Слайд 1Занятие 1
Понятие
о техническом состоянии автомобиля
Слайд 2
Автомобиль представляет собой сложную техническую систему, предназначенную для осуществления транспортной деятельности
и характеризуемую множеством параметров, определяющих технические и эксплуатационные показатели данной системы.
Под системой понимается совокупность совместно действующих элементов, предназначенных для выполнения заданных функций.
По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты, узлы, механизмы и детали.
Слайд 3Все элементы автомобиля (агрегаты, узлы, механизмы, детали) имеют различную устойчивость к
потере работоспособного состояния, на которую влияют как внутренние конструктивные факторы, так и внешние факторы, определяемые условиями эксплуатации автомобиля.
Современный автомобиль состоит из 15...20 тыс. деталей, из которых 7...9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем около 3...4 тыс. деталей имеют срок службы меньший, чем у автомобиля в целом.
Из них 80... 100 деталей влияют на безопасность движения, а 150... 300 деталей чаще других требуют замены, вызывают наибольшие простои автомобилей, ресурсные затраты в эксплуатации.
Слайд 4Современный автомобиль состоит из 15...20 тыс. деталей
Слайд 5Работоспособность элементов автомобиля определяется его техническим состоянием.
Техническое состояние представляет собой
набор изменяющихся в процессе эксплуатации свойств конструктивных частей автомобиля, которые в определенный момент должны соответствовать требованиям, установленным технической документацией.
Техническое состояние автомобиля и его элементов определяется количественными показателями конструктивных параметров.
Например, для двигателя это размеры деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, для тормозов — толщина тормозных накладок, диаметров тормозных барабанов и зазоров между ними.
Слайд 6Техническое состояние представляет собой набор изменяющихся в процессе эксплуатации свойств конструктивных
частей автомобиля
Слайд 7Обозначим эти показатели, как: у1, у2, у3,..., уn.
Возможность непосредственного измерения
конструктивных параметров многих изделий без частичной или полной разборки узла чаще всего ограничена.
Для этих изделий при определении технического состояния пользуются косвенными величинами (диагностическими параметрами), связанными с конструктивными параметрами и дающими о них определенную информацию.
Например, о техническом состоянии двигателя можно судить по изменению его мощности, расходу масла на угар, компрессии, содержанию продуктов износа в масле.
Слайд 8Компьютерная диагностика двигателя
Слайд 9В процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных
ун, соответствующих новому изделию, до предельно допустимых упд, а затем и до предельных уп.
Значение уп соответствует предельному состоянию узла, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно
(рис. 1.1).
Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной работы, называется наработкой li .
Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом lр.
Слайд 10Тогда в интервале пробега
при
(зона работоспособности)
изделие считается исправным и может выполнять свои функции.
Если изделие удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации по всем показателям, то оно считается исправным.
Если параметры изделия, характеризующие его способность выполнять заданные функции, соответствуют установленным нормативно-технической документацией требованиям, то оно признается работоспособным.
Слайд 11Рис. 1.1. Изменение состояния элемента в зависимости от значений
параметров состояний
Слайд 12Отсюда следует, что когда автомобиль может выполнять свои основные функции, но
не отвечает всем требованиям технической документации (например, помято крыло), он работоспособен, но неисправен.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль до состояния
то наступит отказ, т.е. нарушение работоспособности.
В этом случае прекращается транспортный процесс (остановка на линии, преждевременный возврат с линии).
Слайд 13Роль предельно допустимого значения параметра заключается в том, чтобы своевременно обнаруживать
(предупреждать) приближение момента отказа для принятия соответствующих мер.
Для своевременного предупреждения отказа элемента автомобиля необходимо иметь представление :
о причинах изменения технического состояния элемента;
о факторах, определяющих проявление этих причин,
о влиянии этих факторов на интенсивность изменения технического состояния элементов автомобиля.
В начало