Слайд 1Развитие словаря обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках письма и развития
речи
Гапонова Т.И.
Учитель надомного обучения I квалификационной категории
Слайд 2Концепция – замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-нибудь
Задание 1
Назовите
базовые концепции современного образования
Слайд 3Базовые концепции развития современного образования
Традиционалистская;
Рационалистическая;
Феноменологическая
Развивающего обучения
Слайд 4Три постулата традиционалистской концепции образования
Основная цель образования - овладение обучающимися базовыми
знаниями, умениями и навыками.
Ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение важных и необходимых знаний должно нести образовательное учреждение
Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.
Слайд 5Сохранение социального порядка
Многостороннее развитие личности
Традиционное обучение: фундаментальная роль школы
Слайд 6Решение некоторых проблем образования в традиционалистской концепции
В формировании содержания школьных программ
обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин.
Слайд 7Решение некоторых проблем образования в традиционалистской концепции
В организации процесса обучения используются
стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний.
Важную роль в обучении играют четкие критерии успеваемости.
Инструменты академической успеваемости обучающихся : тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.
Слайд 8Рационалистическая концепция
Основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов
знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы
Слайд 9Особенности рационалистической концепции
Школа функционирует по принципу индустриальной структуры: знания рассматриваются как
упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстанция и предлагаются им извне как производная от фигуры преподавателя, «образовательного менеджера».
Роль учащихся пассивная: получая знания, умения и навыки, они приобретают «поведенческий репертуар», необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе.
Слайд 10Суть технологии обучения
Разработка техники подкрепления, поощрения и наказания, направленная на
освоение учащимися определенной образовательной программы.
Пирамида Блума
Слайд 11Феноменологическая концепция
смысл образования состоит в личностном самовыражении;
образование наиболее полно и
адекватно соответствует природе человеческой личности;
учение персонально значимо для обучаемого;
учение управляется не извне, а изнутри;
ценностно-значимыми в организации обучения становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность;
задача школы состоит в предоставлении возможности свободного развития индивидуальности, формирования учащимся субъектной позиции.
Слайд 12«Образы человека» в психологических концепциях личности (по А.Г. Асмолову)
«человек ощущающий» (когнитивная
психология: Д. Келли и др.);
«человек реагирующий» (теория научения: Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер);
«человек нуждающийся» как вместилище его нужд, инстинктов и потребностей (идеи психоанализа: З.Фрейд и др.);
«человек-деятель» (отечественная психология)
Слайд 13Образ «человека ощущающего»
Никакие ценности в его духовном мире и его деятельности
не имеют для него значения.
Пассивное восприятие мира, обогащение информацией с целью использования её для интерпретации явлений окружающего мира.
«Разумная машина», воспринимающая мир посредством потребления и переработки поступающей извне информации в своих целях.
Уровень информированности ученика связан с набором знаний, которые не перерастают у него в отношения с членами коллектива и в целом с миром.
Слайд 14«человек реагирующий»
Человек-марионетка, реагирующий на внешние стимулы и послушно исполняющий приказы.
Развитие человека
определяется его генетическими программами, а поведение основывается на разыгрывании усвоенных в ходе социализации ролевых программах по схеме «стимул – реакция».
Результатом научения является набор всякого рода стимулов, подкрепляющих процесс педагогического воздействия.
Слайд 15«человек нуждающийся»
Это человек, который «много хочет, но мало может».
Обучаемый
ориентирован на получение знаний от значимого для него «Другого», которого он считает образцом: учителя, родителей, одноклассников, друзей и т.д. , но не мотивирован на развитие своих собственных способностей.
Пассивно усваивает внешне поданную информацию в определённых границах, заданных педагогом.
Слайд 16«человек-деятель»
Развитие личности учащегося связано с постоянным выявлением у себя насущных
ценностей и интересов, самоанализом своих способностей и самооцениванием достигнутых образовательных результатов
Всякий раз поднимается на новый актуальный уровень управления собственной деятельностью, развивая, тем самым, свои возможности и способности.
Слайд 17
Субъект
Пользователь
Порождает знание
Потребляет информацию
Слайд 18Основные концепции развивающего обучения
Концепция Л.В. Занкова (направленность на целостное развитие
личности);
Концепция содержательного обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) - акцент на развитие способов учебных действий
система 2100
Слайд 19Принципы системы обучения Л.В. Занкова
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп
в изучении программного материала;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых
Педагогика сотрудничества
Слайд 20Способы создания условий для проявления познавательной активности учеников
создание проблемных ситуаций,
коллизий;
использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющей раскрывать субъектный опыт ученика;
обсуждение плана урока вместе с учащимися;
побуждение учащихся к высказываниям;
ученик имеет возможность выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценивается не только результат, но и процесс деятельности ученика;
учитель поощряет стремление ученика находить свой способ решения, анализировать способы работы других учеников
Слайд 21Структура учебной деятельности
(по Д.Б. Эльконину)
Учебная задача как способ действия, подлежащий освоению
нового опыта
Учебные действия, формирующие образ осваиваемого действия как результата обучения
Действие контроля, состоящее в сопоставлении воспроизводимого действия с образцом через его образ
Действие оценки степени изменений, которые произошли с субъектом
Слайд 22Концепция личностно ориентированного образования
Человек обретает опыт «быть личностью», т.е. занимать определённую
гражданскую и нравственную позицию
В образовательном процессе организация ситуаций, которые бы ставили учащихся в позицию, когда они сами
сознательно принимают решение,
излагают свою точку зрения,
берут на себя ответственность
Слайд 23Принципиальные условия создания личностно ориентированной ситуации
Педагог выстраивает учебную ситуацию в соответствии
с результатами диагностики личностного опыта обучаемых
Образовательный процесс носит характер смыслопоискового диалога
Слайд 24Приоритеты в обучающей деятельности педагога
не поставить задачу, а создать ситуацию,
в которой бы возникла проблема;
важен не предметный результат , а те выводы, которые обучаемый сделал для себя;
не само по себе выполнение требований педагога и «правильное поведение», а сознательный приход к этому через диалог, самоопределение, внутренний контроль
Слайд 25
Современные образовательные технологии
Слайд 26Технология
от греческих слов techne (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие,
учение).
в словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов
Слайд 27Педагогическая технология
«… область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий педагога и
обучаемых в любых видах деятельности, организованных на основе чёткого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приёмов обучения»
В.И. Загвязинский
Слайд 28Педагогическая технология
«… это содержательная техника реализации учебного процесса»
(В.П. Беспалько);
«… это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания <…> с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО)
Слайд 29Отличительные черты педагогических технологий
Управляемость процесса обучения
Диагностичность поставленных целей, т.е. наличие инструментария,
позволяющего определить, достигнута ли цель;
Чёткость в определении набора приёмов, операций, последовательности действий педагога и обучаемых, ведущих их к достижению целей
Воспроизводимость
Слайд 31Каждая педагогическая эпоха
создала своё поколение технологий
Слайд 32Традиционный частно-методический подход
неопределённое описание целей обучения;
результат обучения состоит в понятии «успеваемость»;
основа организации образовательного процесса – частные методики, используемые наиболее успешными учителями как образцами педагогической деятельности
«школа памяти»
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
эвристический метод обучения;
преобладающая форма обучения – беседа и рассказ;
основные средства диагностики – устный опрос и письменные контрольные работы
Слайд 33«Традиционные методики» – первое поколение образовательных технологий
Направленность на улучшение запоминания.
Для улучшения
запоминания учитель чётко повторяет уже осмысленную формулировку не менее трёх раз, потом её повторяют ученики, которые запомнили текст, по одному представителю от каждого ряда. После этого ученики, сидящие за одной партой, рассказывают эту формулировку друг другу, и, если нужно, уточняют у тех, кто уже хорошо запомнил. Получается не менее 7-8 раз в разных формах. Так на уроке учится каждое определение.
Слайд 34Урочно-блочные технологии
особенности технологии традиционного обучения: блок уроков не как самостоятельная единица
образовательного процесса, а как «слоённый пирог», состоящий из уроков изучения нового, закрепления, обобщающего повторения, контроля и коррекции знаний (чаще всего этот урок назывался «анализом контрольной работы» или «работой над ошибками»)
технология классического семинара;
технология обучения русскому языку (чтение и письмо) в начальной школе А.М. Кушнира
Слайд 35Алгоритмический подход (50-е – 80-е годы ХХ столетия)
планирование результатов обучения как
диагностично и операционально выраженных целей;
непрерывная диагностика результативности образовательного процесса
«школа мышления»
технология программированного обучения (60-е годы);
технология проблемного обучения (70-е годы)
модульно-блочные технологии (технология комплекса средств учебного оборудования);
цельно-блочные технологии (лекционно-семинарско-зачётная система)
Слайд 36Сообщающее обучение
(информационно-иллюстративное, репродуктивное)
Средства усвоения информации и готовых образцов: рассказ,
объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение типовых задач
Эффективно способствует развитию восприятия, памяти, воссоздающего воображения, эмоциональной сферы, репродуктивного мышления, исполнительской деятельности
Противоречие между предельностью информационной ёмкости и растущим объёмом информации, подлежащей обработке
Ограниченность возможностей развития обучаемых (слабая индивидуализация обучения, слабая обратная связь, ориентация на усвоение и воспроизведение)
Слайд 37Вероятностная парадигма образования (90-е годы – настоящее время)
субъект образования –
личность, способная ориентироваться в многообразии противоречий современного мира
способность учителя к импровизации
информация обратной связи – непрерывный процесс
«школа развития»
Технология развивающего обучения
Интегральная технология;
Метод проектов
Технология тьюторского сопровождения (обучение в сотрудничестве)
Технология «Портфолио»
Технология учебного диалога»
Технология «Дебаты»
Технологии ситуативного анализа (АКС, кейс-стади, метод инцидента, метод игрового моделирования)
Игровые технологии
Слайд 38А. Лобок .
Для развития ребенка решающим является не формирование продукта
в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь
Слайд 39Опыт творческой деятельности начинается с опыта сотворчества
«Собственно человеческое в человеке –
это почти всегда другой человек»
В.И. Слободчиков
Суть обучения – педагогическое сопровождение
В основе деятельности обучения роль педагога как посредника между учеником и предметами культуры
Слайд 41
1905 г. в России под рук. С.Т.Шацкого создается коллектив ученых, занимающихся
проблемным образованием (методом проектов);
с сер.80-х гг. рост интереса к методу проектов в России;
с 2000 г. разработка метода проектов как важной научно-практической проблемы.
история развития метода проектов
Слайд 42УМК «Основы проектной деятельности» 5-9 класс
Цель курса: обеспечить освоение учащимися наиболее
актуальных для работы над проектами способов деятельности
Слайд 441. Проектирование -
это естественная
для человека деятельность
и может быть
освоена каждым
Слайд 452. Педагогический результат –самостоятельная проектная деятельность школьников как универсальное средство развития
Человека
Слайд 463. Результатом
проектной деятельности
является проект -
пошаговое осуществление
образа будущего
Слайд 47Из истории использования технологии тьюторского сопровождения
Конфуций, VI-V в.в. до н.э.;
Спарта:
«Учатся обучая»;
Алкуин (VIII в.);
иезуиты (XVI-XVIII в.в.);
Эндрю Белль, Джозеф Ланкастер (ХIХ в.);
Петербург, 1815 г., Общество училищ взаимного обучения;
Оксфорд, Кембридж;
А.С. Макаренко;
октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты;
сельская малокомплектная школа
Слайд 48Технология
тьюторства
основана на сотрудничестве обучаемых;
подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать
(знает как сделать), и «новенького»;
после общения с тьютором «новенький» приобретает способность нечто понимать, говорить об этом и нечто делать .
Слайд 49«Учитель и ученик растут вместе... Обучение — наполовину учение»…
«Если учиться
в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны».
Конфуций, VI-V в.в. до н.э.
Слайд 50Схема эффективной работы педагога (по Я.А. Коменскому)
заниматься не отдельным учеником, а
разделить всех учеников на группы (например, на десятки);
во главе каждой группы поставить наблюдающих;
над наблюдающими поставить других, и так далее, вплоть до самого старшего (ученик в «шкуре» учителя).
Слайд 51«Ствол не доходит до всех ветвей, но, оставаясь на своем месте,
сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева»
Я.А. Коменский
Слайд 53Признаки современного мира
глобализация
всемирное переплетение интересов «игроков мирового масштаба»
функционирование средств массовой
информации
Слайд 54Обновление информации в различных областях
2 года
Обновление информации в сфере образования
в
10 раз больше
(20 лет)
«Информационный взрыв»
Период устаревания информации
(период «полураспада»)
Каждые семь лет список профессий обновляется более чем на 50% - необходимость менять не только место работы, но и квалификацию в среднем 3-5 раз в жизни
Слайд 55«Образовательный отклик»
Б.Д.Эльконин : «Мы отказались не от знания, как культурного «предмета»,
а от определенной формы знания (знания «на всякий случай», то есть сведения).
В.П.Зинченко: «Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое всё чаще строится по типу «шведского стола знаний».
Боден и Мартон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Слайд 56 Технология развития критического мышления: «вызов – осмысление – размышление».
Слайд 57Задача учителя на стадии «вызова»:
мотивировать учащихся к работе, включить их в
активную деятельность
Стадия
вызова
Актуализация
личностного опыта
Пробуждение
интереса
к теме
Структурирование
Слайд 58Ситуация вызова создаётся:
умело заданным вопросом,
демонстрацией неожиданных свойств предмета,
рассказом об
увиденном,
созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи;
в тесте – на стадии вызова работают «введение», «аннотации», «мотивирующие примеры».
Слайд 59Стадия осмысления
Получение новой
информации
Соотнесение новой
информации
с имеющимися
знаниями
Слайд 60Задачи педагога на стадии «осмысления»:
создать условия для анализа и систематизации обучаемым
информации;
помочь соотнести старые знания с новыми;
обеспечить обучаемому возможность задуматься о природе изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации
Слайд 61Этапы работы с таблицей
Сформулируйте тему занятия
Вспомните (сначала индивидуально, затем в парах
и группе) всё, что Вам известно по данной теме. Запишите сведения в первый столбец «знаю».
До работы с текстом выделите главные слова, которые Вы предполагаете использовать при изучении темы .
Сформулируйте интересующие Вас вопросы, касающиеся изучаемой темы и запишите их во второй столбец «хочу узнать».
Слайд 62Стадия рефлексии
Определение
направлений
для
дальнейшего
изучения
темы
Анализ всего
процесса
изучения
материала
Целостное
осмысление
и обобщение
полученной
информации
Слайд 63Задачи педагога на стадии «размышления» (рефлексии)
Содействовать:
суммированию и систематизации новой информации
выработке
собственного отношения к изучаемому материалу
формулированию вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле
анализу собственных мыслительных операций
Слайд 64Приёмы
«Взаимовопрос» - может использоваться на разных стадиях, в том числе
и на стадии рефлексии (работа в парах, ученики отвечают на вопросы друг друга)
«Закончи предложение» - используется на стадии рефлексии.
«Вопросительные слова»
«Составьте вопросы»
Слайд 65Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу,
дышу
И про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись ещё чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
остановись на «тридцать семь!»
Прекрасно! Тридцать семь и два!»
С. Михалков. «36,5»
О каких способах изменения внутренней энергии здесь говорится?
Почему ртуть в градуснике поднимается?
Слайд 66Особенности критического мышления в разных видах коммуникации ( по Д. Курланду)
Критическое
чтение и критическое аудирование – технологии «раскрытия» информации и выявления заключённых в ней мыслей, идей (отбор информации без её интерпретации)
критическое высказывание – это технология оценки информации и идей с целью определения того, что следует отобрать для выстраивания логики рассуждений
Слайд 67Технологии ситуационного анализа
Слайд 68Виды технологий
ситуационного анализа
Метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (АКС)
Метод
ситуационного обучения (кейс-стади)
Метод инцидента
Метод игрового проектирования
Слайд 69Цели технологий - развитие у обучаемых умений :
анализировать и критически
мыслить;
применять теоретические знания на практике;
демонстрировать свою позицию, точку зрения;
оценивать альтернативные варианты в условиях неопределённости
Слайд 701. АКС: виды ситуаций
Стандартная (часто повторяется при одних и тех же
обстоятельствах)
Критическая (нетипичная, как правило, неожиданная, требует радикального пересмотра критериев, положений, нормативов)
Экстремальная (ЧП, не имеет в прошлом аналогов, приводит к разрушительным изменениям каких-то объектов, процессов, взглядов, отношений, побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям)
Слайд 71Пример стандартной ситуации
Вторая мировая война началась в 1941 году
Слайд 72При погрузке древесины на грузовое судно не рассортированные по породам деревьев
брёвна из сосны, берёзы, дуба и осины стягивали тросами в произвольных комбинациях в пучки и уже потом доставляли подъёмным краном на судно. Очень часто при такой постановке дела судно вскоре накренялось, и ватерлиния на одном борту оказывалась в воде, на другом – над ней. Погрузку прекращали, кое-как выправляли дело, и судно отправляли с «недогрузом».
Как тем же числом и составом транспортных средств отправлять больше древесины потребителю?
Слайд 73Пример критической ситуации
Представьте себе, что вы – водитель машины, застрявшей в
колдобине в лесу. Кругом – никого, а рейс срочный: вы везёте врача к тяжелобольному ребёнку. Кроме верёвки и топора у вас ничего нет, и помощь не предвидится. Как вытащить машину из колдобины, применив знания по физике
Слайд 74По характеру подачи учебного материала
Ситуация-иллюстрация (пример из практики)
Ситуация-оценка (дано описание ситуации
и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно)
Ситуация-упражнение (дано описание ситуации, а решение требует каких-то действий: расчёта нормативов, заполнения таблиц и т.д.)
Слайд 75Ситуация иллюстрация
В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин на территории
торгово-промышленной выставки построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджёг при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател.
Сформулируйте вопросы к СИ
Слайд 76Ситуация-оценка
Водитель замечает, что для остановки движущегося автомобиля недостаточно однократного нажатия тормозной
педали («проваливание» педали). Возможное решение:
отрегулировать высоту педали;
отрегулировать зазор между выключателем стоп-сигнала и педалью;
отрегулировать свободный ход педали;
проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозной системы;
прокачать гидравлическую систему тормозов;
проверить гидравлическую систему тормозов на герметичность;
отрегулировать капот
Слайд 77Ситуация-упражнение
Вам необходимо произвести монтаж электродвигателя и подготовить его к включению. Какие
6 действий Вы сделаете? Проанализируйте их эффективность
… Рассчитайте норматив для …
… Заполните таблицу
Слайд 782. Кейс-метод
(метод коллективного анализа ситуации)
техника обучения, использующая описание реальных ситуаций
(от англ. case – «случай»);
результатом применения помимо знаний является развитие мыслительных умений, жизненных позиций и установок
Слайд 79Особенности метода
используется в случаях, где истина плюралистична
задача педагога – помочь обучаемым
сориентироваться в проблемном поле, активизировать их на поиск различных истин
акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, сотворчество
Слайд 80Метод анализа кейсов
Описывается лаконично, обычно в несколько строк профессиональная проблема -
случай из практики (казус)
Группа получает ряд данных для проверки. Данные анализируются, детализируются.
Вопросы преподавателя:
«Как бы вы поступили в этом случае?»,
«Что вы думаете по этому поводу?»,
«Какое решение вы примите?»,
«Ваши действия?»
Слайд 81В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь
врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови.
Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.
Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
Слайд 82Анализ № Х (фрагмент)
Ф.И.О.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Слайд 83Анализ № Z (фрагмент)
Ф.И.О.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Слайд 84Анализ № Y (фрагмент)
Ф.И.О.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Слайд 85Ответ:
анализ Х соответствует пациенту№3;
анализ Z соответствует пациенту№1;
анализ Y соответствует пациенту№2.
Слайд 86Комментарии:
Анализ крови – это фактически таблица данных. В анализах есть«зашумление», т.е.
ненужные и бесполезные данные.
У пациента №1 в анализе понижены эритроциты и гемоглобин. Именно они переносят кислород, а недостаток кислорода ведет к вышеперечисленным симптомам.
Повышение количества тромбоцитов ведет к увеличению свертываемости крови. Этот вывод можно сделать на основе текстового материала об участие тромбоцитов в свертываемости. А синяк – это подкожный тромб (пациент №2).
В анализах пациента №3 будут повышены лейкоциты, так как именно они отвечают за иммунитет.
Слайд 87Метод «инцидента»
Цель: поиск информации для принятия решения самим обучаемым
Обучаемым вместо описания
ситуации дают сообщение о происшествии неприятного характера с явно недостаточной информацией и предлагают:
собрать недостающую информацию;
разобраться в обстановке;
определить, есть ли проблемы и в чём они состоят;
подумать, что надо делать;
выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения
Слайд 88Технология «Портфолио»
Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый
период его обучения по конкретному предмету
Три обязательных элемента: сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, содержание портфолио с перечислением его основных элементов, самоанализ и взгляд в будущее
Слайд 89Три основных типа портфолио
Портфолио документов
Портфолио работ
Портфолио отзывов
Слайд 91Структура портфолио работ
Портрет (эссе, фотография и т.д.)
Коллектор (словарные и энциклопедические
статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от учителя, любой иллюстративный материал и т.д.)
Рабочие материалы (копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения: графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, материалы по проектной деятельности и т.д.)
Мои достижения (работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении: наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы учителей и учащихся о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением)
Слайд 92Портфолио отзывов
Заключение о качестве выполненной работы в научном обществе школьников
Рецензия на
статью, опубликованную в СМИ
Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования
Отзыв о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников
Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений
Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения
Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики
Слайд 93Портфель как комплект документов и самостоятельных работ учащегося
разрабатывается преподавателем и предусматривает:
Задания
учащемуся по отбору материала в «Портфель» в соответствии с целью отбора
Критерии оценки вложенных в портфель работ
Анкеты для экспертной группы при проведении объективной оценки представленного «Портфеля»
Слайд 94Главное в работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования
по
завершении определённого объёма работ по разделу программы или проекта учащийся может выставить свой «Портфель» с целью презентации в классе, на конференции
Задачи учащегося –
показать своё продвижение в выбранной области знаний или способов действий,
доказать, что он приложил максимум усилий,
показать, в чём именно его оценка совпадает с оценкой учителя, а в чём нет,
сделать вывод о своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в этой области
Слайд 95Способы оценивания портфолио
Таблица «ПСВ» (положительно, советы, вопросы)
Таблица «ДВП» (достоинства, вопросы, пожелания)
Таблица
«ИТОГ» (интересные моменты; темы, наиболее раскрытые и обоснованные; общие советы; главные выводы)
Трансфертный лист
Произвольная письменная рецензия
Слайд 96Трансфертный лист
Тема портфолио
Я считаю, что…
(мнение о портфеле)
Особенно удачным является…
(достоинства)
В то же время я посоветовал бы…
(рекомендации)
Не кажется ли тебе, что…
(основные замечания)
Работу читал: Работу писал:
Слайд 97Компетентностно-ориентированные задания
Организация образовательных ситуаций неопределённости, в которых обучающийся учится ставить значимые
для себя проблемы и разрешать их.
Решение проблемы завершается для субъекта созданием образовательного продукта в виде личностного опыта
Слайд 98Структура компетентностно-ориентированного задания
Мотив
Задачная формулировка
Источник информации
Бланк для выполнения задания
Инструмент проверки
аналитическая шкала;
модельный
ответ;
ключ;
бланк наблюдения
Слайд 100Алгоритм деятельности учителя
Определение планируемых результатов обучения
Организация деятельности учащегося по планированию и
достижению субъективно значимых результатов обучения
Сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения при помощи механизмов обратной связи
Слайд 101Самоанализ ученика по изученной теме
---------------------------------------
---------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 102Оценка работы учителем
Вам следует серьезно поработать с данной темой
Неплохо, но
вам следует закончить все задания
Неплохо, но вам следует исправить некоторые задания
Хорошо, но вам нужно исправить ошибки
Отлично, вы полностью справились с заданиями выбранного уровня
Отлично, вы вполне можете претендовать на более высокий уровень
Слайд 103Технология культурологической драматизации
Занятие в форме художественной драматизационно-культурологической коммуникации.
Реализация культурологического образа
окружающего мира (праздники, времена года и т.д.)в разных культурах на языке носителей культуры.
Слайд 104Задание 3.
Оцените степень участия членов группы (кроме себя) в обсуждении вопросов
заданий (высокая, средняя, низкая)
Поделитесь своим мнением с соседом по парте, представьте общее мнение в группе, выработайте общую оценку работы группы
Что, на Ваш взгляд, повлияло на эффективность работы группы на учебном занятии?