Презентация, доклад на тему Доклад по теме Применение информационных технологий при изучении Теории вероятностей и математической статистики

Содержание

План доклада:Актуальность применения ИТ при изучении ТВ и МСПрименение MS ExcelПрименение PascalВыводы

Слайд 1МАОУ лицей ИГУ, liguirk.ru
Докладчик:
Лавлинский Максим Викторович,
учитель информатики МАОУ г.

Иркутска лицей ИГУ,
e-mail: LavlinskiMV@mail.ru

Научный консультант:
Кузьмин Олег Викторович,
доктор физико-математических наук, профессор,
руководитель Лаборатории педагогического творчества лицея ИГУ

«Душа науки – это практическое
применение ее открытий»
У. Томсон

МАОУ лицей ИГУ, liguirk.ruДокладчик: Лавлинский Максим Викторович, учитель информатики МАОУ г. Иркутска лицей ИГУ,e-mail: LavlinskiMV@mail.ruНаучный консультант:Кузьмин Олег

Слайд 2План доклада:
Актуальность применения ИТ при изучении ТВ и МС

Применение MS Excel

Применение

Pascal

Выводы
План доклада:Актуальность применения ИТ при изучении ТВ и МСПрименение MS ExcelПрименение PascalВыводы

Слайд 3Актуальность применения ИТ при изучении ТВ и МС
Использование компьютерных технологий позволяет

раскрыть статистическую природу практически всех предусмотренных программой понятий и фактов теории вероятностей
Посредством компьютерного моделирования можно многие факты теории вероятностей сделать наглядными
С помощью компьютерных статистических экспериментов можно моделировать описываемые в задачах ситуации и сравнивать получаемые в эксперименте результаты с теоретическими расчетами
Актуальность применения ИТ при изучении  ТВ и МСИспользование компьютерных технологий позволяет раскрыть статистическую природу практически всех

Слайд 42. Применение MS Excel

2. Применение MS Excel

Слайд 5Моделирование случайных процессов в Excel
Задача 1. Кубики
Двое игроков бросают игральный кубик.

Определить результат игры.

Математическая модель:
Исходные данные: x, y – очки, выпавшие у 1-го и 2-го игрока
Выходные данные: результат – кто победил
Связь: х>у ⇒ победил 1-ый; х=у ⇒ ничья; x<у ⇒ победил 2-ой

Компьютерная модель:

=ЕСЛИ(ИЛИ(ЕПУСТО(B2);ЕПУСТО(B4));""; СЛУЧМЕЖДУ(1;6))

=ЕСЛИ(ИЛИ(ЕПУСТО(B2);ЕПУСТО(B4));""; СЛУЧМЕЖДУ(1;6))

=ЕСЛИ(ИЛИ(ЕПУСТО(B2);ЕПУСТО(B4));""; ЕСЛИ(B3>B5;СЦЕПИТЬ(B2;" победил"); ЕСЛИ(B3

Моделирование случайных процессов в ExcelЗадача 1. КубикиДвое игроков бросают игральный кубик. Определить результат игры.Математическая модель:Исходные данные: x,

Слайд 6Задача 2. Парадокс Монти Холла
Представьте, что вы стали участником игры, в

которой вам нужно выбрать одну из трех дверей.
За одной из дверей находится автомобиль, за двумя другими дверями — козы. Вы выбираете одну из дверей, например, номер 1, после этого ведущий, который знает, где находится автомобиль, а где — козы, открывает одну из оставшихся дверей, например, номер 3, за которой находится коза.
После этого он спрашивает вас, не желаете ли вы изменить свой выбор и выбрать дверь номер 2.
Увеличатся ли ваши шансы выиграть автомобиль, если вы примете предложение ведущего и измените свой выбор?

Решение 1 (теория вероятностей):
Вы выбрали одну из дверей (Пусть №1)
Рассмотрим множества: множество А - выбранная дверь множество В - оставшиеся двери
Р(А) =  1/3 - автомобиль попал в множество А
Р(В) = 2/3 - автомобиль попал во множество В

Открывают проигрышную дверь (пусть №2)
P(2) = 0
P(3) = 2/3

Всегда выгодно менять первоначальный выбор


Задача 2. Парадокс Монти ХоллаПредставьте, что вы стали участником игры, в которой вам нужно выбрать одну из

Слайд 7Решение 2 (перебор вариантов):
[x] [ ] [ ] - три коробки.

[x] - коробка с призом
Всё сводится к трем вариантам:
(x) [ ] [ ] - человек выбрал коробку с призом
( ) [x] [ ] - человек выбрал коробку без приза
( ) [ ] [x] - человек выбрал коробку без приза
Ведущий уберет пустую коробку, останется соответственно:
(x) [ ]
( ) [x]
( ) [x]

Парадокс Монти Холла
Представьте, что вы стали участником игры, в которой вам нужно выбрать одну из трех дверей.
За одной из дверей находится автомобиль, за двумя другими дверями — козы. Вы выбираете одну из дверей, например, номер 1, после этого ведущий, который знает, где находится автомобиль, а где — козы, открывает одну из оставшихся дверей, например, номер 3, за которой находится коза.
После этого он спрашивает вас, не желаете ли вы изменить свой выбор и выбрать дверь номер 2.
Увеличатся ли ваши шансы выиграть автомобиль, если вы примете предложение ведущего и измените свой выбор?

Решение 2 (перебор вариантов):[x] [ ] [ ] - три коробки. [x] - коробка с призомВсё сводится

Слайд 8Парадокс Монти Холла
Представьте, что вы стали участником игры, в которой вам

нужно выбрать одну из трех дверей. За одной из дверей находится автомобиль, за двумя другими дверями — козы. Вы выбираете одну из дверей, например, номер 1, после этого ведущий, который знает, где находится автомобиль, а где — козы, открывает одну из оставшихся дверей, например, номер 3, за которой находится коза.
После этого он спрашивает вас, не желаете ли вы изменить свой выбор и выбрать дверь номер 2.
Увеличатся ли ваши шансы выиграть автомобиль, если вы примете предложение ведущего и измените свой выбор?

Решение 3 (моделирование в Excel):
A. Номер эксперимента (проведём 1000 экспериментов)
B. Генерируем целое число от 1 до 3 (Дверь, за которой автомобиль)
C-E. В этих ячейках «козы» и «автомобили»
F. Выбираем случайную дверь
G. Ведущий выбирает дверь из двух оставшихся
H. Самое главное: он не открывает дверь, за которой автомобиль, открывает другую - с козой!
I. Посчитаем шансы. Пока не будем менять дверь. “1” – выиграли, и “0” – проиграли.
J. Поменяем наш выбор.
K. Посчитаем шансы. "1" – выигрыш, "0" – проигрыш.

Сумма стремится к 333

Сумма стремится к 666

Парадокс Монти ХоллаПредставьте, что вы стали участником игры, в которой вам нужно выбрать одну из трех дверей.

Слайд 9=СЛУЧМЕЖДУ(1;3)
=ЕСЛИ(B2=1;"car";"goat")
=СЛУЧМЕЖДУ(1;3)
=ЕСЛИ(F2=1;СЛУЧМЕЖДУ(2;3);ЕСЛИ(F2=2;ЕСЛИ(СЛУЧМЕЖДУ(0;1)=0;1;3);СЛУЧМЕЖДУ(1;2)))
=ЕСЛИ(G2=B2;6-G2-F2;G2)
=ЕСЛИ(F2=B2;1;0)
=6-H2-F2
=ЕСЛИ(J2=B2;1;0)

=СЛУЧМЕЖДУ(1;3)=ЕСЛИ(B2=1;

Слайд 10Статистические характеристики
Основные свойства (ряд A1:A20):
количество элементов =СЧЕТ(A1:A20)
количество элементов, удовлетворяющих условию: =

СЧЕТЕСЛИ(A1:A20;"<5")
минимальное значение =МИН(A1:A20)
максимальное значение =МАКС(A1:A20)
сумма элементов =СУММ(A1:A20)
среднее значение =СРЗНАЧ(A1:A20)

Для этих рядов одинаковы МИН, МАКС, СРЗНАЧ

Статистические характеристикиОсновные свойства (ряд A1:A20):количество элементов =СЧЕТ(A1:A20)количество элементов, удовлетворяющих условию:  	= СЧЕТЕСЛИ(A1:A20;

Слайд 11Дисперсия («разброс») – это величина, которая характеризует разброс данных относительно среднего

значения.

квадрат отклонения от среднего

средний квадрат отклонения от среднего значения


Стандартная функция
=ДИСПР(A1:A20)

СКВО = среднеквадратическое отклонение

=СТАНДОТКЛОНП(A1:A20)

Дисперсия («разброс») – это величина, которая характеризует разброс данных относительно среднего значения.квадрат отклонения от среднегосредний квадрат отклонения

Слайд 123. Применение Pascal

3. Применение Pascal

Слайд 13Моделирование случайных экспериментов
Задача 3.
Смоделировать 50 бросаний игрального кубика. Рассчитать частоты выпадения

очков на гранях кубика.

program z1;
const N=50; {Количество испытаний}
var i,r: integer;
F: array[1..6] of integer; {Массив частот}
begin
randomize;
for i:=1 to N do begin
r:=random(6)+1; {Получение очередного исхода}
write(r);
inc(F[r]); {Подсчет частоты}
end;
writeln;
for i:=1 to 6 do
writeln(i:2,F[i]:6,F[i]/N:8:3);
readln;
end.

Моделирование случайных экспериментовЗадача 3.Смоделировать 50 бросаний игрального кубика. Рассчитать частоты выпадения очков на гранях кубика.program z1;const N=50;

Слайд 14Задача 4. (Задача Эйлера)
Три человека пришли в ресторан в одинаковых шляпах,

сдали их в гардероб, а уходя, надели их наугад. Найдите вероятность события В={все надели чужие шляпы} с помощью статистического эксперимента.
Решение:
У опыта 6 возможных исходов
(перестановки из 3-ёх элементов)

Моделирование позволит нам исследовать и общий случай, когда в описанной ситуации участвует N человек.

n = 6
m = 2

P(B) = 1/3

Ответ: 1/3

Задача 4. (Задача Эйлера)Три человека пришли в ресторан в одинаковых шляпах, сдали их в гардероб, а уходя,

Слайд 15Задача 4. (Задача Эйлера)
Три человека пришли в ресторан в одинаковых шляпах,

сдали их в гардероб, а уходя, надели их наугад. Найдите вероятность события В={все надели чужие шляпы} с помощью статистического эксперимента.
Идея программируемого решения:
Нужно получить три
случайных числа от 1 до 3, причем все они должны быть различны. То есть получить случайную перестановку.

program z2;
const k=3; {Количество человек}
var N,i,F: longint;
j,r,x,Count: integer;
H: array[1..k] of integer;
begin randomize;
{Задаем число испытаний}
write('N='); readln(N);
F:=0;
for i:=1 to N do begin
{Генерация случайной перестановки из k чисел}
for j:=1 to k do H[j]:=j;
for j:=k downto 1 do begin
r:=random(j)+1;
x:=H[j]; H[j]:=H[r]; H[r]:=x;
end;
{Сколько шляп надето на свои головы?}
Count:=0;
for j:=1 to k do
if H[j]=j then inc(Count); {Подсчет частоты}
if Count=0 then inc(F);
end;
writeln(F/N:7:5);
readln;
end.

К чему стремится вероятность события B с увеличением количества людей?

Задача 4. (Задача Эйлера)Три человека пришли в ресторан в одинаковых шляпах, сдали их в гардероб, а уходя,

Слайд 16Вычисление числа π. Метод Монте-Карло
Метод Монте-Карло
— метод основанный на моделировании случайных

величин.
Систематически изложили в 1949 г., Метрополис и Улам

Для вычисления π используем формулу Sкр = π·R2
Применение метода Монете-Карло:
Рассмотрим круг R=1, с центром в точке (1, 1)
Круг вписан в квадрат, SКВ=2×2=4

Выберем внутри квадрата N случайных точек (зададим их координаты: числа x и y)
Обозначим NКР - число точек, попавших при этом внутрь круга
Точка принадлежит квадрату, если: 0 ≤ x ≤ 2, 0 ≤ y ≤ 2


Точка попадает в круг, если: (x – 1)2 + (y – 1)2 ≤ 1

Вычисление числа π. Метод Монте-КарлоМетод Монте-Карло — метод основанный на моделировании случайных величин.Систематически изложили в 1949 г.,

Слайд 17
program z3;
var i, n, n1: longint;
x,

y, p: real;
begin randomize;
write('n='); readln(n);
for i:=1 to n do begin
x:=2*random; y:=2*random;
if sqr(x-1)+sqr(y-1)<=1 then n1:=n1+1;
end;
p:=4*n1/n;
writeln('pi=',p:15:11);
readln;
end.
program z3;var i, n, n1: longint;     x, y, p: real;begin randomize;write('n='); readln(n);for i:=1

Слайд 18Статистические характеристики
Задача 5.
Написать программу для нахождения статистических характеристик (среднее арифметическое, размах,

мода, медиана) выборки. Исходные данные должны считываться из файла input.txt.
Выходные данные должны записываться в файл output.txt.

input.txt

output.txt

Статистические характеристикиЗадача 5.Написать программу для нахождения статистических характеристик (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) выборки. Исходные данные должны

Слайд 194. Выводы
Результатом применения в курсе стохастики данных средств должно стать развитие

образного и логического мышления обучающегося, привитие навыков моделирования процессов и явлений, использования численного эксперимента, анализа и интерпретации результатов.
4. ВыводыРезультатом применения в курсе стохастики данных средств должно стать развитие образного и логического мышления обучающегося, привитие

Слайд 20Спасибо за внимание!
МАОУ лицей ИГУ, liguirk.ru
*

Спасибо за внимание!МАОУ лицей ИГУ, liguirk.ru*

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть