Слайд 1Болезни глаз.
Как видит человек с различными нарушениями зрения
ГКОУ ЛО «Мгинская школа-интернат
для детей с нарушениями зрения»
2018 г.
Слайд 2Оглавление
Строение глазного яблока
Глаукома
Катаракта
Астигматизм
Косоглазие
Миопия
Гиперметропия
Амблиопия
Анизометропия
Нистагм
Атрофия зрительного нерва
Ретинопатия
Альбинизм
Слайд 3Строение глазного яблока
1 - зрачок
2 - роговица
3 - радужка
4 - хрусталик
5
- цилиарное тело
6 - сетчатка
7 - сосудистая оболочка
8 - зрительный нерв
9 - сосуды глаза
10 - мышцы глаза
11 - склера
12 - стекловидное тело
Слайд 4Глаукома — это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление
(ВГД) и поражается зрительный нерв. При этом зрение снижается, вплоть до наступления слепоты. Одним из основных внешних признаков является изменение цвета зрачка – его перекрашивание в зеленоватый или лазурный оттенок.
Глаукома
Дренажный канал заблокирован
излишки жидкости повышают глазное давление
Высокое давление
поражает зрительный нерв
Слайд 5Мир глазами человека с глаукомой
(разные стадии)
Слайд 6Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом глаукома
использовать вертикальную рабочую поверхность
для зрительной работы вблизи (подставка);
подготовка натуральных и изобразительных пособий без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением;
контрастность изобразительного материала в пособиях 80—100%;
работать в близи источника света;
не рекомендуется длительная работа с наклоном головы, физические нагрузки с сильным сотрясением тела, подъём тяжестей, эмоциональные всплески, переутомление;
исключить занятия на природе в жару, на ярком солнце;
допустимая зрительная нагрузка – 10 минут;
избегать резкой смены освещенности.
Слайд 7Катаракта – патологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее
различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты. Изображение выглядит как сквозь запотевшее стекло, с возрастом нарушение прогрессирует.
Катаракта
нормальный хрусталик
помутнение (катаракта)
Слайд 8Мир глазами человека с катарактой
Слайд 9Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом катаракта
работать вдали от источника
света, яркий свет мешает работать, сужается зрачок;
использование луп на занятиях;
допустимая зрительная нагрузка – 10 – 15 минут, отдых 7 – 10 минут;
использовать демонстрационные приёмы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);
не рекомендуется физические нагрузки сильным сотрясением тела, подъемами тяжести.
Слайд 10Астигматизм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет
способность к чёткому видению.
Ребёнок видит предметы нерезкими или искажёнными, вне зависимости от того, где они расположены.
Астигматизм
роговица
хрусталик
фокус
сетчатка
склера
роговица
склера
сетчатка
фокус
хрусталик
Нормальное зрение
Зрение при астигматизме
Слайд 11Мир глазами человека с астигматизмом
Слайд 12Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом астигматизм
использование фоновой подставки, когда
идёт работа с предметами и иллюстрацией;
зрительная нагрузка не должна превышать 20 минут;
рекомендуется использование безнаклонного письма;
свести к минимуму время проводимое за компьютером, чтением, кропотливой работой над мелкими деталями;
рекомендуется на стол (парту) приклеить полоску для обозначения положения тетради;
необходимо снимать напряжение, постоянные смены видов деятельности;
использование осязания, так как ребёнок неправильно видит форму и величину предмета, обследование руками.
Слайд 13Косоглазие — отклонение зрительных осей от направления на рассматриваемый объект, при котором
нарушается скоординированная работа глаз и затрудняется фиксация обоих глаз на объекте зрения.
Снижается острота зрения косящего глаза, нарушение бинокулярного зрения. На косящем глазу всегда наступает амблиопия.
Косоглазие
Слайд 15Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом косоглазие
с косоглазием без амблиопии
следует сажать обучающегося в среднем ряду за любую парту;
с косоглазием и амблиопией сажать ребёнка в среднем ряду за первую парту;
при сходящемся косоглазии нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
при расходящемся косоглазии – напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения;
при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна;
при сходящемся – подставка для книг необходима;
при расходящемся косоглазии материал можно располагать на расстоянии, объекты мелкие, но учитывать остроту зрения;
при сходящемся косоглазии посадка 1 ряд (если косит правый глаз), 3 ряд (если косит левый глаз);
при расходящемся косоглазии посадка в середине класса;
при сходящемся косоглазии объекты зрительной работы должны располагаться на подставке, укрупненным планом;
глаза менее утомляются при работе вблизи;
использовать предметы, изображения преимущественно оранжевого, красного, зеленого цветов.
Слайд 16Миопия (близорукость) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не
на сетчатке глаза, а перед ней.
Ребёнок хорошо видит близки расположенные предметы и плохо - удалённые.
Миопия
Слайд 17Мир глазами человека с диагнозом миопия
Слайд 18Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом миопия
работа с наглядностью только
вблизи;
нарушается зрение в сумерках, оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну;
чаще использовать физминутки и гимнастику для глаз (не менее 2-х раз за занятие);
выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаза;
пособия на контрастном фоне, в пособиях использовать преимущественно оранжево-жёлтые, зелёные тона;
изображения, предполагаемые для восприятия, должны быть выполнены в чётких контурах, без лишних деталей;
зрительная нагрузка - 10 минут, отдых (работа на слух) - 5 минут;
рекомендуется крупный печатный шрифт (16-18 кегель);
исключить мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер);
не рекомендуется длительная работа с наклоном головы, физические нагрузки с сильным сотрясением тела, прыжки.
Слайд 19Гиперметропия — это нарушение рефракции (процесса преломления световых лучей в оптической системе
глаза), при котором лучи света, отраженные от предмета, фокусируются (сходятся в одной точке) за сетчаткой.
Нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии, однако последнее гораздо заметнее.
Гиперметропия
Слайд 20Мир глазами человека с диагнозом гиперметропия
Слайд 21Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом гиперметропия
работать лучше на расстоянии,
на доске, на горизонтальной рабочей поверхности;
рассматривать иллюстрации по частям;
давать больше количество времени для формирования целостного образа объекта;
работы – крупные, красочные. Трудно работать в тетради – чаще у доски;
чаще использовать физминутки и зрительные гимнастики;
зрительная нагрузка не более 20 минут;
использовать мелкие предметы.
Слайд 22 Амблиопия («ленивый глаз») – это функциональное, обратимое понижение
зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза.
Если нарушение врождённое , то ребёнок не знает что можно видеть как-то по другому. Поэтому воспринимают все как норму и сам жаловаться на зрение не будет.
Амблиопия
Слайд 23Мир глазами человека с диагнозом амблиопия
Мозг отвергает размытое изображение
Путаница возникает из-за
наложения двух разнородных изображений
Левый глаз косит
Если не лечить
Полная потеря зрения
Смазанное изображение подавляется
Слайд 24Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом амблиопия
на столе не должно
быть глубоких теней, слепящего света;
цвет пособий жёлто-зелёного и оранжевого спектра;
рассматривание и обследование предметов и объектов на уроке сопровождать словесным объяснением;
избегать переутомление глаз;
выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаза;
использовать крупные предметы и крупный печатный шрифт (16-18 кегель);
использовать такие виды работ, как обводка контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, использование трафаретов.
Слайд 25 Анизометропия — заболевание глаз, выражающееся в значительном отличии рефракции левого
и правого глаз друг от друга. Болезнь может протекать с астигматизмом и без него. При этой аномалии один глаз может иметь нормальную рефракцию, а другой — нарушенную, или оба глаза могут иметь одну и ту же аномалию рефракции, но в различной степени, или же один глаз может быть близоруким, а другой дальнозорким.
Анизометропия
Слайд 26Мир глазами человека с диагнозом анизометропия
Слайд 27Нистагм - это колебательные движения глазных яблок, которые человек контролировать не
может. Движения могут быть как физиологические, так и патологические.
Так, если при нормальном зрении вы, перемещаясь по комнате, сфокусировались на одном предмете, ваш зрачок будет перемещаться. А если говорить о непроизвольных перемещениях зрачка, то это уже болезнь.
Выявить такие колебательные движения очень просто: нужно лишь поставить палец на расстоянии 20-30 сантиметров в длину и на 10-15 см в сторону.
Нистагм
Слайд 28Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом нистагм
использование индивидуальных карточек, исключить
списывание с доски;
проговаривать текст с карточки и комментировать выполнение задания;
с таким диагнозом ребёнок первый должен начинать читать текст вслух, так как не может следить за текстом;
при чтении использовать коррекционную следящую линейку;
в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
использование линейки для фиксации строчки;
не рекомендуется работа с мелки предметами;
использование физминуток и гимнастик для глаз;
увеличение времени на рассматривание объектов;
разрешать работать так, как удобно ребёнку, а не диктовать свои требования;
не допускать эмоциональных всплесков, так как учащаются колебания.
Слайд 29Атрофией зрительного нерва – это постепенное отмирание волокон зрительного нерва, в
результате которого информация с сетчатки глаза поступает в мозг в искаженном виде.
Снижается острота зрения, изменение поля зрения и цветовосприятия.
Атрофия зрительного нерва
Зрительный нерв в норме
Атрофия зрительного нерва
Слайд 30Мир глазами человека с диагнозом атрофия зрительного нерва
Слайд 31Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом атрофия зрительного нерва
исключить
яркий свет, освещенность поверхности рабочего стола 500-1000 лк.;
контраст изображений объектов 80-100%;
восприятие иллюстрации от фрагмента к целому;
оказание помощи в ориентировке;
использовать темные фигуры на светлом фоне.
Слайд 32Ретинопати́я - поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Основной причиной являются сосудистые нарушения,
приводящее к нарушению кровоснабжения сетчатки, ее дистрофии, атрофии зрительного нерва и слепоте. Ретинопатия протекает безболезненно: при этом отмечается появление перед глазами плавающих пятен (скотом) и пелены, прогрессирующее снижение зрения.
Ретинопатия
слепое пятно
кровоизлияние
сетчатка
роговица
новообразованные
сосуды
микроаневризмы
зрачок
радужка
расширение кровеносных сосудов
Слайд 33Мир человека с диагнозом ретинопатия
Зрение при ретинопатии
Нормальное зрение
Слайд 34Альбинизм — врождённое отсутствие пигмента меланина, который придаёт окраску коже, волосам, радужной и пигментной оболочкам глаз.
Снижается острота
зрения, приводящая к слабовидению.
Альбинизм
Слайд 35Как видит мир человек с диагнозом альбинизм
Представьте себе большую четкую фотографию
напечатанную в газете. На фотографии мужчина одет в футболку с надписью. Вы приблизили фото к глазам, пытаетесь рассмотреть, что у него написано на футболке. Но как вы не стараетесь, вы не можете разобрать надпись. Вы прекрасно видите фотографию в целом, она четкая, но мелкие детали вы разглядеть не можете. Но если бы у вас был оригинал этой фотографии, вы могли бы прочитать эту надпись.
Какая же разница между оригиналом и той фотографией, которая напечатана на страничке газеты? Разница в детальности, или количестве точечек, которые составляют данную фотографию. На фото, которое напечатано в газете точек меньше, чем на фотографии.
Попробуйте подойти очень близко к экрану вашего телевизора и присмотритесь к изображению, вы увидите, что оно состоит из точек. Точно так же на задней части человеческого глаза, картинки составляются из миллионов маленьких точечек. Эти точечки (палочки и колбочки) располагаются на сетчатки глаза. Из-за отсутствия окраски или пигментации глаз, у людей с альбинизмом меньше палочек, которые и помогают создавать изображения, чем у людей с нормальным зрением.
Слайд 36Рекомендации к организации учебной деятельности с диагнозом альбинизм
рассаживать во время работы
зрительной работы подальше от окна, можно затенить место ширмочкой;
в солнечные дни носить затемненные очки;
недопустимо длительное пребывание на солнце;
использовать крупный печатный шрифт (16-18 кегель);
исключить работу с мелкими изображениями;
зрительно-осязательный способ рассматривания.
Слайд 37Список используемой литературы
Алёхина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями
зрения в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации - Москва, 2012г.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В, Быкова Е.Б. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие – Киров 2013 г.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение – Санкт-Петербург «Детство Пресс»2002 г.
Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014 г.
Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и IV видов