нашли свое применение как в отечественной, так и в зарубежной практике.
Слайд 4
В современном обществе, где люди торопятся, бегут в век компьютерных
технологий
очень важно, что многие книги, учебные пособия существуют
не только в бумажном виде, но и в компьютерном виде. Создание этой
электронной книги позволит сохранить время, привлечь большое количество читателей и заинтересовать молодых
людей, которые не мыслят себя вне компьютера.
Тема:
Создание Электронной книги А.С. Макаренко «О воспитании».
Цель: создать альтернативу бумажному варианту книги, привлечь максимальное число читателей.
Описание проблемы
Слайд 5«Удивительный Вы человечище и
именно такой, в каких Русь нуждается»
Алексей Максимович Горький
Слайд 62. Жизнь и педагогическая деятельность
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился 13 марта
в г.Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г.Крюкове. С первых лет своей учительской деятельности А.С.Макаренко стремился расширить поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась разнообразная внеурочная культурная работа.
В 1914г., Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.
В 1917/1918 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 году возглавил колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагающуюся под Полтавой. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Первые месяцы для Макаренко и его товарищей были не только временем отчаянья и бессилия, но и месяцами поисков истины в педагогической литературе.
Слайд 7Результатом этого стало убеждение Макаренко , что приемлемой теории нет и
что нужно извлечь ее из всей суммы реально происходивших событий.
Через 3 года после образования колония была признана образцовым воспитательным учреждением, в котором была четко налажена жизнь и сельскохозяйственное производство. Годы становления и развития колонии им. Горького были временем осмыслением А. С. Макаренко своего практического опыта, разработки педагогической системы, определения основных целей и принципов воспитания.
В 1928 г. Макаренко вынужден был уйти из колонии, но сделал это тактично: уже после долгожданного приезда Горького в колонию, превратившегося в большой праздник, и его отъезда отдал приказ о своем уходе « в отпуск» и передал заведование колонией одному из воспитателей.
Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.. Коммуна никогда не получала денег от государства, вначале она жила на средства отчисления из заработка чекистов. Последние годы коммуна им. Дзержинского была на хозрасчете.
В 1929 году А.С. Макаренко женился. Его женой стала Галина Стахиевна Салько.
В 1935 г. оставил работу в коммуне, переехав в Москву, занялся литературной деятельностью.
В 1933-1935 гг. была издана «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях, педагогические и литературоведческие статьи.
1 апреля 1939 г. А.С.Макаренко скоропостижно скончался- не выдержало сердце. Похоронен не Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Слайд 83. Основные положения педагогической теории
3.1. Цель воспитания
Цель воспитательной работы предусматривает «программу
человеческой личности», к которому стремится в своей работе педагог.
Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории:
типичные, общие для всех;
индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности, способности, особенности.
Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив.
Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей.
Умение педагога проектировать свою работу, видеть ее цель – одно из важнейших качеств самого воспитателя, определяющее всю методику его воспитательной работы.
Слайд 93.2. Воспитание в коллективе
Ядром педагогической теории Макаренко является его учение о
коллективе.
«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». Эти качества Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.
Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и честности, гармонии личных и частных интересов.
Коллектив – это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учиться подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, - это было убеждением Макаренко.
В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.
1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.
2. Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанник.
3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные культурные и другие вопросы.
Слайд 103.3. Организационное строение коллектива
Первичные коллективы (отряды) воспитательного заведения – могут быть
созданы по одновозрастному, разновозрастному, производственному принципу и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в отряды, когда же коллектив сложится, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.
При разновозрастном объединении происходит передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляется забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
Возглавляет отряд командир . Который может назначаться воспитателем или избираться на общем собрании. Командир – это воспитанник, преданный интересам учреждения, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорт организатор и др. В обязанности руководства отряда входит : наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распорядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его помощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты , регулируют взаимоотношения, разрешают конфликты и многое другое
Слайд 113.4. Самоуправление, его органы.
Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого
необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях следует обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства. Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможностью выступать сколько угодно и когда угодно, а нужно давать право высказываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, и они не должны быть длительными, а председательствует на них любой член коллектива.
На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива(совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно.
Совет командиров – работает не по заранее составленному плану, а решает текущие вопросы, возникающие каждодневно. Совет командиров подвижная организация , которую руководитель собирает постоянно, ежедневно или еженедельно. Состоит из командиров отрядов.
Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях , создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенные для выполнения какого-то одного (сводные отряды). Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать , потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе.
Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив».
«Под активом понимаются все воспитанники , хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производстве, в клубной и культурной работе». Актив подразделяется на действующий и резерв.
Действующий актив - это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.
Слайд 123.5. Перспектива
Одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе
с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед.
Перспективы могут быть близкими, средними и далекими; важно при этом, чтобы они были общими. Нужна гармония личных и общественных перспективных линий, чтобы у было ощущения противоречия между ними, а организация перспективы может начинаться с личных линий.
Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего школьного возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера и др.
Но жизнь коллектива должна быть наполнена не только радостью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений.
Средняя перспектива – это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени: праздники, юбилейные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к этим дням готовятся на протяжении длительного времени, если эта подготовка включает в себя отчеты, соревнования, оборудование и т.д. Таких дней может быть 2-3 в год, а подготовка к ним захватывает большинство воспитанников. Полезно обсудить в коллективе два проекта проведения праздника, при обсуждении возникают новые задачи и предстоящие дела.
Далекая перспектива – это будущее учреждения; если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает и на серьезную и трудную работу, на напряжение сил.
Слайд 133.6. Традиции, стиль, тон жизни коллектива.
Традиции закрепляют все ценное в опыте
коллектива, создавая в то же время его самобытность. Они складывались в процессе жизни и деятельности.
Пример одной такой традиции. Дежурный член санитарной комиссии имел большие права: мог предложить встать из-за стола и вымыть руки, и тот должен подчиниться, мог зайти в любую комнату и потом доложить на общем собрании, что в ней грязь, при этом было принято не описывать подробно, что за грязь. От него не было житья.
По традиции этот диктатор избирался на общем собрании, обязательно из младших девочек, обязательно чистюлька.
Отличительные признаки стиля детского коллектива:
Мажор. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».
Ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив. Любого, кто приезжал в коммуну, вежливо спросят, по какому он делу здесь, кто он, и проводят к кому нужно. Никто не жаловался постороннему человеку ни на воспитателей, ни на завхоза, ни на друг на друга.
Идея защищенности каждого в коллективе, когда каждый чувствует себя защищенным от насилия и самодурства, от издевательств, когда каждый член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть, а такое случается , обиженный будет защищен своим отрядом, руководителем, да и просто своими товарищами.
Присутствие игры в жизни коллектива. У каждого ребенка есть тяга к игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет. Замечает Макаренко , так он и будет работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива.
Слайд 143.7. Методы индивидуального воздействия
Макаренко утверждал, что если в природе можно насчитать
миллион проступков, то мер воздействия должно быть два миллиона, и у него эти два миллиона были. Меньше всего среди мер педагогического воздействия нужно полагаться на словесные поучения.
Собственный пример поведения А.С.Макаренко являлся лучшим методом воспитания. «Меня и моих друзей-куряжан, - вспоминает его бывший воспитанник, - больше всего поразило то, что Антон Семенович, когда это нужно было, работал вместе с нами, засучив рукава. Необходимо лес заготовить – брал топор в руки и шел с нами».
«Антон Семенович не применял каких-то «особых мер» он всегда оставался самим собой и влиял на нас своим человеческим достоинством, человеческой прелестью, любовью к детям и прежде всего громадной требовательностью».
А.С.Макаренко пришел к выводу, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят проявляются к людям высокой квалификации, уверенности и четкого знания своего дела, постоянной готовности к работе.
Слайд 154. Проблемы школьного воспитания
Традиция. Ничто не скрепляет так коллектив, как традиция.
Воспитать традиции, сохранить их – важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой.
Можно назвать иного интересных традиций. Вот одна из них. Дежурный член санкома каждый день дежурит, носит красный крест на руке и имеет большие права, права диктатора, он может любому из комсомольцев или членов коллектива предложить встать из-за стола и пойти помыть руки, и тот должен подчиниться…
Дети удивительные мастера создавать традиции. В создании традиции нужно использовать какой-то маленький инстинктивный консерватизм, но консерватизм хорошего типа, т.е. доверие к вчерашнему дню, нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать.
Среди таких традиций особенно ценна традиция военизации – игры… Это не должно быть повторением закона военной части. Ни в коем случае не должно быть подражания, копировки.
В коммуне была традиция начала общих собраний. Общее собрание должно было всегда открываться только дежурным командиром. Эта традиция была так велика, что когда в коммуну приезжало начальство, то все равно никому не позволяли открывать общее собрание, только дежурному командиру. Причем собрание все десять лет по традиции имело определенный регламент. Сигнал для сбора общего собрания давался на трубе. После этого оркестр, играет три марша. Один марш для слуха, можно было сидеть, разговаривать, приходить, уходить. Когда заканчивался третий марш А.С.Макаренко обязан был быть в зале. Когда кончается марш, он обязан скомандовать: «Встать под знамя! Смирно!» – причем он не видит, где знамя, но уверен, что оно близко, и что когда он скомандует его внесут. Когда вносят знамя, все обязательно встают, оркестр играет. Когда знамя поставлено на сцену , собрание считается открытым; входит дежурный и говорит: «Собрание открыто».
В течении 10 лет ни одно собрание иначе не открывалось.
Эта традиция украшает коллектив, создает внешний каркас. Красное знамя – прекрасное содержание для такой традиции.
4.1.Методы воспитания
Слайд 164.2. Дисциплина, режим, поощрение и наказание
Слово дисциплина имеет несколько значений. Одни
под дисциплиной понимают собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся, воспитанные привычки человека, третьи в дисциплине видят послушание.
Иногда дисциплинированным называют человека, отличающегося послушанием. В современном обществе дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на трудности и неприятности.
Что такое дисциплина? В нашей практике у некоторых учителей дисциплина рисуется как средство воспитания. Но дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания и как средство воспитания должна отличаться от режима. Режим - это определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать. Результатом воспитания является дисциплина.
В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек – человек, выступающий против общества. Воспитание дисциплины при помощи рассуждений и убеждений может обратиться в бесконечные споры.
В своей практике А.С.Макаренко пришел к убеждению, что необходимо изложение теории морали. Во-вторых логика дисциплины утверждает, что дисциплина ставит отдельную личность, каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение. Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности. Третий пункт морального теоретического утверждения: интересы коллектива выше интересов личности. Четвертая теорема: дисциплина украшает коллектив. Последнее теоретическое положение о дисциплине: если человеку нужно сделать что-нибудь приятное, он всегда сделает это и без дисциплины; дисциплина именно тогда, когда человек делает и неприятное для себя с удовольствием.
Требование – необходимый элемент дисциплинирования коллектива. Нельзя ограничиться одним только требованием, кроме этого есть еще привлечение , понуждение и угроза.
Слайд 17Что такое привлечение? Привлечение может быть – подарком, наградой, премией, а
может быть привлечение –эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью.
Понуждение в первом случае может быть высказано в более примитивной форме, в форме доказательства или убеждения. В более совершенном случае понуждение высказывается намеком, улыбкой, юмором.
Угроза. Если в начале развития коллектива вы можете угрожать наказаниями, неприятностью, то в конце развития коллектива –этого допускать уже нельзя.
Понуждение, привлечение и угроза могут иметь самые различные формы в развитии коллектива. В коммуне имени Дзержинского в последние годы, когда премировались воспитанники за отдельные достижения на производственном, нравственном или бытовом участке, была лестница в премиях – подарок, денежная премия и самая высокая награда – благодарность в приказе перед строем.
Теперь несколько слов о наказаниях. Что такое наказание? Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов.
Никакого физического и нравственного страдания не должно быть. В чем сущность наказания? Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная что он поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание отрешения от коллектива, хотя бы минимального.
К наказаниям нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания. Но необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками одно за другим. В таком случае они не приносят никакой пользы, только нервируют коллектив, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение. С другой стороны, даже мелкие проступки воспитанников не должны оставаться без реагирования.
За правило нужно взять следующее: ни один проступок воспитанников не должен быть незамеченным.
Наказание может быть индивидуальным, может быть коллективным (наказан весь коллектив).
Вообще нужно стараться наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно и когда оно поддерживается общественным мнением.
Слайд 184.3.Педагогика индивидуального воздействия
В развитии опыта А.С.Макаренко пришел к убеждению, что
непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях.
Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении.
В школе существуют такие коллективы: это класс, и недостаток его в школе, заключается в том, что он не играет роли первичного коллектива, то есть связующего звена между личностью и целым коллективом.
Коллективное воспитание не может производиться только через первичный коллектив, ибо в таком коллективе, в котором дети объединены постоянным бытовым содружеством. Только через большой коллектив , интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого синтеза, возможен переход к широкому политическому воспитанию.
Опасность замыкания ребят в коллектив дружеский есть опасность группового, а не широкого политического воспитания…
В своем опыте Макаренко пришел к такой организации, что первичный коллектив не покрывал ни классных, школьных интересов, а являлся такой ячейкой, в которой и школьные и производственные интересы приходили от разных групп.
Вот поэтому он остановился на отряде, в который входили школьники разных классов, работники разных производственных бригад. Такой коллектив, составленный из разных возрастов, наиболее естественная и здоровая постановка, притом условии, что в таком естественном первичном коллективе будут представители разных групп.
Слайд 19Что такое первичный коллектив – отряд? В коммуне обычно старались дела
с отдельными личностями не иметь. Это формально. Трудно эту логику доказать. Он называет эту логику логикой параллельного педагогического действия.
Что такое параллельное педагогическое действие? Мы имеем действие с отрядом, не с личностью. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, при этом утверждаем что это не так.
Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Человек 12-15 лет живет, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизненные впечатления.
Для педагогов подросток объект воспитания, а для себя он живой человек. Меньше всего Макаренко старался убедить подростка, что он только воспитанник, то есть явление педагогическое, а не общественное и не личное. На самом деле подросток явление педагогическое. Так же и отряд. Отряд есть маленькая ячейка, которая имеет большие общественные задачи, старается привести коммуну к возможно лучшему состоянию.
Чтобы ребенок чувствовал себя гражданином, человеком, педагоги пришли к убеждению, что прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой. В дальнейшем это стало традицией.
Такой пример. Волков украл, с ним ведется и отдельная работа в этом случае, но замечания, известные минусы ставятся не Волкову, а отряду. Отряд отвечает целиком за то, что Волков что-то украл. Можно привести еще массу примеров.
Только через такой первичный коллектив можно прикоснуться к индивидуальности.
Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и культивировать.
Слайд 205. Лекции о воспитании детей
Воспитание единственного ребенка гораздо более трудное дело,
чем воспитание нескольких детей. Даже, если семья испытывает материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок становится центром семьи. Заботы родителей превышают полезную норму. Любовь родительская отличается нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их спокойствия. Часто единственный ребенок привыкает к своему положению и становится деспотом в семье. Для родителей трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свой заботы и они воспитывают эгоиста.
В семье, где есть несколько детей, родительская забота имеет нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. В большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе.
Бывают и другие случаи неполной семьи. Болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Дети часто становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, мужу, оставившему свою семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. Если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше, чтобы она совсем его забыла. Хотя, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.
5.1.Общие условия семейного воспитания
Слайд 21Структура семьи - вопрос очень, и к нему нужно относится вполне
сознательно.
Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в трудное положение.
Собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует. Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и главный метод воспитания.
Приходится иногда встречать таких родителей, которые ищут рецепты воспитания детей. Никакие рецепты не помогут, если в личности воспитателя есть большие недостатки.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу.
Слайд 22Многие родители жалуются на недостаток времени. Конечно, лучше, если родители чаще
бывают с детьми, очень не хорошо, если родители никогда их не видят. Правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание приносит только вред. Оно развивает пассивность характера.
Вы должны знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. В жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно.
В парниковом воспитании нельзя этого выработать. Поэтому необходимо допускать разнообразное окружение ваших детей, но никогда не терять их из виду.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется постоянный корректив к жизни ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку.
Истинная сущность воспитательной работы, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовывать ее и будет самой ответственной вашей задачей…
Слайд 235.2. О родительском авторитете
Авторитет может быть организован в каждой семье, дело
это не трудное.
Встречаются родители , которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель, на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. К этой цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей этой цели. Те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Это спокойствие и является их целью. На поверку выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет построенный на ложных основаниях, только на короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.
Есть много сортов ложного авторитета.
Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, за каждый пустяк раздражается, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом: либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течении своей жизни мстящие за подавленное детство.
Слайд 24Авторитет расстояния. Есть такие отцы и матери, которые убеждены: чтобы дети
слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Здесь сплошь и рядом у отца отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, свои распоряжения передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы. Такой авторитет не приносит никакой пользы.
Авторитет чванства. У каждого гражданина есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Пораженные таким видом отца, начинают чванится и дети. Перед товарищами они выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа – знаменитость.
Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что родители ошиблись, что они нетвердые люди. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходит мимо таких родителей, незаметно; они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, часто в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными. Но они забывают, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и медленно, а постоянные разглагольствования родителей, их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании.
Слайд 25Авторитет любви. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они
любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу (маму) не любишь?». Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.
Такая семья настолько погружена в море сентиментальных и нежных чувств , что ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.
Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно обмануть, только это нужно сделать с нежным выражением. Родителей можно запугать, стоит только надуться и показать, что любовь проходит. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подыгрывать. Иногда любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.
Этот вид авторитета выращивает неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты. Детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызвана не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой. Пап и мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они нескупые. Они бояться конфликтов, предпочитают мир, готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. В такой семье дети начинают командовать родителями, родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.
Авторитет дружбы. Часто еще дети и не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. Это неплохо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях родителей называют Петькой или Маруськой, потешаются над ними, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
Слайд 26Авторитет подкупа. Послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь
говорят: будешь слушаться, куплю тебе лошадку, будешь слушаться , пойдем в цирк.
В семье возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение какой-нибудь трудной работы. В этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.
В чем должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?
Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, если перед ними поставлены прекрасные и значительные цели, если они всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет и не нужно искать ничего искусственного.
Как только дети начинают подрастать, они интересуются, где работают их родители, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважение дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью. Необходимо, чтобы дети гордились не только своими родителями, чтобы они знали имена великих и знатных людей нашего общества.
Нужно помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области. Дети должны видеть и заслуги других людей, заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, - значит, вы воспитали его правильно.
Слайд 27Родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, в этом
заключаются корни вашего авторитета. Вы должны знать, чем живет, чем интересуется, что любит ваш ребенок, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Это все вы должны знать с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.
Но это не значит, что вы можете преследовать ребенка постоянными и надоедливыми расспросами. Нужно поставить дело так, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда необходимо пригласить к себе товарищей ребенка, угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, познакомиться с семьей. Если у вас будет такое знание и внимание, это не пройдет незамеченным для детей.
Авторитет знания приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи и совете. Даже если он не попросит вас о помощи, потому что он не умеет этого сделать, необходимо самим прийти на помощь.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства необходимо дополнить авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие, вашу заботу, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, и не собираетесь все делать за него, снимать с него ответственность.
Линия ответственности является следующей линией родительского авторитета. Ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом.
Авторитет необходим семье.
Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного.
Действительный авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни ребенка, на помощи ему и на ответственности за его воспитание.
Слайд 285.3. Игра
Игра имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. В младшем возрасте ребенок играет, его рабочие функции незначительно и не выходят за пределы простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняться, ребенку поручаются все более сложные работы. Игра в это время составляет главное занятие , наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа занимает очень важное место, она связана с серьезной ответственностью, она связана с определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка. В это время ребенок много играет, любит игру, ему даже приходится переживать сложные коллизии, игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если коллизии происходят, это значит, что воспитание в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили перегибы. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь в игре преобладает над любовью к работе. Сюда относятся люди, которые активно гоняются за удовольствиями. К этому сорту людей можно отнести тех, которые позируют, важничают, лгут. Они принесли из детства в серьезную жизнь игровые установки.
Все сказанное не означает, что нужно как можно раньше отвлечь ребенка от игры и перевести на рабочее усилие. Такой перевод не принесет пользы, он является насилием над ребенком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к одежде. Воспитание должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.
Чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его в игре, родители должны подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не разберутся в вопросе как следует , они не смогут руководить ребенком и будут скорее портить ребенка, чем его воспитывать.
Слайд 29Между игрой и работой нет большой разницы. Хорошая игра похожа на
хорошую работу, плохая игра на плохую работу.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.
Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая. Такую же радость приносит и хорошая работа.
В игре так же как и в работе есть ответственность.
Чем же все-таки отличается игра от работы?
Работа есть участие человека в общественном производстве или в руководстве этим производством, в создании материальных, культурных, социальных ценностей. Игра к общественным целям не имеет прямого отношения, но имеет косвенное. Она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
Первое, что нужно потребовать от родителей в деле руководства игрой – следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка, не отвлекала его от общественных целей.
Второе- чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Часто наблюдаем неправильные действия родителей в руководстве игрой. Некоторые родители не интересуются игрой своих детей и думают, что дети сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят. Другие родители слишком много уделяют внимания игре, все время вмешиваются в игру. У таких родителей дети слушаются их и подражают им; здесь, больше играют родители, чем ребенок. Дети не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества, привыкают к мысли, что взрослые все умеют делать хорошо. У них развивается неуверенность в собственных силах, страх перед неудачей.
Третьи родители считают, что самое главное количество игрушек. Они расходуют много денег на игрушки, забрасывают детей самыми разными игрушками. Дети у таких родителей становятся либо коллекционерами игрушек, либо без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новые.
Слайд 30Детская игра проходит несколько стадий развития.
Первая стадия - время комнатной игры,
игрушки. Характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками других. В этой стадии развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом. В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссориться с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в индивидуальной игре, потому что навязывание компаньонов приводит к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно утверждать что чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок «собственник». Лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в агрессивности и « собственничестве». Если ребенок играет один, он развивает воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации.
Вторая стадия детской игры начинается в 5-6 лети продолжается до 11-12 лет. Она труднее для руководства, так как на этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей. Школа приносит широкую компанию товарищей, широкий круг интересов и более трудную арену для игровой деятельности, но кроме этого она приносит, четкую организацию, точный режим, помощь педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества.
На третьей стадии ребенок выступает как член коллектива, при этом не только игрового, но и делового, учебного. Игра в этом возрасте принимает строгие коллективные формы и становится игрой спортивной, то есть связанной определенными целями, правилами, а самое главное – с понятием коллективного интереса и коллективной дисциплины.
В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают нескольких типов:
Игрушка готовая , механическая или простая. Это куклы, лошадки, мышки, пароходы и др.
Игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: конструкторы, разборные модели, картинки разрезные.
Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, бумаги, растения, проволока, гвозди.
У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки.
Слайд 31Какой тип игрушек самый лучший? Наилучший способ комбинировать все три типа,
но не в избыточном количестве. Не нужно, чтобы ребенок терялся в обилии игрушек. Ребенок должен организовать игру из тех игрушек, что у него есть. Самое главное в детской игре добиться следующего:
1.Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, комбинировал.
2.Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
3.Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег.
Родители должны обратить внимание на отношение ребенка к игрушке. Ребенок не должен ломать игрушку, должен любить ее, но не должен страдать если игрушка пришла в негодность. Эта цель будет достигнута, если ребенок привык считать себя хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует силы поправить беду. Таковы общие формы метода на первой стадии игры.
На второй стадии от родителей требуется внимание. Вышел ребенок во двор, попал в группу. Необходимо внимательно изучить, что это за дети. Чем они увлекаются, чего у них не хватает, что плохо в их играх. В этой стадии игры будет полезным общение между родителями. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другими родителями, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения для улучшения этой жизни. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива.
На этой стадии дети часто ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Нельзя немедленно принимать сторону своего ребенка. Прежде всего необходимо спокойно расспросить ребенка, постараться представить точную картину события. Редко бывает. Что виновата одна какая-то сторона. Необходимо растолковать ребенку, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Нужно постараться помирить вашего ребенка с противников. В этом случае вы принесете наибольшую пользу вашему ребенку. Нет ничего вреднее агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребенка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.
Слайд 32На третьей стадии руководство игрой передано школьной или спортивной организации, но
у родителей остаются возможности для правильного влияния на характер ребенка. Во-первых, нужно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти. Во-вторых, нужно вызывать гордость не только своим личным успехом, но главным образом успехом команды. Необходимо умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к противнику, обращать внимание дисциплину в команде. Нужно добиваться спокойного отношения к неудачам и удачам.
На всех трех стадиях родители должны наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребенка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.
Жизнь имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребенку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в помощи в трудных случаях. На второй и третьей стадиях нужно руководить не столько игрой, сколько отношением ребенка к другим людям.
Слайд 335.4.Семейное хозяйство
При помощи правильного руководства в области семейного хозяйства воспитываются: коллективизм,
честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки, оперативная способность.
Коллективизм. Коллективизм означает солидарность человека с обществом. Противоположностью коллективизма является индивидуализм. Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои потребности, не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью с обществом, если он растет жадным потребителем, - это и есть воспитание индивидуалиста.
Честность. Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. Тайное отношение к вещам в пределах семейного обихода, прятание отдельных сладких кусков – все это вызывает зарождение нечестности. В более старшем возрасте ребенок должен научиться различать полезный секрет, то есть то, что нужно скрывать от недругов, или то, что должно составлять личное переживание каждого человека. В младшем возрасте чем ребенок откровеннее, тем лучше для его воспитания.
Родители должны внимательно следить за развитием честности у ребенка. Они ничего не должны нарочито прятать от ребенка, но и должны приучать ребенка ничего не брать без спросу, даже если это лежит на виду, не заперто, не закрыто.
Честность нужно воспитывать с самого раннего детства. Если вы к пяти годам это дело запустили, будет трудно исправлять запущенное.
Заботливость. Вещи составляющие хозяйство семьи постоянно приходят в ветхость и должны заменяться новыми вещами. Ребенок видит, что одни вещи ветшают, а другие приобретаются. Нужно, чтобы ребенок с малых лет приучался разумно пользоваться вещами. Хороший хозяин должен видеть, что у него начинает стареть, не допускать слишком быстрого обветшания вещей, вовремя их отремонтировать. Все это составляет отдел человеческой деятельности, который называется заботливостью.
Слайд 34Надо, чтобы ребенок проявлял эту заботливость по отношению к другим членам
семьи, чем по отношению к себе, а в особенности, чтобы он проявлял заботливость по отношению к общим вещам семьи. В заботливости лежит начало планирования, предвидения…
Бережливость. Бережливость особая сторона заботливости. Бережливость появляется в привычках.
Нужно возбуждать у ребенка желание упражняться в бережливости, нужно, чтобы он так привык к чистым ботинкам, чтобы грязные ботинки он уже не мог надеть.
Бережливость должна распространяться не только на вещи своей семьи, но и на вещи других людей и в особенности на предметы общего пользования.
Ответственность. Ответственность заключается в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко , если по его вине испортилась или уничтожена вещь.
Способность ориентировки. Заключается в умении видеть и понимать все подробности, окружающие данный случай.
Способность ориентировки воспитывается постоянными упражнениями в хозяйственной заботе, в знании всех подробностей и частностей хозяйств.
Оперативная способность. Необходима для выполнения более длительных хозяйственных работ, выходящих за пределы поручения. Важной является область денежных расходов. Рекомендуется в семье предоставить ребенку некоторую самостоятельность в расходовании денег для удовлетворения его личных и общих семейных потребностей. Для этого необходимо выдавать ему определенную сумму денег с точным обозначением, на что эти деньги должны расходоваться.
Необходимо следить за тем, как выполняет ребенок поручение, не злоупотребляет ли. Если возникают ошибки, то достаточно просто поговорить с ним, обратить внимание на его ошибки и посоветовать исправить их.
Слайд 355.5.Воспитание в труде
Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться очень рано
и начинаться в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где он играет.
С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. В каждой семье найдется много посильных и интересных работ.
Когда дети учатся в школе, последняя довольно сильно нагружает их домашней работой. Эта работа должна считаться главной и первоочередной, но неправильно, если все остальные трудовые задачи отбрасываются. Такое обособление школьной работы опасно, так как вызывает у детей пренебрежение к жизни и работе своей семьи. В семье всегда должна чувствоваться атмосфера коллективизма.
Меры вызывающие у ребенка трудовое усилие могут быть самыми разными. Часто ребенок не всегда может заметить потребность в той или другой работе. Его можно попросить что-либо сделать. Кроме этого можно применять форму обыкновенного поручения, принуждения.
Воспитание детей должно проходить таким образом, чтобы в обществе не было объектов для эксплуатации. Родители должны следить, чтобы старшие не пользовались трудом младших, чтобы в семье не было никакого трудового неравенства.
Качества работы нужно требовать всегда.
Не нужно ругать ребенка за плохую работу. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно и ее нужно переделать.
Не рекомендуется применять в области труда какие-либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за труд.
Слайд 366. Дидактический тест
Кому принадлежит высказывание о А.С.Макаренко: «Удивительный Вы человечище и
именно такой, в каких Русь нуждается»
а) В.И. Ленин
б) А.Н. Толстой
в) А.М. Горький
г) В.А. Сухомлинский
Слайд 37Дидактический тест
Кому принадлежит высказывание о А.С.Макаренко: «Удивительный Вы человечище и именно
такой, в каких Русь нуждается»
а) В.И. Ленин
б) А.Н. Толстой
в) А.М. Горький
г) В.А. Сухомлинский
Слайд 38Дидактический тест
2. Укажите дату рождения А.С. Макаренко.
а) 13 марта 1888года
б) 23
марта 1888 года
в) 13 марта 1898 года
г) 23 марта 1898 года
Слайд 39Дидактический тест
2. Укажите дату рождения А.С. Макаренко.
а) 13 марта 1888года
б) 23
марта 1888 года
в) 13 марта 1898 года
г) 23 марта 1898 года
Слайд 40Дидактический тест
3. В какие годы была впервые издана «Педагогическая поэма».
а) в
1931-1932 гг.
б) в 1933- 1935 гг.
в) в 1936-1938 гг.
г) в 2937-1939 гг.
Слайд 41Дидактический тест
3. В какие годы была впервые издана «Педагогическая поэма».
а) в
1931-1932 гг.
б) в 1933- 1935 гг.
в) в 1936-1938 гг.
г) в 2937-1939 гг.
Слайд 42Дидактический тест
4. Ядром педагогической теории Макаренко является его учение о
а) коллективе
б)
труде, как средстве воспитания
в) традициях и перспективах
г) дисциплинированности
Слайд 43Дидактический тест
4. Ядром педагогической теории Макаренко является его учение о
а) коллективе
б)
труде, как средстве воспитания
в) традициях и перспективах
г) дисциплинированности
Слайд 44Дидактический тест
5. По какому принципу могут быть созданы первичные коллективы воспитательного
заведения?
а) одновозрастные(объединены дети одного возраста)
б) разновозрастные (объединены дети разных возрастов)
в) по производственному принципу
г) все перечисленное верно
Слайд 45Дидактический тест
5. По какому принципу могут быть созданы первичные коллективы воспитательного
заведения?
а) одновозрастные(объединены дети одного возраста)
б) разновозрастные (объединены дети разных возрастов)
в) по производственному принципу
г) все перечисленное верно
Слайд 46Дидактический тест
6. Кто возглавляет отряд?
а) командир
б) бригадир
в) начальник
г) самый старший в
отряде
Слайд 47Дидактический тест
6. Кто возглавляет отряд?
а) командир
б) бригадир
в) начальник
г) самый старший в
отряде
Слайд 48Дидактический тест
7. Главный орган самоуправления:
а) совет командиров
б) общее собрание
в) санкомиссия
г) хозкомиссия
Слайд 49Дидактический тест
7. Главный орган самоуправления:
а) совет командиров
б) общее собрание
в) санкомиссия
г) хозкомиссия
Слайд 50Дидактический тест
8. Какими могут быть перспективы?
а) близкими
б) средними
в) далекими
г) все перечисленное
верно
Слайд 51Дидактический тест
8. Какими могут быть перспективы?
а) близкими
б) средними
в) далекими
г) все перечисленное
верно
Слайд 52Дидактический тест
9. Отличительные признаки стиля детского коллектива:
а) «мажор»
б) ощущение собственного достоинства
и гордости за свой коллектив
в) присутствие игры в жизни коллектива
г) все перечисленное верно
Слайд 53Дидактический тест
9. Отличительные признаки стиля детского коллектива:
а) «мажор»
б) ощущение собственного достоинства
и гордости за свой коллектив
в) присутствие игры в жизни коллектива
г) все перечисленное верно
Слайд 54Дидактический тест
10. Черты характера, которые вырабатываются у детей под давлением авторитета
подавления:
а) неискренние, лживые эгоисты
б) слякотные, никчемные люди, самодуры
в) капризные, требовательные
г) хвастливые
Слайд 55Дидактический тест
10. Черты характера, которые вырабатываются у детей под давлением авторитета
подавления:
а) неискренние, лживые эгоисты
б) слякотные, никчемные люди, самодуры
в) капризные, требовательные
г) хвастливые
Слайд 56Дидактический тест
11. Черты характера, которые вырабатываются у детей под давлением авторитета
чванства:
а) неискренние, лживые эгоисты
б) слякотные, никчемные люди, самодуры
в) капризные, требовательные
г) хвастливые
Слайд 57Дидактический тест
11. Черты характера, которые вырабатываются у детей под давлением авторитета
чванства:
а) неискренние, лживые эгоисты
б) слякотные, никчемные люди, самодуры
в) капризные, требовательные
г) хвастливые
Слайд 58Дидактический тест
Черты отличающие настоящий авторитет от ложного:
а) гражданская деятельность
б) знание жизни
ребенка
в) ответственность за воспитание
г) все перечисленное верно
Слайд 59Дидактический тест
Черты отличающие настоящий авторитет от ложного:
а) гражданская деятельность
б) знание жизни
ребенка
в) ответственность за воспитание
г) все перечисленное верно
Слайд 60Дидактический тест
13. Возраст участников детской игры на третьей стадии развития:
а) до
пяти лет
б) 5-7 лет
в) 5-12 лет
г) старше 12 лет
Слайд 61Дидактический тест
13. Возраст участников детской игры на третьей стадии развития:
а) до
пяти лет
б) 5-7 лет
в) 5-12 лет
г) старше 12 лет
Слайд 62Дидактический тест
14. Игрушка- материал это:
а) куклы, лошади, пароходы
б) конструкторы
в) глина, бумага,
картон
г) разборные модели, разрезные картины
Слайд 63Дидактический тест
14. Игрушка- материал это:
а) куклы, лошади, пароходы
б) конструкторы
в) глина, бумага,
картон
г) разборные модели, разрезные картины
Слайд 64Дидактический тест
15. Коллективизм это?
а) солидарность человека с обществом
б) открытое, искреннее отношение
в)
умение видеть и понимать все подробности
г) удовлетворение собственных потребностей
Слайд 65Дидактический тест
15. Коллективизм это?
а) солидарность человека с обществом
б) открытое, искреннее отношение
в)
умение видеть и понимать все подробности
г) удовлетворение собственных потребностей