Слайд 2Биоадекватная методика
Биоадекватная методика преподавания была впервые описана в начале 90-х годов
XX века.
Биоадекватная методика относится к одной из моделей инноваций.
Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью.
Слайд 3Справка
Среди западных педагогов, обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, выделяют Я.А.Коменского,
Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Г.Лозанова и др.
В отечественной методике ХIХ века мысль о целостном формировании человеческой личности впервые высказал К.Д.Ушинский.
В начале ХХ века большое внимание уделялось вопросам воспитания средствами языка, акцент делался на развитие логического мышления.
В середине ХХ века впервые в отечественной педагогике заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся
Слайд 4Мыслить? Созидать? Познавать?
Суть биоадекватной методики лежит в создании комфортных условий через
релаксацию, активную деятельность и закрепление учебного материала.
Новшеством этой методики является построение преподавания согласно природным данным ребенка - мыслить, созидать, познавать.
Слайд 5Relaxation-action learning = REAL
Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования
работы правого и левого полушарий головного мозга, то есть релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации.
Отсюда и название методики – релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении учебного материала по базовым формам работы ради эффективного осознания материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.
Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную – «я чувствую» и активную – «я действую».
Пассивная форма работы обеспечивает оптимальное самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности. Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или заторможенности детей.
Слайд 6Двухуровневая цель:
Научение методике мышления мыслеобразами;
Формирование системы мыслеобразов по конкретной учебной
дисциплине.
Слайд 71. Создание мыслеформы
При биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в
готовом виде, а сам его создает в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.
Слайд 8Цель методики – три шага
Основная цель биоадекватной методики - сформировать учебный
мыслеобраз как единицу знания, заложить его в долговременную память ученика и научить пользоваться этим мыслеобразом.
Сделать мыслеобраз творческой подвижной единицей мышления, вовлечь в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.
(!) Приобретение знаний происходит в состоянии релаксации.
Слайд 9Релаксация
В создании оптимальных режимных условий обучения ключевая роль отводится релаксации.
Многие
педагоги знают, что релаксация – это уменьшение напряжения, произвольное или непроизвольное состояние расслабленности.
Произвольная релаксация вызывается путем расслабления мышц и представления состояний покоя.
(!) Не следует путать релаксацию с медитацией, это качественно другое, управляемое человеком состояние.
Слайд 102. Выведение образа
Далее осуществляется выведение образа на уровень словесного описания и
графического образа, выраженного в рисунке.
При этом ученик поставлен в такие условия, когда ему приходится самостоятельно неоднократно вслух повторять новый материал, комментировать его во время создания образа на бумаге, что, несомненно, ведет к лучшему запоминанию информации.
Слайд 11Задача учителя
Задача учителя, работающего в биоадекватном режиме – создать на уроке
атмосферу радости, удовольствия, единения с миром, привлекая природный механизм.
При объяснении нового материала на помощь педагогу приходит опорный образ.
Образ должен быть известен ученикам, вызывать положительные эмоции, способствовать развитию воображения.
Слайд 12Благоприятная среда
Новый материал на биоадекватном уроке предлагается ребёнку в спокойном состоянии,
когда отсутствует страх, волнение и напряжение. Именно поэтому учебная информация воспринимается легко. Ребёнок создаёт свой собственный образ, окрашенный положительными эмоциями.
Слайд 133. Связь образа и новых знаний
Найденный образ запечатлевается в памяти. На
него наносится структурированная информация. Он становится безотказным средством для усвоения нового материала.
Образ позволяет ученику связать новые знания с его личным собственным опытом. Музыка, запахи, ощущения становятся помощниками для сохранения материала в долговременной памяти. При этом задействовано правое образное полушарие.
(!) Дальнейшая работа идет с подключением левого логического полушария.
Слайд 14Этапы методики
1. чувственный
2. символьный
3. логический
4. лингвистический
Слайд 15Виды работы
Активная
Релаксационная
примеры
Слайд 17Синхронизация полушарий мозга
Осуществляется очень важный психологический процесс – синхронизация работы обоих
полушарий головного мозга.
Взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что развивается целостное мышление.
Такая методика позволяет создать ситуацию моделирования самим учеником учебных знаний.
Ученик, владеющий работой обоих полушарий, воспринимает информацию творчески.
У детей появляется желание учиться, ощущение психологического комфорта, творческого поиска, вдохновения и созидания.
Каждый ребенок осознает свою уникальность и индивидуальность.
Слайд 18Продуктивность
На уроках ребята не устают, а время пролетает незаметно, что способствует
превращению учебы в приятный и интересный процесс.
Создание благоприятного климата на каждом уроке позволяет сохранить здоровье ребёнка.
Таким образом, данная методика способна решить вопрос экологизации учебно–воспитательного пространства.
Слайд 19Список использованной литературы
Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Н.Г.Куликова, Л.В.Мазурина, Ж.М.Клышко, И.Е.Ванцян Биоадекватная методика
преподавания. – М.: Центр РАЕН «Планета Семь-Я». 2008
Комаровских М.В. “Биоадекватная методика как поисково-технологическая модель инноваций”
Андросова Т.А., Чернова Е.Н., Шаповалова В.А. “Биоадекватные методики в организации учебного процесса”.
Слайд 21Активная форма работы
1) дискуссия по проблематике изучаемых вопросов;
2) обмен личным
опытом участников занятия о восприятии смыслового пространства изучаемых вопросов;
3) устный и письменный опрос по изучаемому материалу;
4) выступления с докладами, сообщениями;
5) деловые, ролевые игры и др.
вернуться
Слайд 22Релаксационная форма работы
1) прослушивание и визуализация учебного текста;
2) прослушивание музыкальных
композиций для позитивного психоэмоционального настроя;
3) создание виртуальных моделей изучаемой информации посредством включения в работу проектной функции головного мозга;
4) рисование образа-схемы – виртуальной модели изучаемой информации;
5) создание комфортной зоны мышления участников образовательного процесса.
вернуться