Презентация, доклад на тему Диспут-методика проведения

Содержание

ДИСПУТ ЭТО ЧТО? Составил: методист МБУДО «Дом детского творчества» Володарского района г. Брянска Саманцова Э.В.

Слайд 1« Лучшим лекарством от пресыщения, скуки, равнодушия исключение односторонности в работе

с детьми, их воспитании и обучении.
…Необходимо придерживаться таких форм работы, которые бы «открывали самому воспитаннику возможность совершенно самостоятельно или с необходимой помощью (чем меньше помощи, тем лучше) преодолевать противоречия и вывести новую истину»»
К.Д.Ушинский
« Лучшим лекарством от пресыщения, скуки, равнодушия исключение односторонности в работе с детьми, их воспитании и обучении.

Слайд 2ДИСПУТ

ЭТО ЧТО?

Составил: методист МБУДО «Дом детского творчества»
Володарского района г. Брянска Саманцова Э.В.

ДИСПУТ                ЭТО

Слайд 3ТОЛКОВАНИЕ
в переводе с латинского disputare –рассуждать, спорить.
Вообще в словарях трактуется

как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.

В детских клубах по месту жительства может быть использован как одна из форм работы, в ходе которой происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
ТОЛКОВАНИЕ в переводе с латинского disputare –рассуждать, спорить.Вообще в словарях трактуется как вид диалогической речи,  публичный

Слайд 4Цель

диспута
пробудить у подростков творческое

мышление,
активное осмысление проблемы,
научить высказывать своё мнение
/немногословное, конкретно,
с приведение примеров - доказательств/,
воспитывать культуру ведения диспута
Цель       диспутапробудить у подростков творческое мышление,активное осмысление проблемы, научить высказывать своё

Слайд 5Диспут- как форма воспитательной работы
Понятие: форма коллективного разговора, обсуждения.



Характерная черта: столкновение разных, противоположных точек зрения, основанных на личном опыте, аргументах, жизненных ситуациях

Вопросы: в самом вопросе должна быть скрыта
спорность, возможность двух ответов,
возможность выбора

Вывод: это может быть одна точка (аргументировано
доказанная) зрения или «золотая середина» - ответ
на проблему

Диспут- как форма  воспитательной работы  Понятие: форма коллективного разговора, обсуждения.

Слайд 6Диспут – активная форма. Почему?
Здесь нет докладчиков и пассивных слушателей.

Постановка проблемы

и столкновение разных точек даже у пассивных участников вызывает напряженную мыслительную работу.

Диспут каждым вопросом
заставляет подростков делать
маленький выбор- то есть занимать
позицию, вырабатывать своё
мнение. А это и есть активность!
Диспут – активная форма. Почему?Здесь нет докладчиков и пассивных слушателей.Постановка проблемы и столкновение разных точек даже у

Слайд 7 Как задавать вопросы?
Вопрос должен быть:
коротким
остро поставленным
вызывающим
В диспуте присутствуют элементы

монолога и диалога

соответствовать возрастным особенностям

Как задавать вопросы?Вопрос должен быть:короткимостро поставленнымвызывающимВ диспуте присутствуют элементы монолога и диалогасоответствовать возрастным особенностям

Слайд 8Воспитательные моменты диспута
Диалог

Монолог

Воспитательный потенциал диспута
Придаёт эмоциональную окраску


дискуссии

Выражает логичность содержания дискуссии


- умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения,
- сохранять выдержку и спокойствие,
- воспринимать критику,
- с уважением относиться к мнению оппонента

Воспитательные моменты диспутаДиалог Монолог Воспитательный потенциал диспутаПридаёт эмоциональную окраску

Слайд 9Какую тему выбрать?
Предметом диспута должна стать проблема, которая вызывает противоречивые суждения.

Формулировка

темы должна быть:
Острой
Проблематичной
Заключать в себе проблему
Актуальной

!если нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, то и нет диспута, это в лучшем случае беседа
Какую тему выбрать?Предметом диспута должна стать проблема, которая вызывает противоречивые суждения.Формулировка темы должна быть:ОстройПроблематичнойЗаключать в себе проблемуАктуальной

Слайд 10Темы-вопросы диспутов
«Воспитание»:
Что важнее быть добрым или умным?

Что является общечеловеческими ценностями? Детские компании и воспитание.
«Родители»:
Родитель-друг или враг воспитания ребенка? Отчего возникают проблемы между родителями и детьми?
Какие вопросы сложно решать детям и родителям?
«Подросток и наркотики»:
Наркомания –это проблема? Можно ли излечится от наркомании? Чтобы вы сделали или как поступили на месте родителей? Как оградить от наркомании детей?




Темы-вопросы диспутов   «Воспитание»: Что важнее быть добрым или умным? Что является общечеловеческими ценностями? Детские компании

Слайд 11Ценность диспута
В процессе его проведения у подростков проявляются:


положительные нравственно-волевые, духовные качества личности;

самостоятельность суждений, инициатива, активность;

мотивы поведения;

развивается критика и самокритика, культура речи, логика мышления;

приучает вникать в морально-этические, политические проблемы




Ценность диспутаВ процессе его проведения у подростков проявляются:      положительные нравственно-волевые, духовные качества

Слайд 12Правила для участников диспута (по Г.Плоткину)
Каждый имеет право высказывать своё мнение.
Говори, что

думаешь, думай, что говоришь. Высказывайся ясно и чётко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.
Убедительно излагай свою точку зрения. Опирайся на достоверные факты.
Не повторяй того, что до тебя было сказано.
Уважай чужое мнение. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего.не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криками.
Если твоя позиция ошибочна - признай свою неправоту.


Правила для участников диспута (по Г.Плоткину) Каждый имеет право высказывать своё мнение.Говори, что думаешь, думай, что говоришь.

Слайд 13  Оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей

победы.

Всякого рода оскорбления на диспуте исключаются.

Главное в диспуте – слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания.

Перешёптывание на месте, неуместные шутки запрещаются
Спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.

  Оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы.Всякого рода оскорбления на диспуте исключаются.Главное

Слайд 14Подготовка диспута
Диспут имеет воспитательный эффект только при условии его тщательной подготовки.
Необходимо

продумать тему диспута. (должна предлагаться самими воспитанниками)
Определение системы вопросов (вопросы не должны содержать однозначный ответ или быть слишком общими)
Вопросы, задаваемые подросткам, должны быть конкретными
Реклама предстоящего диспута
Ознакомления с правилами диспута
Подготовка ведущего диспута

Подготовка диспутаДиспут имеет воспитательный эффект только при условии его тщательной подготовки.Необходимо продумать тему диспута. (должна предлагаться самими

Слайд 15Что требуется от ведущего?
умение общаться
доброжелательный тон
включение элементов юмора
умение ссылаться на личный

опыт
умение заметить всех, желающих выступить (не должен спешить)
«взгляд в глаза»
умения анализировать и обобщать
не подавлять своим авторитетом
умение находить контакт с аудиторией







Что требуется от ведущего?умение общатьсядоброжелательный тонвключение элементов юмораумение ссылаться на личный опытумение заметить всех, желающих выступить (не

Слайд 16 Целесообразно начать диспут

так, чтобы сразу
заинтересовать его участников.
Вызвать интерес могут:
Яркое вступительное слово ведущего
Выступление представителей двух спорящих сторон
Чтение изречений, афоризмов
Данные социологического опроса по проблеме и т.д.

Начало диспута

Целесообразно начать диспут так, чтобы сразу

Слайд 17Ведущий представляет участников, занимающих различные позиции.

Сообщает правила поведения на диспуте, регламент.

Разыгрывает

порядковые номера выступлений

Сообщает тему диспута в интересной форме.
Ведущий представляет участников, занимающих различные позиции.Сообщает правила поведения на диспуте, регламент.Разыгрывает порядковые номера выступленийСообщает тему диспута в

Слайд 18Основная часть диспута
Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнения

своей стороны, обосновывая его.

Защитники второй точки зрения излагают мнения противоположной стороны.

Каждая сторона после выступления может задать вопросы «противникам».

после ответов и вопросов обе стороны
стремятся доказать верность своей точки
зрения и неверность противоположной.
Основная часть диспутаЗащитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнения своей стороны, обосновывая его.Защитники второй точки

Слайд 19Руководство ведущего в основной части диспута –это важный психологический маневр, который

ни в коем случае не должен проявляться в категорических замечаниях типа «Неверно! », «Конечно, каждый с тобой согласится».

Ведущий тактично даёт возможность выслушать различные точки зрения, не позволяет отклонятся от проблемы, не даёт оценочные суждения на выступления, так как это может снизить активность членов диспута.
Руководство ведущего в основной части диспута –это важный психологический маневр, который ни в коем случае не должен

Слайд 20
Заключительное слово
Не должно носить формальный характер.
Оно должно быть:

Ярким
Указывать на верное решение проблемы
Опираться на наиболее интересные выступления членов диспута

В ходе диспута возникают косвенные вопросы, на которые ведущий даёт обстоятельный ответ.


Заключительное словоНе должно носить формальный характер. Оно должно быть: ЯркимУказывать на верное решение проблемыОпираться на наиболее

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть