Слайд 1
Тема урока:
Изготовлению тряпичной куклы.
Выполнение ручных стежков и строчек.
Цель
урока:
1. Вспомнить ручные стежки и строчки, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе на примере изготовления тряпичной куклы.
2. Пробудить интерес к изготовлению тряпичной куклы, как важнейшую составляющую культуры русского деревенского быта.
3. Научить последовательному изготовлению тряпичной куклы;
4. Научить выполнению ручных стежков и строчек при изготовлении тряпичной куклы
5. Изготовить тряпичную куклу.
Слайд 2История возникновения тряпичной куклы на Руси.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни
даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла.
Слайд 3Птица-радость — обрядовая куколка,
которая использовалась для привлечения Весны.
Слайд 4Кукла-Ведучка или Ведущая в жизнь
Слайд 5Одолень-Трава обереговая кукла
Слайд 22 В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские обряды. Чаще всего
свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд.
Относились к игре очень серьёзно, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняя обрядовые песни.
Кукла наделялась магической силой плодородия.
Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, оставалось безликим.
В деревнях объясняли это просто не умением красиво разрисовывать лицо, боялись вселения в него злых, недобрых сил. Она должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость.
Слайд 23Пока дети были совсем маленькими, куклы им шили мамы, бабушки, старшие
сёстры.
Но с пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.
В древности так и было принято: всё что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах.
Здесь были и кружева, и золотая вышивка и украшения из бисера, и разноцветные плетёные шнуры, и многое другое.
Слайд 24Изготавливали куклы – обереги из тряпья. Обычно они висели в избе
возле печи, оберегая хозяев от болезней.
В крестьянской семье их было много, и все имели своё место.
Во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли
Вот такая кукла дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «Крупеничка», или «Зернушка», внутрь её насыпали крупу или зерно.
Слайд 25Материалы, инструменты и приспособления:
Белая или телесного цвета х/б ткань для
лица и туловища
Х/б ткань для платья куклы (желательно цветная);
Нитки ( обязательно красного цвета );
Ручные иглы (тонкие и длинные);
Ткань для косынки с отделкой из тесьмы или кружева;
Крупа или зерно для наполнения туловища и головы
куклы;
Старые бусы.
Слайд 26Последовательность изготовления тряпичной куклы.
Берем лоскут и сшиваем из него мешочек обязательно
красными нитками стежками «назад иголка».
Слайд 27Верхнюю часть мешочка собрать гармошкой предварительно проложив прямые сметочные стежки.
Слайд 28Мешочек вывернуть на лицевую сторону и насыпать любую крупу, только половину
мешочка.
Уплотнить, постукивая о стол.
Верх завязать, оставляя хвостик.
Слайд 29Ткань оборачиваем вокруг тела – это будет нижняя рубаха.
Затем берем
яркую ткань и тоже оборачиваем вокруг тела поверх рубахи, и закрепляем ниткой.
Опускаем платье.
Слайд 30Берем яркую ткать и сворачиваем трубочкой (это будут руки ) и
закрепляем к телу ниткой.
Слайд 31На голову белой ниткой пришиваем тесьму.
Слайд 32Оформляем волосы из ниток, различные бусы и повязываем платочек.
Слайд 33Подведение итогов.
Вот и готовы наши «Крупинички» и «Зернушки».
Каждый из вас
выполнял свою тряпичную куклу ,
посмотрите какая прекрасная игрушка у нас получилась.
Слайд 34Скажите, пожалуйста, где еще можно применить ручные стежки
и строчки, которые мы использовали сегодня при изготовлении
бабушкиной куклы?
- Давайте попробуем оценить нашу работу. А оценивать мы будем
не обычно, а с помощью чувств.
- Какие чувства вызывает у вас ваша работа сегодня на уроке?
- Как вы думаете, что в данном уроке было самым важным?
- Какая цель урока была самой правильной по вашему мнению?
Мне было очень приятно с вами работать. Желаю вам новых открытий, творческих успехов.
Спасибо за работу.
Каждый из вас с любовью изготовил куклу добра и радости, и все заслуживают за работу на уроке оценку отлично.