Слайд 1 Каргопольская глиняная игрушка
Слайд 2С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не
только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005).
Слайд 3Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных
мастеров России приезжают из Волгограда и Мурманска, Вологды и Владимира, Смоленска и Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, Архангельска и др. городов.
А все началось с глиняной игрушки. Писатель Юрий Андреевич Арбат в 60-е годы нашел в деревне Гринево мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину. Написал о ней и об Иване Васильевиче Дружинине, игрушку которого обнаружил в Москве в коллекции Музея народного искусства. Датирована работа Ивана Дружинина 1935 годом. Игрушки Ульяны Бабкиной сделаны для Юрия Арбата в 1963 году. Так узнали об удивительной мастерице-сказочнице. В деревню Гринево за игрушками и за добрым словом поехали ценители народного искусства.
Слайд 4У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год
Слайд 6Посуда
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960
г.
Слайд 7Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей
профессионалов-ремесленников.
Центром событий стала выставка «От археологии до наших дней» – из фонда Каргопольского музея и частных собраний. По описаниям краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова на каргопольском базаре еще в начале XX века можно было встретить «из гончарных изделий… черную посуду: как-то горшки различных величин, крышки к ним, латки, кринки, масляники, кадиленки, цветочники…..
Слайд 8Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.
Слайд 9Гончарные изделия. Каргопольский район.
XIV – XIXвв.
Слайд 10Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие
на базаре: лошадки – на воле , в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти последние… скорее напоминают собою изделия людей каменного века), «Утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным давно нетронутой почвы)».
Слайд 13В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией.
Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля. Женская фигура в глине связывалась с образом Матери-Сырой земли, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами солнца.
Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменными его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг.
Слайд 14О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)
Слайд 151
2
1. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)
2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)
Слайд 16Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)
Слайд 17Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве
Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек из глубин народного подсознания, из памяти былинного эпоса материализовался в глине и стал любимым сюжетом в творчестве всех мастеров, одним из символов города.
Более приближены к иллюстрации, к повествованию ярко раскрашенные игрушки Александра Петровича Шевелева – основателя артели мастеров в Каргополе, родоначальника сувенирного направления в развитии игрушки.
Слайд 19Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы.
Развитие чувства формы и цвета , знание традиций требуют времени и любви. У каждого творчески работающего мастера в Каргополе свой узнаваемый почерк, свои любимые сюжеты, колористические решения. Центр ремесел «Берегиня» собрал наиболее активных мастеров. Здесь созданы условия для творчества, для участия на выставках и фестивалях народного искусства.
Династия потомственных мастеров из рода Кононовых – Светлана Михайловна Кононова и ее дочь Евгения Придеина, Тамара Серафимовна Водяницкая, Ольга Фарутина.
Слайд 20Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка
Слайд 21С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.
Слайд 22Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.
Слайд 23Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974
г.
Слайд 24В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки
Слайд 25Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой
(1899-1978) из Гринева – одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой.
Слайд 26Крестьянин с папиросой. 1935 г.
И.В. и Е.А. Дружинины.
Слайд 27И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.
Слайд 28И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.
Слайд 29Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или
воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.
«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах – фантастические головные уборы.
Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь.
Слайд 30Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать
Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя которой , к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.
Слайд 32Среди гриневских мастеров известна и семья Егора Ивановича и Ульяны
Егоровны Дружининых. У них росли четыре сына и три дочери, трое из которых – Сергей, Николай и Любовь – лепили игрушки. Егор Иванович – потомственный гончар, но на продажу делал одну посуду, Ульяна Егоровна помогала ему в работе и, кроме того, «стряпала» игрушки.
Их дочь Любовь (р.1918г.), как и А.В.Завьялова, училась у У.И.Бабкиной.
Слайд 33К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича
Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его посуда была признана чуть ли не самой лучшей: тонкостенная, с красивой муравленой поливой. Делал он и игрушки. Глиняные фигурки Рябова, в большинстве своем стоящие, изготовлены из единого куска глины с малым числом налепов. Игрушки несут в себе отголосок старых образов, хотя иные детали выполнены натуралистично.
Слайд 34С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.
Слайд 36С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.
Слайд 37Александр Петрович Шевелев (1910-1980).
В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные
сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего лапти или играющего на гармони, грибника с кузовком за плечами. Но иногда из рук Шевелева выходят игрушки совсем простые, будь то свистульки с головой птицы Сирин, коровы или барана, лошади или утушки, мы сразу обращаем внимание на их своеобразную лепку, присущую только этому мастеру, невольно всматриваемся и в сам образ, тесно связанный с местной фольклорной и изобразительной традицией.
Слайд 38 «Лиса с петушком»
Шевелев Александр Петрович 1954 г.
Слайд 39А.П. Шевелев.
Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.
Слайд 41А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.
Слайд 42Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)
родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как
и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи.
Слайд 44К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.
Слайд 45Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду
внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой – свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования.
Сегодня Каргополь- творческая лаборатория ,мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.
Слайд 463 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие
знания ремесел в детстве, в деревнях – в семьях потомственных мастеров, еще в 60-70-е годы передавали свои секреты следующему поколению мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров.
В дни праздников здесь размещаются мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие на выставках в Каргополе престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.
Слайд 47Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств
также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 60-е годы Александром Петровичем Шевелевым.
Слайд 48«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются
гончарством. В этой мастерской
трудятся всего
13 мастеров, некоторые из них уже более 20-лет
отдали этому нелегкому труду.
Слайд 50Вторая сушка уже на специальной печи
Слайд 52Посуда после обжига в специальной печи
Слайд 53Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки
Слайд 54Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка
Слайд 55Яковлева Светлана Николаевна 1972г.