Презентация, доклад на тему Дидактическая система довузовского обучения и критерии оценки её качества

Содержание

Актуальность проблемы:Переход высшего образования России на многоуровневую систему подготовки кадров требует сохранения и развития преемственности на всех этапах обучения. Качество профессиональной подготовки в вузе в значительной степени зависит от качества образования абитуриентов, которое определяется многими факторами:

Слайд 1Подготовила Николаенко А.Н. Преподаватели: Сидякина Е.А. Буланова Д.Д.
«Дидактическая система довузовского обучения и

критерии оценки её качества»
Подготовила Николаенко А.Н. Преподаватели: Сидякина Е.А. Буланова Д.Д. «Дидактическая система довузовского обучения и критерии оценки её качества»

Слайд 2Актуальность проблемы:
Переход высшего образования России на многоуровневую систему подготовки кадров требует

сохранения и развития преемственности на всех этапах обучения. Качество профессиональной подготовки в вузе в значительной степени зависит от качества образования абитуриентов, которое определяется многими факторами: уровнем подготовки по предметам, степенью осознанности выбора специальности, знанием современного состояния избранной сферы деятельности и перспектив ее развития, наличием навыков самостоятельной работы и т. д.
Рассмотрение качества довузовской подготовки в современных условиях обусловлено необходимостью анализа как положительных, так и негативных тенденций, связанных с внедрением новых форм контроля знаний обучающихся.
Довузовская подготовка является базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего профессионального образования и звеном системы непрерывного образования. Именно на этом этапе происходит окончательный выбор старшеклассником будущей специальности и определяется качество его подготовки к обучению в вузе.
Актуальность проблемы:Переход высшего образования России на многоуровневую систему подготовки кадров требует сохранения и развития преемственности на всех

Слайд 3Характерные черты:
Характерными чертами довузовской подготовки абитуриентов как механизма

профессионального и ценностного самоопределения личности, обеспечения преемственности между различными ступенями образования в условиях трансформации экономической системы общества являются: индивидуализация и дифференциация, динамизм и вариативность, интегративность и универсализация, адаптивность и доступность, согласованность образовательных программ и педагогических технологий, связь теории с практикой, единство общего, дополнительного и профессионального образования, согласование основных подходов к организации довузовской подготовки с общими дидактическими принципами с целью структуризации и дополнения научного знания в данном направлении.
Характерные черты:   Характерными чертами довузовской подготовки абитуриентов как механизма профессионального и ценностного самоопределения личности, обеспечения

Слайд 4Специфика современной системы довузовской подготовки
состоит в её способности не только вооружать

обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.
Специфика современной системы довузовской подготовкисостоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в

Слайд 5Компетенции выпускников ОУ
В современных условиях профессиональная успешность во многом зависит от

способности выпускников образовательных учреждений приобретать и развивать компетенции, которые могут применяться к целому ряду жизненных обстоятельств.
С. Е. Шишов и В. А. Кальней выделяют следующие компетенции, которыми образовательные учреждения должны вооружать своих выпускников:
1) политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;
2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий;
3) компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением. Они важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества;
4) компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми технологиями, понимание необходимости их применения, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе);
5) способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни
Компетенции выпускников ОУВ современных условиях профессиональная успешность во многом зависит от способности выпускников образовательных учреждений приобретать и

Слайд 6Качество образования
В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Е. В. Яковлев рассматривают

качество образования как степень достижения поставленных целей и задач. Авторы отмечают, что качество образования есть социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетентностей личности;
В работах А. П. Крахмалева, М. М. Поташника качество образования рассматривается также как соотношение цели и результата, как мера достижения целей. При этом авторы отмечают, что цели (результаты) должны быть заданы диагностично и спрогнозированы на перспективу; 
П. И. Третьяков и Т. И. Шамова отмечают, что качество образования есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного результата;
Предпринимаются попытки более широкого раскрытия сущности качества образования с включением характеристик уровня сформированности знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственных качеств, социальных, психических и физических свойств личности обучающихся (Е. В. Бондаревская, Г. М. Коджаспирова, В. П. Панасюк, В. М. Полонский, А. И. Субетто).
Качество образованияВ. А. Кальней, С. Е. Шишов, Е. В. Яковлев рассматривают качество образования как степень достижения поставленных

Слайд 7Вывод:
Различные подходы к трактовке понятия «качество образования» позволяют нам сделать вывод

о том, что:
одни авторы ориентируются на потребности личности и общества;
другие - на сформированный уровень знаний, умений и навыков и другие социально значимые качества;
третьи - на совокупность свойств и результатов;
четвертая группа авторов - на цели и результаты;
пятая - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности обучающихся, их родителей и других внутренних и внешних потребителей.
Вывод:Различные подходы к трактовке понятия «качество образования» позволяют нам сделать вывод о том, что:одни авторы ориентируются на

Слайд 8Три составляющие довузовской подготовки
Качество довузовской подготовки рассматривается, по моему мению, в

единстве трех его составляющих (условий, процесса и результата) и представляет собой совокупность качества процесса, качества условий и качества результата. Нельзя не отметить, что говорить о качестве мы можем тогда, когда на этапе довузовской подготовки происходит:
овладение обучающимися системой научных знаний;
развитие познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности;
развитие её творческих сил и способностей;
ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
Три составляющие довузовской подготовкиКачество довузовской подготовки рассматривается, по моему мению, в единстве трех его составляющих (условий, процесса

Слайд 9Главная цель довузовской подготовки
заключается не только в формировании специальнонаучных знаний

учащихся, целостности их представлений об окружающем мире, но и в обеспечении полноценной реализации школьниками индивидуальных склонностей и способностей, их профессионального самоопределения .
Это вызывает необходимость уточнить современное понимание сущности профессионального самоопределения личности. В настоящее время оно трактуется в контексте развития личности как субъекта деятельности. Интегративным критерием профессионального самоопределения является внутренняя готовность личности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации перспектив своего развития.
Качественное довузовское образование сочетает в себе не только систему общих и специальных знаний, но и личностные свойства, которые необходимо развивать. Проблема состоит в эффективном контроле и оценке качества, которое должно соответствовать требованиям государства, общества и самой личности обучающегося.
Главная цель довузовской подготовки заключается не только в формировании специальнонаучных знаний учащихся, целостности их представлений об окружающем

Слайд 10Показатели:
С учетом критериев социального и профессионального самоопределения личности обучающихся и специфики

довузовской подготовки можно выделить показатели, отражающие:
— профессиональные возможности обучающихся (их индивидуальные особенности; социально-психологические свойства; жизненная позиция; характер; общий уровень самопознания; коммуникативные способности и т.д.);
— профессиональные потребности обучающихся (сформированность
профессиональных интересов и склонностей, их структура, наличие целей профессионального намерения и т.д.);
— соответствие профессиональных возможностей профессиональным потребностям (соответствие типа личности типу профессиональной среды, потребностей - состоянию здоровья, потребностей абитуриентов - потребностям общества).
Показатели:С учетом критериев социального и профессионального самоопределения личности обучающихся и специфики довузовской подготовки можно выделить показатели, отражающие:—

Слайд 11
Наличие информации о качестве довузовской подготовки позволяет повысить степень обоснованности принимаемых

управленческих решений. При этом важно учитывать, что результат управленческого воздействия во многом зависит не от его интенсивности, а от его характера, качества, удачно выбранного времени и т. д. Поэтому, принимая решение с целью коррекции образовательного процесса на этапе довузовской подготовки, необходимо предусматривать:
— выделение факторов, оказывающих существенное влияние на процесс и результат профессионального самоопределения личности;
— создание моделей возможных оптимальных путей развития личности с целью формирования ее готовности к профессиональному самоопределению в зависимости от соответствия профессиональных интересов учащихся, их профессиональных возможностей и потребностей рынка труда;
— поиск механизмов воздействия на личность с указанной целью;
— изучение процессов самоорганизации личности, происходящих под влиянием внешних управленческих воздействий, посредством организации обратной связи.
По мере развития современного образования число характеристик качества довузовской подготовки (а следовательно, и требований к качеству подготовки абитуриентов) постоянно растет.
Наличие информации о качестве довузовской подготовки позволяет повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений. При этом важно учитывать,

Слайд 12«Качество подготовки абитуриентов»
Рост степени насыщения рынка образовательных услуг, усиление конкуренции среди

высших учебных заведений вызвали к жизни понятие «качество подготовки абитуриентов», под которым понимается его способность соответствовать в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям вуза.
Сегодня социально-экономическая и демографическая ситуации в стране привели к резкому количественному спаду числа выпускников образовательных учреждений, к усилению конкуренции в сфере образовательных услуг в условиях перехода к рыночной экономике, к определенному повышению интереса к получению высшего образования. Поэтому в рамках довузовской подготовки большое внимание уделяется реализации её новых функций.
К их числу относятся аксиологическая, компетентностная, диагностическая, компенсаторная, информационная, консультационная, функция субъектной активности, ориентирующая, прогностическая (моделирующая), рефлексивная, маркетинговая функции.
Обеспечение качества довузовской подготовки требует анализа актуальных потребностей обучающихся; проектирования качества; планирования качества; контроля качества; обратной связи с потребителями услуг на этапе довузовской подготовки (анализ отзывов, пожеланий абитуриентов и их родителей).
«Качество подготовки абитуриентов»Рост степени насыщения рынка образовательных услуг, усиление конкуренции среди высших учебных заведений вызвали к жизни

Слайд 13Задачи системы довузовской подготовки
Задачи, стоящие перед системой довузовской подготовки, решаются многими

учреждениями высшего профессионального образования по-разному.
К числу приоритетных задач довузовской подготовки принадлежат:
профессиональное самоопределение и психологическая адаптация абитуриентов;
выявление остаточных знаний как необходимое условие их коррекции и обновления;
систематизация и обобщение знаний;
организация обучения, направленного на предупреждение учебных затруднений и оказание индивидуальной и дифференцированной помощи слушателям;
подготовка к сдаче вступительных испытаний в вуз;
развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала слушателей;
выявление и развитие у абитуриентов качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Задачи системы довузовской подготовкиЗадачи, стоящие перед системой довузовской подготовки, решаются многими учреждениями высшего профессионального образования по-разному. К

Слайд 14Совместная работа
Важное место в системе довузовской подготовки в Курском государственном университете

занимает совместная работа с общеобразовательными учреждениями, которая непосредственно связана с организацией:
единого содержательного образовательного пространства;
целенаправленной работы по профессиональной ориентации старшеклассников;
системы, позволяющей развивать общеучебные умения и навыки, которые необходимы для обучения в вузе и которые не может сформировать общеобразовательное учреждение.
Совместная работаВажное место в системе довузовской подготовки в Курском государственном университете занимает совместная работа с общеобразовательными учреждениями,

Слайд 15Услуги
предоставляемые абитуриентам на этапе довузовской подготовки различны по своему составу и

структуре, поэтому можно выделить различные признаки их классификации:
по количеству обучающихся (индивидуальные занятия, малые группы, групповые занятия;
по срокам обучения (интенсивные (3-5 дней), краткосрочные (1-2 мес.), среднесрочные (2-3 мес.), продолжительные (6-9 мес.));
- по месту обучения (на базе университета, выездные - на базе общеобразовательной школы, других учреждений);
по форме обучения (очные, очно-заочные, дистанционные);
по форме предоставления учебного материала (вербальная, аудиовизуальная, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и др.);
по составу преподавателей (профессорско-преподавательский состав вуза, ведущие учителя общеобразовательных учреждений);
по типу используемых методов обучения (традиционные и инновационные методы обучения) и др.
Услугипредоставляемые абитуриентам на этапе довузовской подготовки различны по своему составу и структуре, поэтому можно выделить различные признаки

Слайд 16Таким образом, на фоне изменения социокультурной ситуации изменилось содержание и формы

довузовской подготовки, появились новые направления в работе с абитуриентами.
Научить абитуриента учиться, самостоятельно приобретать знания важно не только для дальнейшего обучения в вузе, но и для предстоящей работы по специальности.

Таким образом, на фоне изменения социокультурной ситуации изменилось содержание и формы довузовской подготовки, появились новые направления в

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть