Слайд 4Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Слайд 6Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов:
экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Слайд 7Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых
являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.
Слайд 9Современная педагогическая система наук о воспитании:
Фундамент - философия и история образования.
Общая
педагогика:
теоретические основы;
дидактика;
теория воспитания;
школоведение;
Возрастная педагогика:
дошкольная;
школьная;
профессионально-техническая;
педагогика высшей школы;
Социальная педагогика:
семейная педагогика;
перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
музейная педагогика;
театральная педагогика и т.д.
Специальная педагогика:
сурдопедагогика;
тифлопедагогика;
олигофренопедагогика.
Методика преподавания предмета.
Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
Военная педагогика.
Слайд 11Межнаучные связи педагогики:
С психологией: общий объект изучения - это процессы развития
и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).