Слайд 1Дистанционные методы экологического исследования.
Авиационное зондирование.
Подготовила: Коваль Т.А.
Слайд 2В зависимости от точности результатов, которые необходимо получить при проведении мониторинга по тому
или иному компоненту, явлению, процессу, от среды, в которой проходят исследования, доступных финансовых и других средств, используют различные методы мониторинга.
Как известно, первые автоматические системы слежения за параметрами внешней среды были созданы в военных и космических программах.
Слайд 3Одним из основных источников данных для экологического мониторинга являются материалы дистанционного
зондирования (ДЗ). Они объединяют все типы данных, получаемых с носителей:
Космические (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования, автономные спутниковые съемочные системы и т. п.) с высоты более 150 км;
Авиационного базирования (самолеты, вертолеты и микроавиационные радиоуправляемые аппараты) с высоты преимущественно от 500 м до 10 км, но не более 30 км;
Также относятся разнообразные методы морского (наводного) и наземного базирования.
Слайд 4Аэрокосмические (дистанционные) методы экологического мониторинга включают систему наблюдения при помощи самолетных, аэростатных средств,
спутников и спутниковых систем, а также систему обработки данных дистанционного зондирования.
Слайд 5Первые фотографии с воздуха были сделаны во Франции в 1855 г. (с
воздушного шара) — был составлен точный план Парижа. Фотографирование земной поверхности с геологическими целями впервые осуществил французский геолог Эме Цивиаль, он сфотографировал Альпы с высоких вершин и определил на фотоснимках геологические контуры.
Слайд 6В России аэрофотосъемка, фотограмметрия и дешифрирование начали развиваться с 1866 г.,
когда поручик А.М.Кованько сфотографировал с воздушного шара отечественным аэрофотоаппаратом Срезеневского Васильевский остров на Неве. В настоящее время (в 2013 году) в России действуют 35 центров космических услуг.
Слайд 7Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — это зондирование поверхности Земли с борта авиационных средств
или из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами
Слайд 8Авиационное зондирование осуществляется с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА).
Беспилотный летательный аппарат — летательный
аппарат без экипажа на борту. БПЛА могут обладать разной степенью автономности.
Главным предназначением БПЛА долгое время являлась разведывательная деятельность, но со временем сфера их применения значительно расширилась.
Так сложилось, что гражданские БПЛА, появившиеся относительно недавно, принято называть «дронами», а аппараты военного назначения, конструктивно схожие с гражданскими образцами, называются «беспилотниками».
Слайд 11Классифицировать БПЛА можно исходя из двух основных параметров — это масса
и система управления.
По системе управления беспилотники разделяют на следующие классы:
Беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА);
Беспилотные неуправляемые;
Беспилотные автоматические.
Классификация
Слайд 12По массе БПЛА разделяются на четыре категории:
С минимальной массой (до 10
килограммов). Время полета таких аппаратов, как правило, может длиться не более часа, а максимальная высота, которую БПЛА способен достичь — не более 1 километра;
С небольшой массой (до 50 килограммов). Длительность пребывания в воздушном пространстве может составлять не более, чем 24 часа, в большинстве случаев — меньше 12 часов. Потолок высоты полета не превышает 5 километров;
Со средней массой (не более 1000 килограммов). Время полета от 10 до 12 часов, высота — 10 километров;
С большой массой — высота полета до 20 тысяч метров, время пребывания в воздухе от 24 часов и дольше.
Слайд 13Корпорация «Иркут» разработала семейство авиационных комплексов дистанционного зондирования земной поверхности на
базе беспилотных и опционально пилотируемых летательных аппаратов
Слайд 14Бериев Бе-200 «Альтаир» — российский самолет-амфибия (летающая лодка), производимый на Иркутском авиационном заводе. По ряду
лётно-технических характеристик самолёт не имеет аналогов в мире.
Бе-200 является одним из наиболее необычных и многоцелевых самолётов. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов.
Слайд 16Иркут-200 — российский беспилотный летательный аппарат дистанционного зондирования. Предназначен для получения в реальном времени
фото, телевизионного, тепловизионного изображений местности.
Слайд 19Технические характеристики
Экипаж: беспилотный, обслуживающий персонал 4-5 человек
Грузоподъемность: 50 кг
Длина: 4,53 м
Размах крыла: 5,34 м
Высота: 1,68 м
Масса пустого: 90 кг
Максимальная
взлетная полоса: 200 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 210 км/ч
Крейсерская скорость: 140 км/ч
Боевой радиус: 200 км
Слайд 20В настоящий момент вооруженные силы США широко применяют беспилотные летательные аппараты для выполнения
различного рода задач. Чтобы обеспечить достойный отпор терроризму и преступности рядом с международными водами Индийского океана, в Эфиопии, в восточной Африке и близ Аравийского полуострова, вооруженные силы США размещают специальные базы с готовыми к вылету в любой момент беспилотными летательными аппаратами.
Boeing X-48
Слайд 29 Использование съемочного материала разнообразно:
Государственный мониторинг земли,
гидрогеологические, инженерно-геологические исследования,
структурно-геоморфологическое изучение шельфа,
тематическое картографирование
и др.
Одна из основных целей съемки – выявление экологических катастроф, здесь и:
экологический мониторинг и охрана окружающей среды,
выявление энергопотерь,
контроль состояния магистральных газо- и нефтепроводов,
выявление текущих изменений в лесах для решения задач мониторинга состояния и динамики лесного покрова и др.
Основные области и направления использования информации:
Картографирование
Землепользование
Геология и использование недр
Экологический мониторинг
Океанография, рыболовство, ледовая разведка
Информационное обеспечение при чрезвычайных ситуациях