Слайд 1
Развитие творческих способностей учащихся через декоративно-прикладное искусство
Слайд 2Тема работы: «Развитие творческих
способностей учащихся через
декоративно-прикладное искусство»
посвящена одной
из проблем школьного (технологического образования)
-развитию творческих способностей учащихся.
Это позволяет глубже познать
историческое и культурное наследие
страны и мира,
воспитывать эстетический вкус,
развивать практические навыки,
формировать духовный облик человека и
гражданина.
Слайд 3
Актуальность темы
обусловлена тем, что
занятия декоративно-
прикладным творчеством
из
развлечения переродились
в дизайнерский элемент
массового использования. Элемент оригинальный, не
всегда на любой вкус,
но он вполне достигает
своей цели:
делает предметы,
окружающие нас, менее
индустриальными, холодными, безликими,
идеальными…
Слайд 4Цель работы:
1.Формировать устойчивый интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, соединяя прочные
теоретические знания с умением применять их на практике, помогая в самоопределении школьников, стремящимися овладеть основами мастерства.
2. Побуждать учащихся к творчеству в доступной для них форме, выявить их способности.
3.Разработать технологическое и методическое обеспечение занятий по технологии обработки художественных материалов.
Слайд 5 Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1 .Формирование умений и навыков самостоятельного анализа предметов декоративно-прикладного творчества, создание благоприятных условий для развития стремления к научному поиску в своей работе.
2. Обучение разнообразным методам, приемам, формам и средствам декоративно-прикладного творчества и народных ремесел.
3.Воспитание творческого подхода в выполнении творческих работ по декоративно-прикладному творчеству.
4.Развитие умения работать с учебной литературой.
5.Рассмотреть структуру творческого процесса.
6.Выявить этапы управления творческим процессом.
7.Разработать план-конспект урока, внеклассное мероприятие.
Слайд 6
Объект исследования: познавательная деятельность учащегося в процессе изучения раздела – «Технология
обработки художественных материалов» на уроках и во внеурочное время.
Слайд 7Основные методы:
- личностно-ориентированное обучение;
-проектная деятельность.
Формы организаций и виды уроков:
- лекции;
-
семинар;
- урок-практикум;
- урок-консультация.
Слайд 8Условия:
- авторские программы элективных курсов «Вышивка», «Ковроделие и аппликация»;
-программа дополнительного образования
объединения декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» (создана на основе авторских программе элективных курсов);
- рабочая учебная программа по проектной деятельности;
- дополнительная литература по декоративно-прикладному творчеству.
Слайд 9Прогнозируемые результаты
обучения.
В процессе изучения раздела
«Художественная обработка материалов» на
уроках и внеурочное
время учащиеся должны:
знать виды декоративно-прикладного
творчества;
уметь различать образцы народного
творчества различных центров;
вести самостоятельную художественно-
творческую деятельность в области
декоративно-прикладного творчества.
освоить технические и художественные
приемы рукоделия.
Слайд 10
Метод исследования–
теоретический, эмпирический.
Этап исследования-3года
3года.
Слайд 11Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
Слайд 12
Основные стадии творческого
процесса:
первая-возникновение
идеи (акт творчества);
вторая-выработка
схемы (акт науки);
третья-разработка
деталей (акт ремесла)...
Слайд 13Этапы творческого процесса:
-постановка посильной задачи;
-теоретическая подготовка к выполнению задачи;
-поиск конкретного решения
задачи;
-материальное осуществление теоретического замысла.
Слайд 14Творчество учащихся может быть выражено тремя уровнями:
1. воспроизводящая деятельность;
2. воспроизводящая деятельность
с элементами творческого подхода;
3. творческая деятельность.
Слайд 15Основные целевые функции
управления творческим процессом:
-становление, создание управляемой
и управляющей систем;
-поддержание
всех свойств системы,
ее упорядочение и стабилизация;
-обеспечение оптимального
функционирования системы;
-развитие системы.
Слайд 16Как и любая другая составная часть
учебно-воспитательного процесса,
творческий процесс нуждается
в
эффективном контроле. Высокая
результативность контроля зависит от
выполнения следующих условий:
первое условие - компетентность
проверяющих;
второе условие - своевременная и точная
информированность о ходе дел в
контролируемом процессе;
третье условие - научная обоснованность,
полнота, объективность, конкретность
выводов, рекомендаций, предложений,
требований;
четвертое условие – действенность контроля, т.е. оказание своевременной
помощи.
Слайд 17 Для того чтобы раскрыть в учащихся
творческое начало необходим
индивидуальный
подход.
Индивидуальный подход к учащимся
связан с учетом большого круга их
индивидуальных особенностей и
взаимодействия между ними.
Одна из главных задач изучения
индивидуальных особенностей учащихся заключается в том, чтобы выводы о них строились на основе достаточного количества объективных данных. Это требует систематического планомерного изучения учащихся.
Слайд 18Существует несколько методов изучения индивидуальных особенностей учащихся: метод эксперимента, метод анкетирования,
метод изучения межличностных отношений.
Метод эксперимента. Эксперимент предполагает преднамеренное создание специальных условий, в которых проявляются определенные специальные способности учащихся. Он может проводиться с помощью различных заданий и поручений, касающихся учебной деятельности, общественной работы, взаимодействия с товарищами. Учащемуся могут быть предложены задания с целью выяснения его скоростных возможностей, уровня развития практического мышления, основательности выполнения трудовых действий и т.д.
Метод анкетирования. Анкета - это способ получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Положительной стороной этого метода является возможность его массового применения. Использование анкет будет эффективным при соблюдении ряда условий. Очень важно, чтобы вопросы анкеты были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми. Особой задачей является побуждение учащихся к откровенности
Слайд 19 При индивидуализации учебной работы нужно учитывать:
-обученность,
- обучаемость,
-навыки самостоятельной работы,
-познавательные интересы ,
-здоровье учащихся. Положительный исход творческой деятельности учащихся на прямую
зависит от творческой активности учителя.
Слайд 20
Для творчески активного учителя, владеющего педагогическим мастерством, характерны:
- высокий уровень
организации занятий;
- бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся;
-целесообразный подбор учебно- производственных работ;
-высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности;
- нацеленность на качество результатов труда;
- деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;
-строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.
Слайд 21
Занятия художественным
творчеством демонстрируют
широкие возможности такой
продуктивной деятельности,
которой можно
увлечь ребят,
чтобы заполнить их свободное
время интересным и
содержательным делом,
развить-стремление
к прекрасному, воспитать
вкус и уважение к народным
традициям.
Слайд 22Народное декоративно-прикладное искусство –
неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого
искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Слайд 23Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
На протяжении многих лет
я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся через декоративно-прикладное искусство».
Работая над этой темой я поставила перед собой задачу: Как научить ребенка учиться? Но не просто ,,научить учиться’’, а учиться творчески.
Развитию творческой активности способствует проведение уроков в нетрадиционной форме.
Во-первых, нетрадиционный урок повышает интерес к предмету, во-вторых помогает раскрыться не только сильным, но и слабым учащимся, и, наконец, нетрадиционный урок- это настоящий праздник для учителя и ученика.
Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов».
Слайд 24В пятом классе по программе отводится восемь часов на рукоделие и
художественные ремесла.
На этих уроках я взяла за основную тему: «Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства».
Я предлагаю учащимся выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том , что она не требует предварительной подготовки, изделия выполняются быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться . Материалы и инструменты доступны: это игла, ножницы, шило, картон, нитки, карандаш, пенопласт.
Практические занятия в технике изонити предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков.
Слайд 26
Учащиеся 6 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой
«Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением, как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему: «Художественной обработке материалов». Я предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.
Слайд 27 В 7 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вязала
я узоры».
На этом году обучения учащиеся знакомятся с вязанием, - одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства,- увлекательным и полезным занятием, которое позволяет рукодельницам оригинально украсить свою квартиру, обогатить и сделать разнообразным семейный гардероб;
секретами вязания крючком.
Учащиеся видят, глядя на образцы, что волшебный крючок в умелых руках может превратить нить в изящную салфетку или забавную игрушку.
Слайд 29
В 9 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Аппликация».
Аппликация - один из видов декоративно-прикладного искусства, материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал.
Слайд 30Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях.
Основная цель внеурочных занятий по
технологии-
содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей:
связи обучения с жизнью,
познания детьми окружающего мира и последовательному расширению их кругозора,
обогащению межпредметных связей,
приобщению к миру прекрасного.
Слайд 31 В тории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся
пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей учащихся не может происходить без постановки задачи.
Задача –это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Слайд 32
Для развития творческих способностей
учащихся через декоративно-прикладное искусство во внеурочное время
разработана программа элективного курса «Вышивка», «Ковроделие и аппликация» в которой подробно изложены умения и навыки учащихся, основные формы контроля, виды деятельности. Программа имеет экспертное заключение департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска (октябрь 2006г. уровень - областной).
В школе работает кружок «Рукодельницы» по программе, которая разработана на основе авторских программ элективных курсов.
Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через проектную деятельность.
Слайд 33Задачи программы:
показать разнообразные методы, приемы, формы и средства декоративно - прикладного
творчества и народных ремесел;
обеспечить обстоятельное изучение школьниками учебников и учебных пособий по декоративно-прикладному творчеству;
воспитывать у учащихся творческий подход в выполнении практических работ по декоративно-прикладному творчеству;
формировать умения и навыки самостоятельного анализа предметов декоративно-прикладного творчества;
создать благоприятные условия для развития стремления к научному поиску в своей работе.
Слайд 34Прогнозируемые результаты обучения по дополнительной образовательной программе «Рукодельницы».
В процессе изучения
дисциплины «Декоративно-прикладное творчество» школьники должны:
-знать виды декоративно-прикладного творчества;
-знать художественную систему культурных традиций Дальнего Востока;
-уметь различать образцы народного творчества различных центров;
-вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного творчества;
-освоить технические и художественные приемы рукоделия.
Слайд 35Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставка работ обучающихся;
Участие в школьных
и городских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Слайд 36В результате обучения проектной деятельности учащиеся умеют:
-выдвигать гипотезу на основе фактов,
наблюдений и экспериментов;
-обосновывать свою точку зрения;
-представлять результаты в виде таблиц;
-использовать информацию по теме из различных источников;
-делать чертежи, рисунки и фотографии;
-овладевать умением слушать и слышать.
Слайд 37Заключение.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во
всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что
творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека
Слайд 38 В работе «Развитие творческих способностей учащихся через декоративно-прикладное искусство» была
исследована познавательная деятельность учащегося в процессе изучения раздела –«Технология обработки художественных материалов».
Цель работы:
1.Формировать устойчивый интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, соединяя прочные теоретические знания с умением применять их на практике, помогая в самоопределении школьников, стремящимися овладеть основами мастерства.
2. Побуждать учащихся к творчеству в доступной для них форме, выявить их способности
3.Разработать технологическое и методическое обеспечение занятий по технологии обработки художественных материалов.
достигнута с помощью решения следующих задач:
- рассмотрена структура творческого процесса;
- дана характеристика основным принципам обучения;
- выявлены этапы управления творческим процессом;
- проанализирована воспитательная работа в процессе изучения темы;
-разработан план-конспект урока;
- внеклассное мероприятие ;
-разработана авторская программа элективных курсов «Ковроделие и аппликация», «Вышивка» ;
-разработана программа кружка «Рукодельница». (на основе авторских программ элективных курсов) ;
-составлена программа по проектной деятельности.
Слайд 39ВЫВОД
Работы по декоративно - прикладному творчеству способствуют
приобщению к многовековым
народным
традициям и ремеслам, осуществлению эстетического
(развития вкуса),
физического(тренировка
мелкой моторики рук),
экономического
(дешевизна производства)
воспитания,
установлению
меж – и внутрипредметных
связей.
Слайд 40 Школа находится в социально неблагополучном микрорайоне.
Из 340 учащихся:
-117 неполных
семей,
-неблагополучных семей-25,
-многодетных семей-50,
-малоимущих семей-85
(из них-64 семьи состоит на учете в соцзащите),
-опекаемых-7 семей,
-приемные родители-3семьи,
-инвалидов-4семьи.
У многих крайне низкая мотивация к учению.
Слайд 61Схема обдумывания
материалы
Инструменты,
приспособления и оборудование
Технология изготовления
Охрана труда
Экономическое обоснование
Картина, выполненная в технике вышивки
бисером
Проблема, потребность
Историческая справка
Мода, стиль
Модель
Конструкция
Вариант 1. Вариант 3.
«Розы для любимой» «Корзина с цветами»
(Вышивка крестом). (Вышивка бусинами).
Вариант 2. Вариант 4.
«Шторм» «Бабочки»
(Гобеленовое шитье). (Вышивка бисером).
Декоративно-прикладные изделия
Слайд 64Дизайн-спецификация
Картина, выполненная в технике вышивки бисером
Сколько?
Малые финансовые затраты
Для чего?
Украшение
интерьера
Для кого?
Жильцы квартиры
Как?
Ручной способ изготовления
Чем?
Инструменты
Где?
Место применения
Из чего?
Материалы
Ножницы
Игла
Напёрсток
Сантиметровая лента
Пяльцы
Схема
Интерьер
Канва, нитки, бусины
Экономическое обоснование
Себестоимость: С1+С2
Слайд 68Реклама
Вы хотите, чтобы ваш интерьер
Стал теплым и уютным,
Индивидуальным, неповторимым и современным?
Приходите к нам !!!
Мы поможем вам создать шедевр своими руками!!!
Вышивки придают необыкновенный уют,
Прекрасно дополняют любой интерьер.
Купите одну из наших работ,
И вы не пожалеете об этом!!!
Слайд 69Вывод:
любая ручная вышивка является шедевром, потому что выполнена вручную, и уникальной
хотя бы потому, что другой человек вышьет её совсем иначе.
Работы по декоративно - прикладному творчеству способствуют приобщению к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развития вкуса), физического (тренировка мелкой моторики рук), экономического (дешевизна производства) воспитания, установлению меж – и внутрипредметных связей.