Презентация, доклад на тему Активные методы обучения

Содержание

Актуальность проблемы За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно,

Слайд 1 Активные методы обучения


Услышишь -забудешь,
Увидишь –запомнишь,

Построишь –поймешь.
Конфуций

Выступление учителя математики и информатики Димитриевой Л.Н. на педагогическом совете МБОУ «СОШ с.Село-Чура»

Активные методы обученияУслышишь -забудешь,Увидишь –запомнишь,

Слайд 2Актуальность проблемы
За основу понятия компетентный человек взята способность

индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни.
Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.

Актуальность проблемы   За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при

Слайд 3Активные методы обучения – что это?
Активные методы обучения и воспитания -

те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Г.П. Щедровицкий

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс – и я пойму,
Отойди – и я буду действовать.

Активные методы обучения – что это?Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более

Слайд 4Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение

ими образовательных целей
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей

Слайд 5принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его

желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. 

Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ):

принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлечения обучаемых

Слайд 6Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для

принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.
Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения.
Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося

Признаки методов активного обучения.

Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему

Слайд 7Исследование изучаемых проблем и явлений. Формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых

для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают:
Профессиональный интерес.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности.
Состязательность, игровой характер проведения занятий.
Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма.
Исследование изучаемых проблем и явлений. Формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении

Слайд 8 Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:

групповые. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе)
индивидуальные.Индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Классификация активных методов обучения.  Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые. Групповые применимы одновременно

Слайд 9Классфикация методов активного обучения (по М. Новик)
Имитационные
Игровые
- Деловые игры (исследовательская,

учебная)
Игровое проектирование
Ролевая игра
Оргдеятельностные игры
Неигровые
- Анализ конкретных ситуаций
Тренинг


Неимитационные
Проблемные лекции
Проблемные семинары
Тематические дискуссии
Мозговая атака
Круглый стол
Педагогические игровые упражнения
Стажировки

Классфикация методов активного обучения (по М. Новик)ИмитационныеИгровые-  Деловые игры (исследовательская, учебная)Игровое проектированиеРолевая играОргдеятельностные игрыНеигровые-  Анализ

Слайд 10 Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей

групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых. 

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения. 
Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам. 
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, 
Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего,  развивающего воздействия на личность и поведение участников

Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и

Слайд 11
активность обучающихся:
- физическая
- социальная
- познавательная
инициатива (направленность действий) как

преподавателя, так и обучающегося
взаимодействие с опытом (прямое взаимодействие с областью осваиваемого опыта), привлечение реальных практиков
обратная связь
решение проблем
командообразование





Принципы современных образовательных технологий

активность обучающихся:	- физическая- социальная- познавательная инициатива (направленность действий) как преподавателя, так и обучающегося взаимодействие с опытом

Слайд 12


АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ
ПРОЕКТЫ
МОЗГОВОЙ
ШТУРМ
CASE
-STUDY
ТРЕНАЖЕР
ИМИТАЦИ-
ОННАЯ
ИГРА
РОЛЕВАЯ
ИГРА
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
ТРЕНИНГ
КРУГЛЫЙ
СТОЛ
СЕМИНАР
ДИСКУС-
СИЯ
Формирование навыков
Формирование умений

и представлений

Формирование знаний, представлений

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯУЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫМОЗГОВОЙШТУРМCASE-STUDYТРЕНАЖЕРИМИТАЦИ-ОННАЯИГРАРОЛЕВАЯ ИГРАДЕЛОВАЯИГРАТРЕНИНГКРУГЛЫЙ СТОЛСЕМИНАРДИСКУС-СИЯФормирование навыковФормирование умений и представленийФормирование знаний, представлений

Слайд 18 Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три

учебно-организационные задачи:


1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:1) подчинить процесс обучения

Слайд 19Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной

мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации;повышение познавательной активности учащихся;активное вовлечение

Слайд 20Результативность
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает

их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

РезультативностьВключение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность

Слайд 21Доводы «за»:
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Практически

все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Доводы «за»:Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс

Слайд 22Доводы «за»:

Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного

мнения над другим.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Доводы «за»:Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.Учащиеся учатся критически мыслить,

Слайд 23Доводы «за»:

Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных

контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий



Доводы «за»:Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу,

Слайд 24Доводы «против»:
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать

в процессе обучения.

Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.


Доводы «против»:Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.Для некоторых детей активные

Слайд 25Доводы «против»:
Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов

– только способ ничего не делать

Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

Доводы «против»:Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть