Слайд 1Технология
«Педагогическая мастерская»
Слайд 2Технология
«Педагогическая мастерская»
создана в 20-х годах XX века учеными
Полем Ланжевеном,
Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др.
Слайд 3
Каковы же принципы построения мастерской?
- на первый взгляд,
отличаются от принятых в традиционной педагогике;
- ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.
Традиционные постулаты совершенствуются и приводятся в соответствие с изменяющимся обществом.
Слайд 4
Человек XXI века не только человек разумный, но и человек
творческий,
находится
в постоянном поиске,
готов к самосовершенствованию.
Слайд 5
Технология
«Педагогическая мастерская» предполагает последовательную реализацию
семи технологических этапов
Слайд 6
Индукция (наведение)
Создаем мотивационную базу для активной творческой и исследовательской
работы ученика.
Используем индукторы – индикаторы, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Подбираем как можно больше индукторов различного характера и воздействуем в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика.
Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.
Слайд 7
Самоконструкция
Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений
в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
Переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима.
Первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения.
Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.
Слайд 8
Социоконструкция
Работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, предметами, объектами, понятиями
побуждают участников мастерской фантазировать, мыслить, взглянуть по-новому на давно известное и привычное.
Учащиеся могут объединяться в пары, сопоставлять свои знания с опытом товарища.
Происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.
Каждый участник может выбрать себе пару сам.
Сам мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.
В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
Слайд 9
Социализация
Направлен к внутренней культуре личности.
Творение нового знания.
Сотворчество. Поиск. Столкновение позиций.
Групповая работа.
Интеграция идей. Атмосфера сотрудничества.
Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений товарищей, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Задача мастера – предотвратить подавление, игнорирование мнения отдельных участников, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Слайд 10
Афиширование
Все участники мастерской рассматривают результаты работы групп.
Этап показа, «презентации» наработок, планов,
идей.
Основная задача – обеспечить признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Слайд 11
Разрыв
Внесение исправлений, дополнений, оформление окончательных результатов.
У ученика возникает в некоторой степени
внутреннее противоречие, своеобразный эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями.
Требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск достоверности полученного в мастерской нового знания.
Слайд 12
Рефлексия
Одна из задач мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания,
чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
Мастер создает условия для вербального оформления переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности учащегося, предоставляет возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.
Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу с учетом проявившихся индивидуальных особенностей учащихся.
Размышление, самоанализ процесса, свершившегося в мастерской.
Слайд 14
Главное действующее лицо на занятии –
ученик,
важны его идеи, чувства,
ощущения, эмоции
Слайд 16
Высшее искусство, которым
обладает учитель- это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний
Альберт Энштейн