Слайд 1ДОКЛАД
«Роль биологических
и социальных факторов
в развитии ребенка»
Подготовила: Володина Г.А.
учитель
изобразительного и декоративно - прикладного искусства
Слайд 2 Л.С. Выготский убедительно
доказал, что «…врастание нормального
ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются …»
Слайд 3
Биологические
факторы
развития ребенка
Слайд 4 Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного
роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.
Слайд 5К биологическим факторам риска,
способным вызвать серьезные отклонения в физическом и
психическом развитии детей, относятся:
- хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
Слайд 6инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз,
грипп);
венерические заболевания (гонорея, сифилис);
эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
несовместимость по резус-фактору;
Слайд 7алкоголизм и прием наркотиков родителями, особенно матерью;
биохимические вредности (радиация, экологическое -загрязнение
окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок);
Слайд 8неправильное использование медицинских препаратов и др., воздействующие на родителей до наступления
беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
Слайд 9серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания,
общую соматическую ослабленность;
гипоксические
(кислородная недостаточность);
токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
Слайд 10патологическое протекание родовой деятельности;
мозговые травмы и тяжелые инфекционные и заболевания, перенесенные
ребенком в раннем возрасте;
хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
Слайд 14Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие
ребенка.
К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.),
досуг и отдых малыша, психическая среда и семейная атмосфера, пол малыша.
Слайд 15Наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В
каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности и психических процессов и эмоциональную сферу.
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль.
Слайд 17На протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием
системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений.
Слайд 18Таким образом, биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют
характер,
темперамент и способности человека.
Слайд 20Основным проводником социальных влияний является, конечно, мать.
Уже во внутриутробном периоде
на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.).
Слайд 21Чем меньше ребенок,
тем большую роль в его развитии
играет семья.
Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести.
Слайд 23Процесс социализации ребенка,
его формирования и развития,
становления как личности происходит
во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством
самых разных социальных факторов.
Слайд 24Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум.
Его ребенок осваивает
постепенно.
Среда является объектом исследования представителей разных наук, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.
Слайд 26От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем
система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.
Слайд 28С возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие
ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы
(средства массовой информации и др.)
Слайд 31Согласно многочисленным исследованиям, биологическое и социальное в развитии человека столь прочно
воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических, а не биологических, как у животных, законов.