Слайд 1Неоклассицизм
Учитель Останина ТВ
МАОУ Гимназии 70.
Слайд 2Неоклассицизм
определение, принятое российскими искусствоведами, обозначающее течение в искусстве 19-20 вв., которое
основывается на античности или классицизме разных эпох – от Ренессанса до поздних этапов. В Германии неоклассицизм относят к 20 веку, а классицизм определяют периодом 1762—1840 гг. В некоторых трудах европейских авторов встречается упоминание «нео» классицизма, как обновленном направлении стиля, характерного для второй половины 18 в., а также неоклассицизма 19 в., различая его со стилем 17 – начала 18 вв. Так во Франции под стилем неоклассицизм понимают течение в искусстве во второй половине 18 в. (стиль Людовика XVI (Louis XVI)), а собственно классицизм – это стиль 17 в. (стиль Людовика XIV (Louis XIV)).
Слайд 5 Стиль неоклассицизм получил развитие еще в 1725г. после трудов художника Колина
Кэмбелла (Colin Campbell. 1676 – 1729 гг.) «Vitruvius Brittanicus», в которых он призвал к возвращению к палладианским традициям. Неоклассицизм в архитектуре стал проводником либеральных взглядов. Примером раннего неоклассицизма стал Чисвик Хаус (Chiswick house) архитектора Вильяма Кента, который был построен в 1725 г.
Слайд 8Особенности стиля
Своей главной задачей неоклассицизм в архитектуре видел возвращение к истокам
европейской культуры. Начало археологических раскопок в Греции и Италии в XVII веке вызвало острый интерес архитекторов к принципам античных зодчих. Это привело к появлению стиля, именуемого классицизмом, который развивается и постепенно преобразуется в неоклассицизм. Главной его особенностью является соединение сдержанных традиций с романтическими. Прежде два этих стиля соперничали друг с другом, но, наконец, находят множество точек соприкосновения.
Слайд 11Периодизация неоклассицизма
В архитектуре Термин «неоклассицизм» в архитектуре имеет некоторые разночтения. В
первую очередь это связано с европейским и российским подходом к выделению его периодов. В Европе принято отделять классицизм (XVII век) и неоклассицизм (вторая половина XVIII, стиль Людовика 16 – первая треть XIX). В нашей стране дела обстоят несколько иначе. Например, в России и Германии это время как раз считается классицизмом. А под новой классикой понимается зодчество конца XIX – начала XX века. В России, где неоклассицизм оказался чрезвычайно востребованным и плодотворным принято выделять три его периода.
Слайд 14Неоклассицизм в мировой архитектуре
Классицизм был мощнейшим художественным стилем. Он охватил все
виды искусства. Его развитие привело к появлению неоклассицизма, который строился уже не на чистом подражании античным образцам, а на их переосмыслении. Стиль воспроизводил древние каноны, сочетая их с находками модерна и некоторыми национальными достижениями. Принципы были заложены ещё в XVII веке Андреа Палладио, который построил немало зданий в Виченце. Эти сооружения стали образцом для будущих поколений архитекторов. Он возбудил интерес к приёмам античных зодчих и он не утихал несколько веков.
Слайд 15Неоклассицизм во Франции
Первые шедевры архитектуры неоклассицизма были созданы Клодом Леду, который
начал своё творчество ещё до французской революции. Его солеварня в Арк-э-Сенан, здания таможни при въезде в Париж, театр в Безансоне возрождали греческие традиции и положили начало блестящей эпохе неоклассицизма во французской архитектуре. Самым знаменитым представителем этого стиля является Жак Анж Габриэль. В середине 50-х годов XVIII века он создал величественное здание Военной школы на Марсовом поле, роскошную Оперу Гарнье, Малый Трианон в Версале, проект площади Конкорд в Париже. Его работы стали предвестниками расцвета неоклассицизма во Франции
Слайд 16Неоклассицизм в Великобритании
В 60-х годах XVIII века неоклассицизм в архитектуре стал
наиболее актуальным стилем в Англии. Его основоположниками стали два великих зодчих: Роберт Адам и Уильям Чемберс. Они, в отличие от французских коллег, строили в основном жилые строения. Адам посетил Италию, где навсегда влюбился в античные сооружения и здания А. Палладио. Английский неоклассицизм отличался от французского большим изяществом и лёгкостью. Здесь огромное внимание уделялось интерьерам, самым знаменитым из которых является декор Сайон-хауса с этрусскими мотивами. Продолжателями традиций британского неоклассицизма являются Джон Соун и Джордж Дэнс. Они талантливо продолжают «стиль Адама». Здание банка Англии и тюрьмы в Ньюгейте были превосходными образцами элегантной английской неоклассики.
Слайд 17Русский неоклассицизм: основные черты
Особую роль приобрёл стиль неоклассицизма в русской архитектуре.
Первый этап был связан с преодолением кризиса модерна, возвращением к классическим истокам, поисками простоты. Иван Фомин, Владимир Щуко, Иван Жолтовский занимаются изучением классических, золотых пропорций. Они исследуют шедевры архитектуры Италии и Франции, реализуют находки в своих постройках. Второй этап неоклассицизма ставит задачу создания величественных сооружений, прославляющих власть Сталина. Монументализм и масштабность этих построек до сих пор удивляет людей.
Слайд 18Ар Деко
Французский термин art deco означает "декоративное искусство". Течение сформировалось в
Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде,
Слайд 19В США главным символом стиля стали небоскребы. В числе самых узнаваемых
– Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38-метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.
Слайд 20Для сооружений этого стиля были характерны кубические формы в сочетании с
контрастом горизонтальных и вертикальных элементов. Для подчеркивания основного объема использовались понижающиеся выступы.
Слайд 22 Стиль ар-деко вышел далеко за пределы архитектуры. Он был чрезвычайно популярен
в сфере моды, мебельного дизайна, а также графике. В этом стиле оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия».
Мастера ар-деко часто использовали алюминий, нержавеющую сталь, инкрустации по дереву, кожу акулы и зебры. Формы были ступенчаты и зигзагообразны, с множеством – широких кривых линий.
Слайд 24 В Советском Союзе архитектурные проекты арт-деко в чистом виде не получили
особого распространения, ассоциируясь с капиталистическими излишествами. Но стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. В этом ключе выполнены, к примеру, станции метрополитена в Москве: "Маяковская" (проект Алексея Душкина) и "Аэропорт" (работа Бориса Виленского и Всеволода Ершова).
Слайд 26 Закат направления пришелся на Вторую мировую войну, а возрождение – на
1980-е годы, когда к стилю обратился графический дизайн.
Возникнув изначально как декоративное искусство, art deco полноценно вошел в частную архитектуру и интерьерное пространство. Сегодня в домах арт деко органично соединяются элементы ар нуво, кубизма, неоклассики, египетские и африканские сюжеты.
Слайд 29
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
Использование
прямых линий и форм.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
Слайд 34Ампир
Русские и западноевропейские искусствоведы отмечают некую парадоксальность в преемственности стиля ампир
страной, победившей диктаторский режим «маленького капрала». Этот факт объясняется не только интересом императорской России ко всему французскому даже во время военных действий, но и символической направленностью архитектуры ампира, заключающейся в прославлении монархической власти.
Слайд 36 Блестящая победа над Наполеоном в 1812 году в очередной раз продемонстрировала
европейским правителям право на наследие «третьим Римом» античных политических и архитектурных традиций. Мастера русского ампира, вдохновленные достижениями французских зодчих, наделили новый стиль рядом отличительных черт, позволивших историкам искусства говорить о«необыкновенной изящности и живописности, присущей русскому ампиру в архитектуре» (Верле П.).
Слайд 38
Особенности Московского и Петербургского ампира
Московская и петербургская архитектура второй четверти XIX
века переживает блестящий расцвет вдохновленная «ампирной идеологией», но благодаря творческим исканиям продолжателей и отступников архитектурных традиций XVIII века столичный и провинциальный русский ампир в архитектуре начинает развиваться по-разному.
Слайд 40Главные ансамбли и площади столицы (которой на тот момент являлся Петербург)
под руководством Росси К. И. и Стасова В. П.было решено перепланировать в новом архитектурном стиле. На фасаде главных столичных зданий нередким стало появление лавровых венков, орлов, сфинксов, доспехов, шлемов и прочих атрибутов античности, в то время как городские ансамбли все чаще дополнялись стелами, триумфальными арками и памятными декоративными колоннами.
Слайд 41Несмотря на то, что изначально русский ампир в архитектуре развивается «заручившись
высочайшим одобрением и поддержкой Александра I» как ведущий стиль позднего (высокого) классицизма, самые выдающиеся здания «чистого» императорского стиля были построены при Николае I, за что русский ампир получил название «николаевский». Однако, в то же время, Грабарь И. Э., не использовавший термин «русский ампир», называет архитектуру 1800-1830 гг. «Александровским классицизмом», а зодчество после 1830-х гг. «Николаевским классицизмом».